Отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках показывает, будет получать фирма прибыль.

Отчет о прибылях и убытках показывает, будет получать фирма прибыль.

Важно отметить, что данный график не учитывает инвестиционные затраты и график их использования, но учитывает, например, выплату процентов по займу - как постоянные расходы. Следующий факт - это то, что в данном плане уже появляется в календарном виде график запуска проекта, будет видно старт по доходам и расходам. Отчет о прибылях и убытках приведены в таблице (табл.2.13)

Алгоритм расчета:

Выручка от продаж - Переменные затраты = Валовая прибыль - постоянные расходы (расходы по сбыту, административные расходы и др.) = Прибыль от продаж + Прочие доходы - прочие расходы = Прибыль до налогообложения - налог на прибыль - ЕСВ = Чистая прибыль.

После таблицы необходимо аргументировать начало получения прибыли, механизм его получения, со ссылкой на маркетинговый план.

Первым расчетом данной таблицы берутся за основу реалистический прогноз маркетингового плана и, в зависимости от данного количества производства, строятся переменные затраты. Если данный расчет приводит к отрицательному значению даже на конец года - проект неустойчивым и очень рискованным, или были допущены существенные ошибки в расчете себестоимости и расчетах постоянных расходов. Если такие расчеты положительные, тогда рассчитываются прогнозные показатели на следующие два года (поквартально и за год).

Также в данном разделе откорректируются системы налогообложения и структура информации о налогах:

- Плательщики налога

- Объект налогообложения

- Налогооблагаемая база

- Ставка налога

- Сроки уплаты налога

- Льготы

Таблица 2.13

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках показывает, будет получать фирма прибыль. - student2.ru

Движение денежных средств

Отчет о движении наличности не характеризует прибыль. Он лишь показывает, сколько денег вы на счете на начало и конец периода, в состоянии вы будете платить по своим обязательствам.

Главная цель - моделирование движения денежных средств. А в том числе три группы денежных потоков:

- От операционной деятельности

- От инвестиционной деятельности

- От финансовой деятельности

В таблице 2.14, в качестве примера, смоделирован движение денежных средств.

Таблица 2.14

Движение денежных средств

Вид деятель-ности Притоки Оттоки
Опера- ционная поступления от продажи товаров и предоставления услуг; поступления рентных платежей за предоставление прав, вознаграждений, комиссионных и прочих видов выручки; поступления и выплаты страховых компаний по страховым премиям, искам, по рентным и прочим видам страховых полисов выплаты поставщикам товаров (и услуг); выплаты работникам (и от их имени); выплаты налогов на прибыль, кроме относящихся к финансовой или инвестиционной деятельности;
Инвести-ционная- приток отток
  поступления от продажи основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов; поступления от продажи акций (или долговых инструментов) других компаний, а также долей в совместных предприятиях (за исключением таких инструментов, которые выступают как эквиваленты денежных средств или инструментов совершения коммерческих (или биржевых) операций); поступления в погашение авансированных сумм или займов, предоставленных другим сторонам (за исключением аналогичных операций, осуществляемых финансовыми институтами); выплаты для приобретения основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов ( в т.ч. выплаты, связанные с капитализацией затрат на разработку и строительство объектов основных средств хозяйственным способом); выплаты по приобретению акций или долговых инструментов других компаний, авансирование (или кредитование) других сторон (за исключением аналогичных операций, осуществляемых финансовыми институтами);
Финансовая приток отток
  поступления от эмиссии акций или выпуска других долевых инструментов; поступления от эмиссии облигаций, векселей, закладных, займов, а также от прочих краткосрочных или долгосрочных долговых инструментов выплаты собственникам при выкупе или погашении акций компании; выплаты в погашение займов; выплаты арендатором в погашение обязательства по финансовой аренде

В таблице 2.15 приведен отчет о движении денежных средств.

Таблица 2.15

Отчет о движении денежных средств

Отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках показывает, будет получать фирма прибыль. - student2.ru

Баланс предприятия

Баланс предприятия показывает, сколько стоит ваш бизнес. Баланс дает «моментальный снимок» стоимости компании. В активе баланса указывается стоимость всех ее составляющих (земля, здания, машины, оборудование, запасы товарно-материальных ценностей и т.п.), а в пассиве - размер всех ее обязательств (полученные кредиты, акционерный капитал, расчеты с кредиторами и т.п.).

