Количество оценочных показателей в Европейской премии качества
Критерии | Количество оценочных показателей | |
рекомендуемых | дополнительных | |
Роль руководства | ||
Менеджмент персонала | ||
Политика и стратегия | ||
Ресурсы | ||
Процессы | ||
Удовлетворение сотрудников | ||
Удовлетворение заказчиков | ||
Влияние на общество | ||
Результаты бизнеса | ||
Итого |
Введение Европейской премии за качество инициировало учреждение национальных премий в области качества во многих странах мира. В 1996 г. введена подобная премия в России[38]. Прототипом для российской премии послужила европейская модель. Однако состав основных критериев и оценочных показателей, их формулировки были увязаны с отечественным опытом работ по обеспечению качества. Критерии премий можно разбить две группы.
Первая группа характеризует то, как организация добивалась результатов в области качества, что делается для этого (возможности), и включает в себя следующие критерии:
• роль руководства в организации работ;
• планирование в области качества;
• использование потенциала работников;
• рациональное использование ресурсов;
• управление технологическими процессами и процессами выполнения работ.
Вторая группа характеризует то, что достигнуто {результаты) и включает в себя следующие критерии:
• удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг);
• удовлетворенность персонала работой в организации;
• влияние организации на общество;
• результаты работы организации.
Оценка участников конкурса на соискание российской премии ведется по 1000-балльной системе, включающей 9 основных критериев деятельности предприятия и 160 оценочных показателей. В сумме баллов российской премии самая большая доля отводится характеристике удовлетворенности потребителей. Графическое изображение модели российской премии в области качества показано па рис. 1.14.
Сопоставляя результаты оценки поданным критериям различными группами работников, организация как бы проводит внутренний аудит своей деятельности. Его результаты становятся основой для принятия соответствующих решений в разных областях деятельности организации, включая:
• повышение эффективности, производительности и внутренней координации работы организации;
• выявление задач в области качества, стоящих перед организацией и обеспечение ее ориентированности на интересы потребителей;
• придание существующим и потенциальным потребителям уверенности в возможностях, которыми располагает организация;
• достижение и поддержание требуемого качества продукции или услуг, отвечающих выявленным или предполагаемым нуждам потребителей;
• создание основ для сертификации системы;
• установление исходного уровня для ее непрерывного совершенствования.
В 111 Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности», проводившемся в 2001 г., приняло участие около 1000 организаций из 76 субъектов Российской Федерации. Его основные критерии приведены в приложении 6.
Премии по качеству призваны выделять и награждать предприятия-лидеры и ориентировать остальных на полную ликвидацию или сокращение своего отставания от них (рис. 1.15).
Так как это премии не за высокое качество каких-либо отдельных конкретных видов продукции, а за результаты всей деятельности предприятия и за сам подход к качеству, ее критерии представляют собой образцовые модели TQM[39]. Недаром Европейская модель TQM получила в последнее время название «Европейская модель превосходства в бизнесе».
Модели TQM:
• дают возможность предприятиям провести самооценку своей деятельности и далее посредством бенчмаркинга сравнить ее с признанным лучшим опытом работы;
• показывают, что только комплексный учет всех аспектов деятельности предприятия позволяет надеяться на продолжительный успех. Удовлетворение потребителя, удовлетворение персонала предприятия и положительное воздействие на общество выступают лишь как следствие политики и стратегии менеджмента, нацеленного на достижение лучших результатов предприятия в рыночных условиях;
• побуждают предприятия к постоянному совершенствованию, поскольку тс, кто этим пренебрегает, не просто остается на прежнем месте, а начинает отставать.
Рис. 1.15. Сравнительные результаты самооценки деятельности ЗАО «Атомстройэкспорт» руководством и сотрудниками (по критериям российской премии по качеству):
1 — роль руководства; 2 — политика и стратегия; 3 — управление персоналом; 4 — управление ресурсами; 5 — процессы; б — удовлетворение потребностей; 7 — удовлетворение сотрудников; 8 влияние па общество
сотрудники; — — — — руководство