Разграничение дарения и взятки
Взятка представляет собой принятие должностным лицом лично или через посредника материальных ценностей (предметов, денег, услуг, иных имущественных выгод) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может им способствовать, а также за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).
Не углубляясь в уголовное право, следует напомнить, что данный состав содержит и квалифицирующие признаки, в частности, взятки могут быть совершены в крупном и в особо крупном размере, что ужесточает наказание за данное деяние. Примечательно, что за получение взятки применяется более суровое наказание, чем за ее дачу.
Взяточничество, как острая проблема для российского общества, характеризуется еще и тем, что доказуемость этого преступления весьма затруднительна и, обычно, в случае уличения во взятке, подозреваемые ссылаются на то, что это вовсе не взятка, а дарение! И хотя в законодательстве прописаны определения и взятки, и дарения, проблема подлога данных понятий и коррупции в целом никуда не девается, а потому, разграничение этих институтов имеет большое практическое значение.
Следует определить предмет преступления в случае взяточничества – это взятка, выраженная в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе либо выгодах имущественного характера.
Но часто под взяткой может выступать и подарок, откуда и начинаются проблемы разграничения:
- отличительное свойство подарка – это безвозмездность, взятка же предполагает встречное предоставление в виде конкретных действий либо общего благоприятствования в пользу дающего или представляемых им лиц. Причем ответственность наступает вне зависимости от того, что было первым – получение взятки или определенное действие или наоборот – этот факт важен лишь для различия взятки-подкупа или взятки-благодарности;
- субъектный состав: подарок преподносится любому лицу (с определенными ограничениями, установленными законодательством), взятка же дается только должностному лицу;
- подарок – это абсолютно легальный способ выражения симпатии или признательности, взятка – это преступление, то есть противоправное деяние;
- подарок должностному лицу не может превышать стоимость в размере трех тысяч рублей, в противном случае он будет считаться взяткой.
Взяточничество будет иметь место и независимо от размера незаконного вознаграждения в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, если:
1) имело место вымогательство этого вознаграждения;
2) вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе правомерное, служебное поведение должностного лица;
3) вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).
Важно иметь в виду и продолжаемое преступление, выражающееся в передаче взятки по частям, каждая из которых не превышает 3000 рублей, а также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей, если общая стоимость таких «подарков» превысила три тысячи рублей.
Запрет на получение государственными и муниципальными служащими подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений дополняется и федеральными законами, например, ст. 14 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые, в целом, дублируют положения ГК РФ. Но особое внимание стоит уделить запрету на дарение подарков стоимостью свыше 3000 рублей для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, служащих Банка России, поскольку п. 2 ст. 575 ГК РФ делает исключение и не распространяет данный запрет на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Но и это исключение регулируется Приказом Министерства Финансов № 136 от 26 февраля 2010 г., согласно которому подарки, полученные в рамках таких мероприятий, и чья стоимость превышает 3000 рублей, передаются государственными служащими в Министерство Финансов РФ на ответственное хранение с приложением всех соответствующих документов.
Однако, государственные служащие могут выкупить сданные подарки, а вот сумма выкупа этих даров в документе не уточняется, а, следовательно, этот Приказ вряд ли можно назвать эффективным в борьбе с коррупцией и взятками.
Можно ли вообще отграничить обычный подарок от взятки? Да, можно, с правильным законодательным регулированием этого вопроса и желанием применять закон в соответствии с его назначением.
Весьма дискуссионной является ситуация, при которой взяткодатель несет меньшую ответственность, чем взяткополучатель, хотя ясно, что оба лица здесь выступают субъектами преступления, да и в целом коррупция – это не односторонний акт. Ведь если кто-то берет, значит кто-то позволил себе дать эту взятку?
Уже упомянутый Приказ Министерства Финансов требует доработки и конкретизации. А дополнительная граница между взяткой и обычным подарком должна быть проведена еще и путем установления минимального размера взятки, так как предел в размере 3000 рублей таковым не является, потому что иначе происходит намеренный подлог понятий «взятка» и «подарок». В частности, в качестве ориентира для определения минимальной суммы взятки может выступить денежное содержание должностного лица, например, как одна двадцатая часть среднемесячного денежного содержания. И такое соотношение было уместно закрепить в примечании 1 к ст. 290 УК РФ.
Подобный подход законодателя к статьям установил бы и единый критерий пропорционального характера, и придал бы многим положениям закона конкретность, ликвидировав размытые формулировки, которые часто играют на руку правонарушителям.
Список использованной литературы:
1. Проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского/ Римское частное право – Москва: Юриспруденция, 2000 - 591 с.
2. Гражданский кодекс РФ 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// СПС Консультант. 2008
3. Маковский А.Л. Дарение (глава 32)// ГК РФ. Часть II: текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель/ под ред. Козырь О.М., Маковского А.Л., Хохлова С.А. - М., 1996. С. 305.
4. Суханов Е.А. , Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право. 4-е изд - СТАТУТ, 2014 - 1208с
5. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант
6. Елена Рябченко, Договорное право. Курс лекций Жанр: Науки Издательство: Научная книга - Москва, 2014
7. Решение Дзержинского районного суда в г. Ярославль от 27.02.2015 по делу № 2 - 1077/2015 // https://rospravosudie.com/court-dzerzhinskij-rajonnyj-sud-g-yaroslavlya-yaroslavskaya-oblast-s/act-504784081/
[1] Проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского/ Римское частное право – Москва: Юриспруденция, 2000 - 591 с.
[2] Гражданский кодекс РФ от 18.12. 2006 № 230 – ФЗ// СПС Консультант. 2008
[3] Кунцевич А. С. Актуальные проблемы договора дарения//Научно-практическое издание. Нотариус. 2012. №4. С. 21
[4] Маковский А.Л. Дарение (глава 32)// ГК РФ. Часть II: текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель/ под ред. Козырь О.М., Маковского А.Л., Хохлова С.А. - М., 1996. С. 305.
[5] Суханов Е.А. , Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право. 4-е изд - СТАТУТ, 2014 - 1208с
[6] Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант
[7] Елена Рябченко, Договорное право. Курс лекций Жанр: Науки Издательство: Научная книга - Москва, 2014
[8] Решение Дзержинского районного суда в г. Ярославль от 27.02.2015 по делу № 2 - 1077/2015 // https://rospravosudie.com/court-dzerzhinskij-rajonnyj-sud-g-yaroslavlya-yaroslavskaya-oblast-s/act-504784081/