Ниже приведена форма баланса предприятия:

Баланс за период (год):  
АКТИВЫ
Оборотные активы
Денежные средства  
Дебиторская задолженность  
Запасы готовой продукции (сырья)  
Задатки (выплаты будущих периодов)  
Другое  
Всего оборотные активы 0,00
необоротные активы
Земля  
Здания (учитывая износ)  
Оборудование (учитывая износ)  
Другое  
Всего необоротне активы 0,00
ВСЕГО ЧИСТЫЕ АКТИВЫ 0,00
 
ПАССИВЫ
Краткосрочные обязательства
Кредиторские обязательства  
Налоговые обязательства (до уплаты)  
Другое  
Всего краткосрочные обязательства 0,00
Долгосрочные обязательства
Долгосрочные ссуды  
Ипотечные обязательства (до уплаты)  
Другое  
Всего долгосрочные обязательства 0,00
ВСЕГО ПАССИВЫ 0,00
Капитал владельца  
Всего капитал владельца и пассивы 0,00

Анализ безубыточности и методы оценки экономической деятельности

Для оценки деловой целесообразности и прогноза будущей деятельности предприятия, следует рассчитать следующие показатели:

1. Рентабельность оборота (продаж) показывает, сколько чистой прибыли получено на 1 руб. реализованной продукции (долю прибыли в цене продукта). Рассчитывается по формуле:

Рентабельность продаж = чистая прибыль / выручка от продажи * 100 Пример: 64200,5 / 410200 = 0,1565102

2. Рентабельность затрат показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 грн. расходов. Рассчитывается по формуле: Рентабельность расходов = чистая прибыль / себестоимость. Пример: 64200,5 / 334670 = 0,1918322 * 100 = 19,18

3. Рентабельность производства продукции Цена за единицу / себестоимость единицы * 100-100. Пример 100/20 * 100-100 = 400%, то есть наценка на товар составляет 400%.

Период окупаемости - если показатели не переменные и есть только первичные инвестиции = I (инвестиции) / ПП (чистая прибыль за год или усредненная прогнозируемых три года).

Период окупаемости - если показатели переменные, используем табличный метод ((55344 * 4) / 67238 = 3.3 года. По таблице видно, что тело по кредиту или периодически вложенные средства перекрывается за счет чистой прибыли на четвертый год. Сумма в год разбрасывается пропорционально на каждый месяц.

Таблица 2.15

Табличный метод расчета погашения кредита

Года Всего
Валовой доход (фактически полученный, согласно Отчета ДДС) 12 742 92 590 136 851 138 856  
Выплаты по кредиту (тело) 2 069 20 045 22 974
Чистая прибыль на конец года за отчислением процентов (фактически полученная, согласно Отчета ДДС) 2 098 7 768 28 287

Расчет точки безубыточности приведены в следующей таблице (табл.2.16).

Таблица 2.16

Расчет точки безубыточности

Показатели. Первый год, грн
Объем реализации, грн.(Отчет о доходах и расходах) 15 663 910
Переменные расходы (себестоимость за год) 11 613 599
Доля переменных расходов в чистом объеме реализации 0,74
Операционные (постоянные) расходы за год 593 706
Точка безубыточности п4/1-п.3 (Годовой объем продаж, обеспечивающий отсутствие убытков, то есть нулевую рентабельность, в грн.) 2 283 485
Запас финансовой прочности п1-п5 13 380 426

Далее графически необходимо отразить все статьи расходов с учетом объемов продаж избранное прогноза (рис. 2.3):

Отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках показывает, будет получать фирма прибыль. - student2.ru

Рис. 2.3. Точка безубыточности.

Дополнительный расчет точки безубыточности необходимо рассчитывать по формуле:

Постоянные затраты / (цена за единицу (усредненная) - себестоимость единицы (усредненная)) = получаем количество продукции необходимой для достижения безубыточности.

Если планируется получить прибыль, то в соответствии формула трансформируется:

(Постоянные затраты + планируемая прибыль) / (цена за единицу (усредненная) - себестоимость единицы (усредненная))

Получаем количество продукции необходимой для достижения определенной прибыли для предприятия. Сочетаем с данными по производительности которые не должны быть меньше, чем полученные данные.

