Вопрос 7. глава 5. принципы бс рф.
Вопрос 3.
Особенности БС в РФ.
Вопрос 4.
1. Сейчас идёт реформа административно-территориального устройства РФ. Укрупнение субъектов должно привести к оптимизации управления и улучшению экономической ситуативных.
2. На местном уровне существует большое разнообразие в организации местных органов власти.
В 1995 г. в Архангельской области было около 300 местных бюджетов. С 1996 г. - 26. С 2001 г. - 27.
Закон 131-ФЗ от 6.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления". 2 подуровня на местном уровне: бюджеты муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения, бюджеты городских и сельских поселений.
23.09.04 принят областной закон "О статусе и границах территорий муниципальных образований Архангельской области". Действует с 01.01.05. Бюджетами они будут наделены с 01.01.06.
Городские округа: Архангельск, Коряжма, Мирный, Новодвинск, Северодвинск + Котлас, Новая Земля (7).
Муниципальные районы: 23. Городские поселения: 26. Сельские поселения: 198.
Вопрос 5.
В целом по РФ ("Журнал бюджет") структура МО: В РФ существуют органы управления ЗАТО, которые также наделены денежными фондами в виде бюджетов. В 22 субъектах РФ существуют 43 ЗАТО.
Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Формирование бюджетов в ЗАТО происходя на основании 3 НПА: ФЗ "О ЗАТО" от 1992 г., БК РФ, закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 6.10.03 (полностью вступает в силу с 01.01.06). В 2005 г. доходы ЗАТО образуются за счёт налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований.
При недостаточности собственных и регулируемых доходов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дотации, субсидии, субвенции на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления. Их размер определяется в приложении к закону о федеральном бюджете.
С 1 января 2006 г. бюджеты ЗАТО включаются в бюджетную систему субъекта РФ (т.е. становятся обычными муниципальными образованиями).
Бюджет ЗАТО будет формироваться:
* налоги, закреплённые за бюджетом городского округа в соответствии с БК РФ и НК РФ
* компенсации из федерального бюджета, связанные с обеспечением режима безопасного функционирования: дотации,субвенции на переселение граждан из ЗАТО,субвенции на развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
* межбюджетное регулирование, осуществляемое субъектом РФ: налоги, передаваемые бюджетом ЗАТО в соответствии с законодательством субъекта РФ,дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности,субвенции из различных фондов финансовой помощи.
4. В БС РФ существуют муниципальные образования, имеющие статус наукограда (сейчас). ФЗ "О статусе накограда РФ" от 07.04.99 № 70-ФЗ. Они получают субвенции для финансирования дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вопрос 6.
5. Создан и функционирует бюджет Союза России и Белоруссии. Он проходит все стадии бюджетного процесса, принимается на сессии парламентского собрания Союза России и Белоруссии. Разработка и исполнение бюджета возложены на исполнительный комитет Союза.
Он формируется без дефицита. Его основной источник - ежегодные согласованные отчисления государств-участников.
Могут быть и другие источники. Этот бюджет построен по проектному принципу, т.е. призван обеспечивать финансирование программ и проектов союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов. Направления расходов в 2005 г.: Промышленность, энергетика и строительство, транспорт, связь и информатика - 16%; Eg, "Космос", "Разработка оборудования для производства микросхем", "Биотехнологии",С/х и рыболовство - 4%;Военно-техническое сотрудничество - 13%;Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - 33%;Социальная политика - 21%;Прочие расходы - 1%;Содержание органов союзного государства - 12%.
Вопрос 7. Глава 5. ПРИНЦИПЫ БС РФ.
Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
Принцип единства БС РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования БС РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов БС РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов БС РФ и бюджетных учреждений.
Статья 30. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами БС РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (ОМСУ) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Статья 32. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в БС РФ.
Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Статья 34. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней БС РФ.
Статья 36. Принцип гласности: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Статья 37. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статья 187. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона (решения) показателей.
Вопрос 8.БК РФ.
БК устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ и ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Наибольший объём бюджетных прав и обязанностей сосредоточен на федеральном уровне власти. Ст. 7 БК - бюджетные полномочия государственной власти (+ ст.53 полномочия федеральных органов исполнительной и законодательной власти по формированию доходов государственного бюджета).
