Анализ результатов исследования 1 страница

IN BUSINESS

СОВЕТЫ ЖЕЛАЮЩИМ

ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО

Автор Лоренс Хибберт

Редактор Татьяна Смирнова

Перевод с английского Сергея Ермолаева

Пособие к радиокурсу Би-Би-Си "In Business"

Анализ результатов исследования 1 страница - student2.ru

ББК 65.9(4/8)

С56

С56 In business. Советы желающим открыть свое дело.

М.:Интерлист,1993.224с.

Подготовлено к печати ВВС МРМ Ltd

Россия, Москва, 113525, п/я 100.

Bush House, PO Box 76, Strand, London, WC2B 4PH

ВВС МРМ Ltd 1993

Впервые опубликовано в 1993 году.

ISBN 5-900282-03-1

Исключительное право на публикацию этой книги принадлежит издателю. Перепечатка, ксерокопирование материалов и другие попытки распространения этой книги считаются противоправными и преследуются по закону. В случае необходимости перепечатки статей, глав или частей этой книги предлагается обращаться по одному из адресов, указанных выше.

Interlist Publishing Ltd, Grant House, 56-60 St John Street, London, EC1M 4DT

Издательство "Интерлист" Россия, Москва 101455, ГСП-4, Бумажный проезд, 14.

Напечатано и переплетено в России.

ББК 65.9(4/8)

Советы желающим открыть свое дело

Книга издана при участии ИПА "Три Л".

Подписано в печать 7.12.93. Формат 60x84/16. Бумага офсетная № 1. Гарнитура Таймс.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,0. Уч. изд. л. 12,7. Тираж 100 000.

Изд. №Л-17. Лицензия № 070523 от 29.05.92. Заказ № 6806

Издательство "Интерлист" Министерства печати и информации России.

101455, Москва, Бумажный пр., 14

Отпечатано в филиале ГМП "I Образцовая типография"

113114, Москва, Шлюзовая наб., 10

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

Глава 1: Малый бизнес В России сегодня. 5

Глава 2: Чем вы будете заниматься?. 10

Глава 3: Привлечет ли ваша идея клиентов ?. 16

Глава 4: Оценка идеи вашего предприятия. 23

Глава 5: Организационно-правовое оформление вашего предприятия. 35

Глава 6: Оформление вашей идеи. 42

Глава 7: Финансирование вашей идеи. 48

Глава 8: С чего начать и как организовать работу. 57

Глава 9: Организация финансовой деятельности. 64

Глава 10: Маркетинг: на пользу вашему бизнесу. 76

Глава 11: Реклама вашего предприятия. 84

Глава 12: Как научиться продавать. 92

Глава 13: Ваша фирма и кадры.. 98

Глава 14: Почему предприятия терпят крах. 107

Глава 15: Вы, ваше предприятие и ваше общее будущее. 115

Приложение 1: Образец бизнес-плана. 123

Приложение 2. 128

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга написана с целью помочь тем россиянам, которые, в силу своего выбора или сложившейся ситуации, пожелали открыть собственное дело.

В нее включены интервью с русскими и западными бизнесменами, записанные для специальной серии радиопрограмм Би-Би-Си, а также общепринятые положения теории бизнеса и практические примеры. В намерения автора не входила идея научить россиян, как заниматься бизнесом в их собственной стране. Основная цель - дать им необходимую базовую информацию, благодаря которой они смогли бы принять наиболее верные решения и, развив ее, приспособить к существующим условиям.

Издание этой книги стало возможным благодаря помощи многих людей.

Пользуясь случаем, я хочу выразить мою признательность продюссеру Кати Флауэр, редактору серий Кари Блэкберн и консультанту-лингвисту Лиле Побережской. Я также благодарен Нику Абу-Хайдару и Фионе Кушли, которые проводили исследования и записывали интервью с русскими и британскими предпринимателями, что и составило основу как радиосерий, так и этой книги.

Я приношу мою благодарность следующим людям за их вклад в создание радиопрограмм Би-Би-Си и этой книги:

Сергею и Даниилу Запольским, фирма "Юринг", Москва;

Доктору Ирине Разумновой, Центр развития мелких предприятий "Гильдия",

Москва;

Доктору Марку Урнову, Центр прогностических программ, Москва;

Рею Дэви, Группа Управления Проектов (Management Projects Group), Лондон;

Александру Грею, Хэй Менеджмент Консалтанс (Hay Management Consultants),

Лондон;

Стану Мендему, Форум Частного Бизнеса (Forum of Private Business), Лондон;

Иену Мозли, банк "Барклайз" (Barclays Bank), Лондон;

а также всем русским и британским предпринимателям, слишком многочисленным для перечисления, которые пожертвовали своим временем, чтобы убедить и вдохновить других ступить на трудную, но благодарную стезю открытия собственного дела.