Риски и гарантии

Данный раздел должен дать ответ по крайней мере на два вопроса: во-первых, достаточно глубоко понимает или руководство фирмы и учитывает риски, связанные с данным бизнесом, во-вторых, может ли оно разработать соответствующий план действий в условиях неопределенности, конфликтности, недостатка информации .

Итак, в данном разделе бизнес-плана, прежде всего, необходимо продемонстрировать способность бизнесмена предварительно предвидеть возможные виды рисков, определять источники их возникновения и возможные меры для минимизации их негативного влияния.

По возможности определить методы оптимизации бизнес-процессов, удешевление производства, налоговой оптимизации и тому подобное.

Оценка денежных потоков

Оценку денежных потоков проводят на основе методики дисконтирования. Основным риском в деятельности производственного предприятия являются финансовые риски. Кроме того в ходе реализации проекта и прогнозируя его на краткосрочный период следует учитывать и реальные инфляционные процессы.

Используя формулу определения чистой текущей стоимости NPV проекта сформируем первоначальные инвестиции (I) и денежные потоки в виде валового дохода (CF). Пример расчета NPV приведены в таблице 2.17.

NPV = Σ (CF / (1 + R) n) - Σ (I / (1 + R) n) (2.2)

n - год дисконтирования

R - ставка дисконта.

Таблица 2.17

Расчет NPV

  I СF
Начало 2012 30 240 000,00 5 639 159
Конец 2012 15 663 909,75
  94 721 049,15
  112 573 197,05

В данном примере ставка дисконта равна 20%

NPV = (5639159 + 15663 909,75 / 1,2 + 94721049, 75/1, 44 + 112573 197,05 / 1,72) - (30240000 + 5753718/1, 2) = 5639159 + 13053257 + 65778506 + 65449533 - 35034765 = 149920455 - 35034765 = 114582685 грн.

NPV> 0 достаточно высокий положительный показатель, свидетельствующий о финансовой устойчивости проекта.

Рассчитывается также рентабельность инвестиций (PI), которая покажет в какой мере возрастает ценность организации по расчету на 1 грн. инвестиций

NPV = Σ (CF / (1 + R) n) / Σ (I / (1 + R) n) (2.3)

PI = 149920455/35034765 = 4,28

То есть данные инвестиции увеличили ценность фирмы в 4 раза.

Рассчитывая внутреннюю норму рентабельности IRR проекта ставка дисконтирования увеличена в 2 раз, то есть принимаем инфляцию 40% (можно увеличить и до 60%).

Таблица 2.18

Анализ финансовых рисков

Год І СF Коэф. дисконт NPV Ставка дисконту підв. на 20 % Внутренняя норма прибыли
Початок 2010 30 240 000,00 1,00 -24600841 1,00 -24600841
15 663 909,75 0,83 8258493,1 0,71
  94 721 049,15 0,69 0,51
  112 573 197,05 0,58 0,36
         

Таким образом, чистая текущая стоимость проекта в данном примере составила 718301 51 грн. Данный показатель будет не приемлем, если он будет равен 0 или меньше. В данном случае результат подтверждает, что проект является устойчивым и его следует принимать к реализации.

Оценка рисков

Чтобы заручиться поддержкой инвесторов в бизнес-плане, необходимо не только показать потенциальные выгоды вложения средств в данный предпринимательский проект, но также указать на трудности, с которыми может столкнуться бизнес и будут угрожать его существованию. Вот почему в бизнес-плане необходимо достаточно подробно осветить проблемы, связанные с рисками, их оценке и минимизацией влияния на результаты деятельности.

Анализ рисков и разработка мероприятий может быть сформирована в виде таблицы (табл.2.19).

Таблица 2.19

Анализ рисков

Виды рисков % вероятности возникновения риска Мероприятия
20-49 50-69 70-100
Помещение: 1.1. Не своевременно выполнены работы по перестройке, ремонту        
Оборудование: 2.1 поломка – длительный срок ее устранения        
Технология: 3.1 Невозможность расширение ассортимента        
Сырье: 4.1. Отказ поставщика в поставке сырья        

Также может быть и дополнительные гарантии партнерам и инвесторам, пример оформления которых приведены в таблице (табл.2.20).

