Взаимосвязь идеологий управления и классов информационных систем. Эволюция инф. систем. Классификация инф. систем
Развитие классов ИС тесно связано с эволюцией концепций управления и логистическо-производственных концепций. Логистические концепции развивались последовательно, отражая объективные потребности предприятия на том или ином этапе развития эк отношений.
MRP CRP | CLMRP MRP II | ERP | CRM WCM | ERP II EPM | SCM Сетевое произв-во |
Производство, ориентированное на производительность | Производство, ориентированное на качество | Быстрое производство | Гибкое производство | Инновационное производство | Компетенция / виртуальность |
Уникальность / инновации | |||||
Продуктовая программа / гибкость | |||||
Время | |||||
Качество | |||||
Цена / производительность |
Годы | Этапы |
1945-1950 | Научная организация труда, цикл качества Деминга PDCA |
1960-е | TQC – тотальный контроль качества |
MRP – план-е потр-ти в материалах | |
CLMRP – план-е потр-ти в мат-лах по замкн циклу, составление производст программы и контроль ее исполнения | |
79е-80е | TQM – всеобщее управление качеством |
MRPII – план-е производст ресурсов на основе данных от поставщиков и потр-лей. Внедрение план-я, прогноз-я и контроля пр-ва | |
MRPII+( MRPII+JIT) – появление идеологии «точно в срок» и оптимизация узких мест произв-ва и сбыта | |
Метод «6 сигм» – высокотехнологичная методика точной настройки бизнес-процессов, применяемая с целью min-ции вероятности возникн-я дефектов в операционной деят-ти | |
Внедрение стандарта управления качеством ISO 9000 | |
ERP – планирование ресурсов предпр-я, в т.ч. дистрибуция – планирование распределения, финансовое план-е | |
1990е | Концепции реинжиниринга б-п, унификация понятия жизненного цикла продукции, переход к принципам постоянного совершенствования деят-ти предприятия |
1990е | Появление концепции SCM – управление цепями поставок и CRM – управление взаимоотношениями с клиентами |
ERPII – интегрированная система планирования ресурсов и внешних связей предприятия |
Классификация ИС:
1. По функциональности: ERP, SCM, CRM, MDM и пр.
2. По поддержке концепций управления: MRPII, ERP, ERPII.
3. По условиям приобретения: покупаемые и арендуемые, бесплатные, самостоятельно разработанные.
4. По уровню управления: операционные – направленные на сбор операционных данных о ежедневных операциях на предприятии; аналитические – обработка информации и представление ее в виде, удобном для принятия решений.
5. По характеру взаимодействия: закрытые и коллаборационные (взаимодействие с контрагентами).
6. По возможностям настройки: коробочные (готовые), конфигурируемые – преднастроенный функционал с возможностью дополнительной настройки; платформенные – требуют значительных усилий при установке и внедрении, т.к. фактически представляют собой инструмент создания ПО, а не готовое решение.
7. По масштабу применения: локальные и корпоративные.
8. По области применения: универсальные, отраслевые, специализир.
9. По мобильности: мобильные, Web-ориентированные, стационарные.
10. По происхождению: отечественные и зарубежные
Общая методология внедрения информационных систем. Этапы внедрения систем. Основные проблемы при внедрении инф. систем.
Каждый проект автоматизации б-п должен опираться на определенную методологию внедрения ИС. Методология внедрения – совокупность этапов, процессов, контрольных точек и документации, необходимых для успешной реализации проекта внедрения ИС.
Этапы процесса внедрения:
I.План.Подготовительные работы перед началом адаптации решения под заказчика
1. Определение. Работы по запуску проекта внедрения.
1.1. Определяется проектная команда со стороны поставщика услуг внедрения и заказчика.
1.2. Согласовываются основные характеристики проекта внедрения, планируются работы.
1.3. Создаются основные документы по проекту: Устав проекта, План проекта, График выполнения работ и т.п.
2. Анализ операций. Обследование предприятия.
2.1. Сбор общих требований. Ознакомление с документацией, подготовленной заказчиком (пользовательское ТЗ / список желаемой функциональности / описание бизнес-процессов и т.п.)
2.2. Бизнес-анализ. Включает анализ и моделирование бизнес-процессов (модель «как есть»), а также может предполагать реинжиниринг бизнес-процессов с целью определения точной потребности заказчика в функциональности системы и ее последующей настройки под бизнес-процессы заказчика.
2.3. Технический анализ. Анализ информационной технической инфраструктуры заказчика на соответствие требованиям к программно-аппаратному комплексу для установки инф системы.
2.4. ИТ-анализ. Анализ существующих инф систем (архитектура, программный код, бизнес-логика и т.п.) с целью интеграции новой системы с теми системами, которые компания-заказчик решила оставить, либо переноса данных из тех, от которых было принято решение отказаться.
3. Определение и описание доработок. Включает в себя как результаты реинжиниринга или предполагаемую модель «как должно быть» бизнес-процессов, так и требующиеся дополнительные инф-технич ресурсы, а также необходимые дополнительные стандартные или специализированные модули, либо ТЗ на разработку дополнительных уникальных функций, в т.ч. для интеграции систем (при отсутствии стандартных программ-интеграторов) или переноса данных.
4. Согласование дополнительных приложений к договору, уточняющих условия проекта, в т.ч. в части объемов, сроков и цен.