Практический инструментарий
На практике для анализа и оценки рисков, связанных с предпринимательским проектом, рекомендуется использовать следующую процедуру.
Шаг 1. Определить перечень рисков, которым в большей мере может быть подвержен проект. Для этого выделяют набор простых рисков, характерных для каждой стадии проекта. Количество стадий и их содержание напрямую связано с особенностями самого проекта. Понятно, что одних лишь качественных оценок рисков в бизнес-плане будет явно недостаточно.
Шаг 2. Определить вероятность возникновения каждого риска из представленного перечня. С этой целью все риски по степени их значимости разбиваются на группы (по стадиям проекта, по источникам возникновения или по содержанию рисков). Затем группе экспертов предлагают оценить риски с использованием ранжирования или балльных оценок. Для обработки мнений экспертов используют методы, которые широко представлены в литературе.
Шаг 3. В дополнение можно рекомендовать использование и других методов количественной оценки риска (расчет точки безубыточности, проведение анализа чувствительности и др.).
Шаг 4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.
На практике для анализа и оценки рисков используют анализ чувствительности. Он позволяет определить степень влияния отдельных варьируемых факторов на финансовые результаты проекта. Выбранные факторы анализируются с точки зрения их влияния на осуществимость проекта и оценку его эффективности.
Пример 11.1. Бизнес-план: анализ чувствительности проекта
Анализ чувствительности проекта
Расчет основных данных, произведенный в постоянных ценах, показывает, что деятельность нового завода является высокоэффективной и устойчивой с экономической точки зрения.
Анализ чувствительности деятельности показывает, что на период 2003-2009 гг. проект остается рентабельным при следующих факторах (независимо):
• при снижении объема выручки по всем видам кирпича на 17% от запланированного по каждому году (с 2005 по 2009 г.);
• при росте ставки по кредиту до 28%;
• при опережающем росте цен на энергоресурсы и другие производственные составляющие — на 100% уже в первый год действия производства.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой устойчивости проекта к возможным колебаниям конъюнктуры, влияющей на выручку продукции, и опережающему росту цен на материальные ресурсы, формирующих себестоимость продукции.
Итак, анализ и оценка рисков предполагают заранее предусмотреть все основные виды рисков, выявить их источники, оценить степень риска, определить моменты их возникновения, а затем разработать программу мер по сокращению рисков и минимизации возможных потерь. Наличие такой программы будет свидетельствовать о знании возможных рисков и о готовности к ним.
Приложение
В приложении к бизнес-плану может быть представлена любая дополнительная или конфиденциальная информация, которая может быть полезна читателю, но не предназначенная для распространения или не вошедшая в основной текст бизнес-плана вследствие ее объема. Как правило, в приложение включают документы, которые могут служить подтверждением или подробным объяснением сведений, приведенных в бизнес-плане.
Так, в приложении могут быть представлены:
• сведения о руководителях фирмы или проекта;
• результаты исследования рынка;
• заключения аудиторских фирм;
• копии патентов, лицензий и др.;
• подробное описание технических характеристик продукции;
• описание производственного оборудования, зданий;
• копии юридических документов (заключенных договоров, гарантийных писем, протоколов о намерениях);
• сметы затрат на продукцию и услуги;
• схемы производственной и организационной структуры управления фирмой;
• отзывы авторитетных организаций;
• информация, опубликованная в периодической печати (статьи, ссылки на книги).
Соответственно приложения и дополнения следует переплетать отдельно от основного текста бизнес-плана и предоставлять по ситуации, когда в них возникает потребность.
Конфиденциальная информация может быть выделена в отдельный документ и предоставлена в случае необходимости.
11.4. Конкретная ситуация — «Создание предприятия "Мойдодыр-сервис"» (Часть А)
Предприниматель планирует создать малое предприятие в сфере бытовых услуг, которое будет заниматься установкой на дому и подключением сложной бытовой техники. Рассмотрим технологию бизнес-планирования на примере этой конкретной ситуации.
Описание ситуации
Предприниматель М. Карпов решил начать свое дело. Он предполагает создать малое предприятие «Мойдодыр-сервис», которое будет заниматься установкой на дому сложной бытовой техники (стиральных, посудомоечных машин и др.), а в дальнейшем и их обслуживанием.
М. Карпов, будущий владелец и управляющий этим предприятием, ранее уже работал в сфере услуг по ремонту сложной бытовой техники, а также имел опыт административной работы в сфере услуг, а потому хорошо знает специфику этой сферы деятельности. Кроме того, он — мастер своего дела, имеет специальную профессиональную подготовку по ремонту сложной бытовой техники.
Он решил, что воспользуется привлекательной для малого бизнеса, упрощенной системой налогообложения (с объектом налогообложения - доходы, по ставке единого налога в размере 6%).
Постановка задачи
На этапе разработки бизнес-плана предпринимательского проекта М. Карпову нужно собрать необходимые данные и провести экономические расчеты, чтобы ответить на интересующие его вопросы.
1. Сколько денежных средств потребуется вложить в этот бизнес?
2. Каковы будут единовременные расходы подготовительного периода?
3. С какими текущими затратами связано ведение этого бизнеса и какова его структура затрат?
4. При каком объеме предоставления услуг можно рассчитывать на покрытие всех текущих расходов без получения прибыли?
5. Когда окупятся вложенные средства и какова рентабельность инвестиций?