Таблица 2.20

Дополнительные гарантии

Содержание и размер возможных гарантий Готовность механизма реализации
     

Литература: [22; 2; 13; 14; 5]

Семинарское занятие №9

Вопросы для обсуждения и задания для индивидуальной работы

1. Как учесть инфляцию при оценке показателя дисконта?

2. Дайте определение внутренней нормы доходности проекта.

3. Какие вам известны методы расчета внутренней нормы доходности?

4. Как использовать метод внутренней нормы доходности для сравнительного анализа эффективности капиталовложений?

5. Что такое портфельные инвестиции?

6. На основе каких принципов формируют инвестиционный портфель предприятия?

7. Как оценить инвестиционное качество инструментов фондового рынка?

8. Как отражается в бизнес-плане тактика формирования инвестиционного портфеля?

Практическое задание

Целью данной задачи является разработка схемы презентации проекта, которая базируется на резюме проекта и отдельных приложениях к проекту.

Написание резюме проекта

Резюме - это лицо проекта, краткое изложение его сути на 1-2 листа с основными показателями и ответами на вопросы инвестору по ключевым показателям эффективности бизнес-плана.

Конфиденциальность и аннотация

Перед резюме необходимо прикрепить конфиденциальность. Следует отметить, что права интеллектуальной собственности в Украине не работаю эффективно. Одним из способов защиты в конфиденциальности - это авторское право (напечатана статья в специализированном издании) или зарегистрирован патент, например какой либо технологической разработки в бизнес-плане. Это подтверждает серьезность намерений самого владельца бизнес-плана по его реализации.

Пример конфиденциальности

Данный бизнес - план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию проекта и не может быть использован для копирования или каких-либо других целей, а также передаваться третьим лицам. Все права защищены соответствующими патентами (№ _______, дата). Есть авторские разработки и описаны технологические циклы в научных изданиях: _________________________.

Просьба вернуть бизнес-план, если он не вызывает интереса к участию в его реализации.

Пример аннотации:

Проект предусматривает доставку продукции ТМ «Кока - Кола» розничную сеть Мелитопольского, Приазовского, Акимовского, Генического, Веселовского р-нов Запорожской и Херсонской областей.

Увеличение объемов продаж на 30% и увеличение доли рынка на 15%.

Проект предусматривает более эффективную доставку продукции ТМ «Кока - Кола» с финансовой и технической точки зрения.

В проекте заложен объем продаж за 3 года на сумму 15010741 грн.

Необходимые инвестиции 8339301 грн. на 3 года в виде 20% скидки на поставляемую продукцию ТМ «Кока - Кола» с завода-производителя.

Методика заполнения резюме проекта

Резюме проекта должно содержать следующие разделы

1. Суть проекта (излагается по методике 4 уровня продукта, повторяет писания продукта из раздела маркетинг).

2. Эффективность проекта (отражает рынок конкретных продуктов с доказательствами их реализации с маркетингового плана, что обеспечит производительность предприятия и основные показатели рентабельности - рентабельность оборота, рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность производства продукции из производственного плана).

3. Сведения о фирме - рассматриваются правовые аспекты организации предприятия, система налогообложения, получения лицензии, др разрешений, патентов и т.п.)

4. Команда управления - это организационный план реализации проекта с ФОТ и управленческим персоналом, организует и реализует проект.

5. План действий - рассматривает процедуру начала реализации проекта с определенными условиями (также организационный план).

6. Финансирование рассматривается количество инвестиций, период их окупаемости, оценка финансовых рисков, NPV, IRR, PI, точка безубыточности.

7. Срок, порядок и гарантии возврата инвестиций - указываются перестраховщики, залоговое имущество, гаранты по данному проекту.

Перечень приложений к бизнес-плану

Возможно для дополнительной гарантии реальности реализации прикладываются документы:

1. Договоры на поставку сырья (договор о намерениях);

2. Предварительные договоры - соглашения (о намерениях) на доставку готовой продукции;

3. Страховые полисы;

4. Более подробная характеристика закупаемого оборудования и т.д.;

5. Копия устава предприятия (при наличии);

6. Специальные награды, отличия, сертификаты качества лицензии, патенты и тому подобное.

Литература: [22; 2; 13; 14; 5]

Наши рекомендации