Лоренс Хибберт

Июль, 1993 год

Глава 1: Малый бизнес В России сегодня

Сейчас в России происходят самые масштабные со времен большевистской революции перемены в экономике и политике: переход от промышленности, работающей преимущественно на воен­ные нужды и загрязняющей окружающую среду к экологически чистой, выпускающей мирную продукцию; от колхозов к кооперативам или частным хозяйствам; от командной системы управления к такой, которая позволяет проявлять инициативу. Это очень болезненный процесс, и он потребует много времени.

С начала этой перестройки число зарегистрированных безработных неуклонно растет, а многие государственные предприятия переходят на сокращенную рабочую неделю или предлагают своим рабочим уходить в неоплачиваемый отпуск. Все больше россиян вынуждены серьезно задумываться об индивидуальной трудовой деятельности, так как для многих из них она является единственной альтернативой безработице. Некоторые идут в бизнес, возможно, чтобы почувствовать удовлетворение от того, что они работают на себя, а может быть и потому, что они видят открывающиеся перспективы в стране, где так не хватает предприятий малого бизнеса, которые в условиях рыночной экономики работают в сфере обслуживания, торговле и в некоторых мелких специализированных производствах обрабатывающей промышленности.

Эта книга, которая приурочена к программе радиопередач Би-Би-Си "In Business", написана для тех россиян, которые по своему выбору или в силу необходимости решили попытать счастья и создать свое небольшое предприятие, и для тех, кто уже, может быть, открыл свое дело и нуждается в практической помощи в его ведении.

Нынешняя обстановка в российском малом бизнесе совершенно неблагоприятна для начинающих предпринимателей. И все-таки, входе подготовки нашей радиопрограммы мы встречали очень многих преуспевающих предпринимателей, от мелких, как, например, женщины, продававшей пельмени, до крупнейших, чьи успехи на международном рынке сделали их известными всем и каждому. Это положительные примеры развития бизнеса, которые уже имеют место в России, и мы надеемся, что они вдохновят наших читателей.

В сегодняшней России условия для предпринимательства и позиция официальных органов совершенно не похожи на то, что мы наблюдаем на Западе. Однако нам кажется, что во многом опыт английских бизнесменов будет полезен для россиян.

"В промежутке между 1900 и 1914 годами Россия представляла собой зону самого интенсивного развития предпринимательства, более интенсивного, чем в Америке и, уж конечно же, чем в Англии. Значит потенциал есть. Проблема же в том, что система, которая существовала в Советском Союзе так долго, предусматривала страшнейшие наказания за неудачи и очень скромное вознаграждение за успех, а понятия риска, обязательности соблюдения сроков и необходимости перемен совсем не вписываются в мировоззрение большинства российских директоров, с которыми мне приходилось иметь дело".

Сэр Джон Харви-Джоунс, бывший председатель совета директоров крупнейшей британской компании "Ай-Си-Ай" (ICI).

Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Малые фирмы питают жизненными силами здоровый экономи­ческий организм. Например, они способствуют конкурентной борьбе в тех отраслях, где иначе безраздельно господствовал бы большой бизнес,

и не позволяют бесконтрольно поднимать цены. Оказалось также, что малый бизнес способен весьма эффективно развивать и эксплуатировать новые революционные технологии.

Для успешного развития рынка требуется обстановка, которая бы стимулировала внедрение широкой гаммы организационных новшеств в процесс производства и сферу обслуживания. Нужны рынки, которые были бы в достаточной степени совершенны и позволяли бы малым и новым фирмам оформляться и достигать оптимального уровня развития.

"Преуспевающий малый бизнес жизненно необходим для России, потому что именно он дает людям работу - это во-первых, а во-вторых, только малый бизнес в состоянии гибко реагировать на нужды людей, чего сейчас так недостает в России."

Сэр Джон Харви-Джоунс, бывший председатель совета директоров крупнейшей британской компании "Ай-Си-Ай" (ICI).

"Только малый бизнес в состоянии гибко реагировать на нужды людей, чего сейчас так недостает в России."