Бюджетные полномочия органов власти суб. РФ - ст. 8 (+ст. 59).
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления - ст. 9 (+ст. 64).
Вопрос 9. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней БС на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет РФ = ФБ + Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Консолидированный БсРФ = БсРФ + Свод местных бюджетов
Свод местных бюджетов = Бюджеты городских округов + Консолидированные бюджеты муниципальных районов + Бюджеты внутригородских районов городов федерального значения
Консолидированный бюджет муниципального района = Бюджет муниципального района + Бюджеты городских и сельских поселений. Консолидированный бюджет не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Их показатели используются:
·при анализе формирования и использования суммы всех финансовых ресурсов поступающих в БС, определении степени централизации всех финансовых ресурсов
·при составлении сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов
·при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий
·при расчётах, характеризующий различные виды обеспеченности жителей страны и территорий
·для сравнения с другими странами
В консолидированном бюджете РФ 80% составляют налоговые доходы, из них наиболее весомые НДС и акцизы
В Арх.Налоговые доходы - 60%, неналоговые - 3%, безвозмездные перечисления - 37%.
Вопрос 10,11.Бюджетная политика.
·Политика государства - концепция отношений по поводу защиты и реализации государственных интересов, устройства системы общественного правопорядка.
·Социально-экономическая политика - связана с распределением перераспределением жизненных ценностей, формированием и использованием государственных денежных ресурсов.
·Финансовая политика - охватывает отношения по поводу денежной системы страны, страхования, цен, доходов и расходов государства и т.д.
·Бюджетная политика - совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций и управлению бюджетной системой. Она предполагает:
- определение целей и задач в области финансов (поддержание финансовой стабильности, обеспечение финансовой целостности)
- разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет
- выбор направлений использования бюджетных средств
- организация бюджетного процесса
Бюджетная политика (БП) РФ ежегодно определяется в Послании Президента Федеральному собранию. Последнее - 24 мая 2005 г. "О бюджетной политике на 2006 год". В нём подводятся итоги БП, выявляются основные проблемы, ставятся задачи.Основные задачи БП на 2006 год:
1. Разработка и утверждение перспективного финансового плана на 2006-2008 гг.
2. Применение программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов.
3. Практический переход к распределению бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных расходов, исходя из поставленных перед ними целей.
4. Принятие нового ФЗ о государственных закупках.
5. Уточнение параметров формирования Стабфонда.
6. Модернизация процедур составления и рассмотрения проекта ФБ (рассмотрение в 3 чтениях).
Также в Бюджетном послании определены основные направления налоговой политики и совершенствования межбюджетных отношений. На территориальном уровне БП определяется решениями соответствующих органов власти. В соответствии с Уставом Архангельской области глава администрации направляет областному Собранию депутатов ежегодное Послание. Последнее - 31 мая 2005 года. Главная задача - улучшение уровня жизни и благосостояния северян. Цели: повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, расширение самостоятельности и усиление ответственности участников бюджетного процесса, формирование чётких и понятных процедур разработки бюджета и социальных программ. Органы, наделённые бюджетными полномочиями: Президент РФ, Органы законодательной (представительной) власти - рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчётов об исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, Органы исполнительной власти - осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение их на рассмотрение, анализ и ведомственный контроль за исполнением бюджетов, Органы денежно-кредитного регулирования - ЦБ совместно с Правительством разрабатывает и представляет в Госдуму "Основные направления ДКП", обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам, Органы государственного и муниципального финансового контроля (гл. 26 БК РФ), Главные распорядители (ст. 158 БК РФ) и распорядители (ст. 159 БК РФ) бюджетных средств, Государственные ВБФ.
Вопрос 12.Бюджетная реформа.