В самом начале, когда малый бизнес только зарождался в России, распространились слухи, что будто бы малые предприятия скупают все сырье, и потому прилавки магазинов пусты. И люди поверили, что малый бизнес не принесет пользы российской экономике. Однако результаты анализа Госкомстата, опубликованные в 1993 году показали, что объем сырьевых товаров, закупленных малыми предприятиями у государственных оптовых контор и Госкоопторга ничтожен.

Петр Мягков, бывший председатель Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства, надеется, что вскоре в России начнется устойчивый прирост предприятий малого бизнеса, и что к ! 997 году их будет б миллионов, а к 2005 году - около 12 миллионов. Этот показатель сопоставим с аналогичными показателями в других развитых странах.

Что значит заниматься бизнесом?

Вот что люди хотят получить от бизнеса:

- доход

- работу

- возможность самостоятельно принимать решения

- возможность эффективно использовать свою квалификацию

- удовлетворение от работы

- шанс реализовать себя как личность

- независимость в жизненных вопросах

- возможность владеть собственностью, которую можно передать своим детям.

Джим Смит живет на севере Англии. Он работал на сталеплавильном заводе до его закрытия в 1980 году, в результате чего 10 000 человек потеряли работу. Тогда он вместе с товарищами, такими же безработными, решил создать свое небольшое предприятие.

"Никто не мог дать нам работу. В нашем округе было слишком много лишних рабочих, так что нам нужно было самим думать о работе для себя, пока нам не будет 65. Нам не хотелось, чтобы кто-то распоряжался нашими рабочими судьбами; а то работаешь себе 25 лет, и вдруг бац! - ты никому не нужен. Мы хотим все решать сами. И поэтому открыли свое дело."Джим Смит, Консетт, Англия.

"Нам не хотелось, чтобы кто-то распоряжался нашими рабочими судьбами. Мы хотим все решать сами."

Уверены ли вы, что преуспеете в бизнесе? Исследования на Западе показали, что предприниматели должны полностью отдаваться своему делу, быть готовы работать практически круглые суши, рисковать своими деньгами и здоровьем, понимать, что времени для семьи у них почти не останется, не то что раньше, когда они просто где-то работали. Зачастую они просто обречены на одиночество.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Если вы серьезно хотите заняться бизнесом, постарайтесь честно ответить на следующие вопросы (да /нет):

1. Как у вас со здоровьем? Выдержите ли вы долгие часы работы, которые потребует от вас ваш бизнес?

2. Способны ли вы работать одни?

3. Готовы ли вы рисковать?

4. Можете ли вы рассчитывать на помощь и поддержку своей семьи?

5. Подумали ли вы о том, как отразится ваш бизнес на вашей семейной жизни?

6. Знаете ли вы сами, зачем вам этот бизнес?

7. Можете ли вы принимать решения самостоятельно, а не просто выполнять чьи-то указания?

8. Задумывались ли вы над тем, что ваш бизнес потребует от вас?

9. Мечтаете ли вы опробовать новые идеи и способы ведения дел?

"Мы работаем ежедневно с 10:00 до 20:00. Почти все директора работают по выходным, пока коллективы отдыхают. По утрам, еще в постели, я уже строю всякие планы. Я здесь нахожусь весь день: провожу совещания, принимаю поставляемую продукцию, подписываю договоры и продаю товары. Стыдно признаться, но у меня не хватает времени, чтобы сходить в больницу навестить своего больного ребенка. Я ухожу с работы в 20:30, и даже если день был не слишком тяжелым, все равно к концу дня выматываешься."

Вачаган Енгибарян, директор аптеки "Старый Арбат", Москва.

Предпринимателю малого бизнеса нужно быть универсалом

Быть владельцем своей фирмы - это значит не только стать "начальником". Вы и не подозреваете, сколько черновой работы вас ожидает, особенно бумажной: юридические документы, ваши собственные планы и контроль за их исполнением. Вам потребуется овладеть самыми разными навыками:

продавца - убеждать покупателей приобретать товары и услуги у вас, а не у конкурентов;

снабженца - работать с поставщиками, чтобы те не подводили со сроками и давали самые хорошие цены;

бухгалтера/юриста/эксперта - предприниматели малого бизнеса не всегда могут позволить себе иметь в штате всех необходимых специалистов;

руководителя - вашему коллективу нужно будет выполнять ваши указания. По мере развития любого бизнеса вы будете принимать на работу все новых людей, причем некоторые из них будут заниматься узкоспециальными вопросами и освободят владельца от заботы о них. И тем не менее, на первых порах хозяин вынужден быть и лидером, и руководителем, и специалистом - и все для того, чтобы дело делалось и, причем, как надо.

"Очень тяжело. Мы 16 лет работали в совхозе, а два года назад отделились и с тех пор работаем самостоятельно. Мы знаем, что никто палец о палец не ударит, чтобы помочь нам. Как бы ты ни устал, нужно работать до темна. Пока урожай на поле, надо его убирать, даже если ты болен. Это в твоих же интересах, ведь это -твоя собственность, ты вложил в нее свой труд."

Анна Назарьева, владелица частной фермы под Москвой.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте перечень преимуществ и недостатков работы:

- на себя

- на государственном предприятии

- на другого частного предпринимателя

по следующим параметрам: оплата труда, оплата больничных листов, отпуск, пенсия, независимость и гарантия работы. Несомненно, вы увидите весь риск, связанный с работой только на себя.

Только, пожалуйста, не обманывайте себя и не думайте, что частное предпринимательство - это молочные реки и кисельные берега. Даже преуспевающие бизнесмены, будь то в России или на Западе, не могут позволить себе расслабиться и вкусить от своих праведных трудов.

"Это же ответственность круглые сутки. Все время надо думать, что нужно сделать, чтобы не было прокола."

"Это же ответственность круглые сутки. Все время надо думать, что нужно сделать, чтобы не было прокола. Кроме того, вы же несете ответственность перед людьми, так что все вопросы надо решать обдуманно и со всей серьезностью".

Вахтанг Махарадзе, генеральный директор "Интерфермы", Москва.

Семья - ваш союзник

Даже если вы собираетесь управляться с вашим бизнесом без посторонней помощи, вам все равно потребуется поддержка других, например, семьи или друзей. Ваш бизнес будет требовать от вас постоянного внимания - в физическом смысле, в психологическом аспекте и в социальном плане - и ему все равно, когда это происходит: в рабочее время или после работы.

Прежде чем принять окончательное решение и связать себя обязательствами, посоветуйтесь со своими близкими и обсудите с ними возможные последствия вашего решения. Так же, как и вам, им необходимо ясно представлять себе ваши первоочередные задачи, то, что они могут меняться, и то, как это может отразиться на них.

"Успех и крах – это нормальные явления, Нам стоит пересмотреть свое отношение к предприятиям терпящим крах."

"Мой племянник с дядей подбирают все необходимые материалы и изготавливают некоторые детали, а я выполняю окончательную сборку. Это большой плюс, так как в трудные времена родственники более терпимы к тебе, они могут подождать, если ты им должен. Семейная предприятиям фирма надежнее.

Всеволод Гладилин, предприниматель, Москва.

Уроки бизнеса

Никто в мире не начинал своего дела, уже изначально имея все необходимые навыки и знания. Самым лучшим (и суровейшим) учителем является практическая работа. Она научит вас извлекать уроки из своих ошибок, а эта книга расскажет вам, как избежать краха.

"Успех и крах - это нормальные явления. Некоторые терпели неудачу дважды, но все-таки делали третью попытку. Предприниматель должен обладать исключительными качествами, раз он все же добивается своего, несмотря на такие трудности. Нам стоит пересмотреть свое отношение к предприятиям, терпящим крах."

Петр Мягков, бывший председатель Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства, Москва.

Человеку свойственно ошибаться, однако это не оправдывает невежество. Люди могут многому научиться от других. Можно сказать, вы уже приступили к процессу обучения, раз начали слушать программу "In Business" и купили эту книгу. Если у вас в городе есть какая-нибудь ассоциация предпринимателей, сходите туда, пообщайтесь с ее членами, узнайте новости. Примите участие в семинарах, попытайтесь попасть на курсы менеджмента. Оглянитесь вокруг, посмотрите, как развивается предпринимательство рядом с вами и постарайтесь понять, почему некоторые преуспевают, а другие терпят неудачу, побеседуйте с самими предпринимателями и с их коллективами. Читайте о бизнесе в газетах и журналах, смотрите специальные программы по телевизору, слушайте радио, короче, пытайтесь узнать как можно больше.

Понимание ваших личных целей

Многие в России не знают, как прожить сегодняшний день. Казалось бы, где тут думать о будущем? И все-таки, когда ясно видишь свою цель, можно составить план конкретных действий по ее достижению.

Не все утруждают себя постановкой ясных целей. Многие ограничиваются лишь пониманием того, что приносит им удовлетворение или что делает их несчастными, и не более того.