Постановление Прав-ва РФ от 22.05.04 №249 устанавливает концепцию реформирования бюд-го процесса в РФ в 2004-2006 гг.:
·Реформа бюджетного сектора экономики
·Реформа бюджетного учёта и отчётности (новая бюджетная классификация, новый план счетов бюджетной организаций)
·Реформа бюджетного федерализма (цель - создание стимулов для проведения ответственной бюджетной политики органами власти субъектов РФ и МСУ)
·Реформа управления бюджетными расходами (переход на бюджетирование, ориетированное на результат; цель - стимулы для эффективной деятельности, новый механизм для формирования бюджетных обязательств)
·Переход на систему государственных именных финансовых обязательств в образовании, повышение роли ОМС, введение адресной защиты в соцобеспечении
·Реформа системы госзакупок
· Переход к системе среднесрочного финансового планирования
Реформа бюджетного сектора экономики.
Большинство организаций бюджетной сферы создано в форме бюджетного учреждения. Ст.161 БК РФ (правовой статус бюджетных учреждений) определяет особый характер планирования и использования бюджетных и внебюджетных средств в соответствии с требованиями БК и принципами сметного финансирования.
Нынешний правовой статус бюджетных учреждений несёт внутренние противоречия. По БК бюджетное учреждение не может принять обязательство, превышающее выделенный ему лимит. По ГК РФ это самостоятельное юр.лицо, имеющее внебюджетные доходы, и в этих пределах вправе заключать любые договоры и соглашения. Если организация не может выполнить договор, то все претензии предъявляются государству. => Одна из задач реорганизации - снять с государства имущественную ответственность за результаты деятельности реформированных бюджетных учреждений.
Основные направления реформы: Оптимизация бюджетной сети (количество, статус, цели, подчинение), Реорганизация и преобразование бюджетных учреждений в другие ОПФ, Переход к новым механизмам и формам предоставления государственных (муниципальных) услуг, Повышение ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей.
Реорганизация и преобразование Бюджетные учреждения могут быть реорганизованы и преобразованы в: автономные учреждения - ст. 10 ФЗ "О некоммерческих организациях",государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (ГМАНО).
Общее: Учредителем могут быть РФ, сРФ или МО. Для АУ обязательно выполнение заданий учредителя. Оно действует на основе сметы доходов и расходов => под постоянным контролем учредителя. ГМАНО имеют право на выполнение заказа учредителя на конкурсной основе. Это переход от финансирования организации к финансированию услуг. Варианты реорганизации: добровольный/принудительный, стихийный/плановый
Выбор добровольной реорганизации не помешает государству на правах учредителя принимать решения о принудительной реорганизации или ликвидации.
Последствия реформы: повышение эффективности бюджетных расходов в социальной сфере, конкуренция частных организаций за доступ к бюджетному финансированию приведёт к снижению стоимости.
Вопрос 13. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти. Глава 2. Статья 7.
Федеральные органы государственной власти осуществляют следующие бюджетные полномочия:
установление общих принципов организации и функционирования БС РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
установление порядка составления и рассмотрения, утверждения, исполнения, осуществления контроля за их исполнением проектов ФБ и бюджетов государственных внебюджетных
определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты БС РФ;
определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из ФБ;
предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов БС РФ и бюджетных учреждений;
установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов БС РФ и бюджетных учреждений.
Статья 8. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ.
установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении;
установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств МО, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований;
определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и С-Пб;
определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских МО городов федерального значения Москвы и С-Пб.
Вопрос 14.Статья 9. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления.
1. Органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также следующие бюджетные полномочия:
установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
3. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
Вопрос 15.Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Статья 282. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства:
·предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
·блокировка расходов;
·изъятие бюджетных средств;
·приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
·наложение штрафа;
·начисление пени;
·иные меры в соответствии с БК и федеральными законами.
Статья 283. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации:
·неисполнение закона (решения) о бюджете;
·нецелевое использование бюджетных средств;
·неперечисление, неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;
·несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей;
·несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
·несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях или о лимитах бюджетных обязательств;
·несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
·несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
·несоблюдение обязательности зачисления доходов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
·несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств на счета бюджета и ВБФ;
·несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
·отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК;
·несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
·финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; или в размерах, превышающих бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
·несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
·несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на их обслуживание;
·открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов;
·иные основания в соответствии с БК и ФЗ
Вопрос 16.Бюджетный федерализм.