Ваш бизнес будет все время на первом месте, как в работе, так и в семейной жизни. Если это вас не устраивает, то бизнес не для вас.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Изложите ваши долгосрочные дели (цели вашей жизни), среднесрочные (на период от года до десяти) и ближайшие задачи (действия, приближающие вас к реализации среднесрочных целей) в следующих областях:

Семья - дети, отношения с супругой/супругом.

Стиль жизни - улучшение жилищных условий, машина.

Карьера/бизнес - создать сеть предприятий торговли.

"Мы имеем в общем-то все, что нам нужно. Просто мне хочется иметь возможность иногда покупать что-нибудь еще."

Нужно периодически пересматривать свои цели, так как это поможет вам собраться с мыслями и правильно решить, чем заниматься.

Помните, что эти цели - ваши личные, и они не обязательно должны быть похожи на чьи-то еще. Они могут быть очень скромными, как у Татьяны.

Татьяна выпекает и продает кондитерские изделия у себя на дому.

"Я просто хочу, чтобы дети были одеты и обуты, и ничего больше не надо. Я не мечтаю о богатстве. Мы имеем в общем-то все, что нам нужно. Просто мне хочется иметь возможность иногда покупать что-нибудь еще, например, шоколад или яблоки, вот и все."

Каковы бы ни были ваши цели в создании предприятия малого бизнеса, задача этой книги - помочь вам претворить вашу мечту в жизнь.

Глава 2: Чем вы будете заниматься?

«По данным Госкомстата в начале 1993 года в России A JL насчитывалось где-то порядка 200 000 предприятий малого бизнеса. Согласно прогнозу, подготовленному в рамках программы развития малого бизнеса, к концу 1993 года их количество достигнет 800 000. Возможно, к концу 1997 года их будет 6-7 миллионов."

Петр Мягков, бывший председатель Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства.

Какие малые предприятия ждет успех?

Как уже упоминалось в главе 1, вклад малого бизнеса в экономику Великобритании становится все более ощутимым. В 1989 году эти предприятия давали 17% общенационального годового оборота. На долю фирм с числом работающих менее 20 человек приходилось примерно 35% всех занятых в частном секторе; причем в США этот показатель приближался к 40%, в Японии он превышал 60%. Это дает нам возможность проанализировать направления, наиболее перспективные для малого бизнеса.

Данные анализа преуспевающих предприятий малого бизнеса в Великобритании, приведенные ниже, дают вам представление о том, какие предприятия этого сектора будут развиваться в России в ближайшие несколько лет.

A. Сфера обслуживания:

Строительные фирмы - небольшие строительные предприятия и подрядчики по столярным работам, сантехнике и электрике.

Специализированные фирмы - архитектурно-планировочные, юридические, бухгалтерские, брокерские и стоматологические.

Предприятия общественного питания - закусочные, фабрики-кухни, кафе, рестораны.

Деловые услуги - рекламные агентства, услуги по маркетингу, уборка офисов, ксерокопирование материалов и компьютерное программирование.

Предприятия мелкорозничных услуг - парикмахерские, прачечные самообслуживания, пункты ремонта обуви, киоски.

Б. Производственный сектор:

(Здесь малый бизнес прочно обосновался в узкоспециализирован­ных производствах, которые слишком малы, чтобы заинтересовать в коммерческом плане крупные компании).

Предприятия по производству продуктов питания -специализированные производства, например, хлебо­булочных изделий, тортов, мороженого.

Деревообрабатывающие производства - мелкие партии, например, высококачественной мебели и оборудования для магазинов.

Издательства и типографии - небольшие тиражи книг и бланковой продукции.

B. Сфера торговли:

(В этом секторе малые фирмы являются правилом: из 350 000 предприятий торговли 216 000 представляют собой самостоятельные магазины, где работают их владельцы.).

Мелкие книжные лавки, цветочные магазины, газетные киоски, овощные лотки, ателье ремонта обуви, химчистки, магазины игрушек, торговля рыбой и хозяйственные магазинчики есть на каждой центральной улице во всех больших и малых городах. Там, где есть потенциальные покупатели, всегда будут магазины, предлагающие похожие товары и конкурирующие друг с другом.

"На российском рынке буквально все товары народного потребления в дефиците."

"На российском рынке буквально все товары народного потребления в дефиците, их качество низкое, а цены высокие, так что тут есть над чем поработать."

Андрей Коломиец, главный редактор экономи­ческой редакции телерадиокомпании "Деловая волна", Москва.

С чего начинать проработку идеи

Юрий Тичишин, предприниматель из Москвы, был в командировке в итальянском городе Милане. Там ему попалась на глаза рекламная газета под названием "Секонда Мано" (Seconda Мапо). Ничего подобного в Москве он не встречал, и потому решил попытаться выпускать что-нибудь в таком же духе. А сегодня газета "Из рук в руки" регулярно выходит в Москве, и она настолько популярна, что уже появились "Сорока" в С-Петербурге и подобные газеты в Нижнем Новгороде и Самаре.

В принципе, существует лишь две альтернативы, а именно: придумать что-то самому или реализовать чью-то идею. Второе происходит гораздо чаще. Можно со спокойной совестью утверждать, что первое практически не случается, и любое успешное предприятие является продуктом уже известной концепции.

Вопреки распространенному заблуждению, ваши творческие способности - это не самое главное, что нужно для идеи вашего бизнеса.

У всех людей и организаций есть свои потребности, которые они удовлетворяют по-разному. Если вы в состоянии предложить способ лучшего или более полного их удовлетворения, то у вас почти наверняка появляется шанс. Идеи генерируются на базе двух подходов:

1. "Я умею это делать (скажем, плотничать), поэтому открою свое
дело и буду продавать результаты своего труда."

Или:

2. "Что нужно людям, и не могу ли я это им предложить?"

Теоретически, оба подхода могут воплотиться в реальный бизнес, однако, и вы, наверное, с этим согласитесь, второй вариант более привлекательный, так как в нем просматривается попытка решить проблему потребителя, а не производителя. Тот же плотник, например, узнав, что есть потребность в установке дверей повышенной прочности в частных квартирах, может организовать такое производство.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Возьмите лист бумаги и напишите три идеи создания бизнеса, которые вы уже проработали. Генерировать идеи - очень просто, если думаешь об удовлетворении потребностей людей.

Итак, у вас родилось несколько идей. Однако вам, вероятно, захочется проработать и другие, которые более подходят вам, скажем, по ресурсам. Следующие 11 вариантов помогут вам определиться.

Вариант 1. Изучите вашу нынешнюю работу

Если вы в настоящее время где-то работаете, то у вас есть все возможности изучить ваше предприятие. А это может способствовать зарождению у вас собственных идей. Такие идеи можно разделить на три основные категории:

A. Дублирование деятельности вашего предприятия.

Б. Выход на рынок, еще не освоенный вашим предприятием.

B. Разработка нового изделия на базе производимой продукции или
вида услуг в период работы на этом предприятии.

В данном случае преимуществом является то, что вы используете знания, опыт и квалификацию, полученные на вашей работе.

В России существует и несколько иной способ реализации таких идей, а именно: коллектив просто приватизирует свое предприятие.

"Благодаря стимулам в оплате труда, коллектив тоже не остался в накладе - наши заработки превысили уровень московских магазинов

"В октябре 1991 года мы с коллективом взяли в аренду наш магазин, и сегодня наш ассортимент продуктов питания, одежды и хозяйственных товаров существенно расширился, да и продавцы стали внимательнее относиться к покупателям. Благодаря стимулам в оплате труда, коллектив тоже не остался в накладе - наши заработки превысили уровень московских магазинов."

Алла Усенко, директор местного магазина, сибирский город Белово.

Вариант 2. Копирование и усовершенствование товаров и услуг, предлагаемых другими предприятиями

Взгляните внимательно на какое-нибудь предприятие и спросите себя: "а хватит ли у меня ресурсов, чтобы делать то же самое?" и, что еще более важно: "а смогу ли я сделать это лучше?" И если вы считаете, что да, то это и есть ваш шанс.

У такого подхода есть свои преимущества:

Кто-то другой проверяет спрос на продукцию, а вы просто копируете то, что делается другими, и, по мере возможности, вносите улучшения.

Это действующее предприятие уже наделало массу ошибок в процессе становления, и вам остается лишь извлечь уроки для себя.

Далее мы еще расскажем о том, что обеспечивает товару успех на рынке, в частности, об искусстве маркетинга, т.е. как сделать так, чтобы именно ваше предприятие, а не предприятие вашего конкурента, максимально удовлетворяло потребности покупателя.

"Я оформляю букеты и цветочные композиции в точном соответствии с пожеланиями заказчика, предлагаю им доставку цветов на машине и вручение лично. Моя дочь может преподнести букет получателю в нужное время и в нужном месте: в ресторане, дома, на работе".

Наши рекомендации