Федерация - единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для совместного решения общих задач. Основные черты федерации:
·единая конституция; субъекты могут иметь свои конституции (уставы) и органы власти, обладающие государственной властью в рамках своих полномочий
·единая судебная система
·единое экономическое пространство
·субъекты не обладают суверенитетом
·сфера деятельности федерального права распространяется на всю федерацию
·предметы ведения федерации и её субъектов разграничены федеральной конституцией
·федерация выступает гарантом прав и свобод граждан, национальных меньшинств, малочисленных народов
Особенности федерализма в России:
·федерализация проходила сверху при различных базовых показателях => асимметричность
·современные проблемы между центром и субъектами порождены несовершенством механизмов федеративных отношений в сфере разграничения полномочий
Бюджетный федерализм (БФ) - способ построения бюджетных отношений между 3 уровнями БС, обеспечивающий автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, и их взаимоотношения, основанные на чётко сформулированных нормах.
Принципы БФ:
·единство общегосударственных интересов и интересов населения на территории субъекта федерации по бюджетным вопросам
·сочетание интересов народов в многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства
·сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов между уровнями БС
·высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета
·активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетной политики государства
В России развитию БФ способствовало принятие ряда законов:
·Закон РСФСР от 10.10.91 "Об основах бюджетного процесса в РСФСР"
·Закон 91 года "Об основах налоговой системы РФ"
·НК РФ,БК РФ, Концепция реформирования МБО в РФ в 1999-2001 гг. (Постановление Правительства от 30.07.98) - предложена реализация политики перехода от индивидуального согласования объёмов финансовой помощи сРФ к единым правилам её распределения на формализованной основе
·Программа развития БФ в РФ на период до 2005 года (Постановление Правительства от 15.08.01 №584)
·Проект Кодекса основных принципов федеративных экономических отношений в России (эксперты TASIS на основе Конституции РФ, законодательства и судебной практики России, а также зарубежного опыта в построении федеративного государства)
Создание БФ в РФ не закончено. Предстоит решение ряда проблем:
·полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам
·передача расходов с бюджетов верхнего уровня вниз должна быть полностью компенсирована передаваемыми доходами
·должны быть устранены встречные финансовые потоки
·должна быть усилена заинтересованность органов госвласти сРФ и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных доходов бюджетов
·должна быть сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах
БФ предполагает обеспечение сбалансированности БС по вертикали и по горизонтали.
Вертикальная сбалансированность - каждый уровень госвласти и местного самоуправления д.б. обеспечен финансовыми ресурсами для осуществления возложенных на него функций. Она достигается путём распределения доходной базы между бюджетами в соответствии с расходными полномочиями соответствующего органа власти.
Горизонтальная сбалансированность - выравнивание бюджетной обеспеченности в пределах каждого уровня БС. Она достигается путём предоставления финансовой помощи.
РФ - асимметричная федерация, в которой равноправные по Конституции субъекты различаются по ряду признаков:
·отделённость от федерального центра
·уровень развития экономики и её отраслей
·уровень обеспеченности граждан социальными и культурными услугами
·исторические, национальные и другие традиции
·природно-климатические особенности
Оценка уровня социально-экономического развития производится ежегодно по методике МЭРТ:
·валовой региональный продукт на чел.
·объём инвестиций в основной капитал/чел.
·объём внешнеторгового оборота млн.$/чел
·финансовая обеспеченность региона
·доля занятых на малых предприятиях, % и т.д. Архангельская область - 55 место.10 регионов дают 60% доходов консолидированного бюджета РФ.
Вопрос 17. Межбюджетные отношения - взаимоотношения между органами госвласти РФ, сРФ и МСУ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Становление системы МБО в РФ началось с 1991 года. До 1994 года использовались 2 основных способа бюджетного регулирования: установление для регионов дифференцированных нормативов отчислений от федеральных налогов, дотации.
С 94 года для всех регионов были установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов. В составе расходов ФБ был образован федеральный фонд поддержки регионов, из которого оказывалась финансовая помощь регионам. Распределение средств базировалось на специальных расчётах.