Эволюция учений о налогообложении

Белорусский государственный университет

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»

Доцент, кандидат юридических наук Пилипенко А.А.

На 2010-2011 уч.год

Глава 1. Теоретико-методологические основы налогообложения

1.1. Эволюция учений о налогообложении

1.2. Понятие и признаки налога. Отграничение налога от иных обязательных платежей

1.3. Классификация налогов

1.4. Функции налогов

1.5. Правовая конструкция налога (элементы налога)

1.6. Понятие и структура налоговой системы

1.7. Понятие и место налогового права в системе национального права

Глава 2. Предмет, метод, система и источники налогового права

2.1. Предмет и метод налогового права. Понятие налогового права

2.2. Место налогового права в системе национального права

2.3. Система и источники налогового права

Глава 3. Налогово-правовые нормы и налоговые правоотношения

Налогово-правовые нормы и их особенности

3.2. Структура и классификация налогово-правовых норм

3.3. Понятие и особенности налоговых правоотношений

3.4. Виды налоговых правоотношений

3.5. Структура налогового правоотношения

Глава 4. Участники налоговых правоотношений

4.1. Налогоплательщики как участники налоговых правоотношений

4.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений

4.3. Представительство в налоговых отношениях

4.4. Банки как участники налоговых правоотношений

4.5. Налоговые органы как участники налоговых отношений

Глава 5. Налоговое обязательство и его исполнение

5.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налогового обязательства

5.2. Исполнение налогового обязательства

5.3. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства

5.4. Принудительное исполнение налогового обязательства

Глава 6. Налоговый контроль

6.1. Понятие и значение налогового контроля

6.2. Формы и виды налогового контроля

6.3. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля.

Виды налоговых проверок

6.4. Контрольно-ревизионная документация и порядок ее оформления

Глава 7. Правовое регулирование республиканских и местных налогов и сборов

7.1. Налог на добавленную стоимость

7.2. Акцизы

7.3. Налог на прибыль

7.4. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

7.5. Подоходный налог

7.6. Налог на недвижимость

7.7. Земельный налог

7.8. Экологический налог

7.9.Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

7.10. Местные налоги и сборы

Глава 8. Правовое регулирование особых режимов налогообложения

8.1. Налог при упрощенной системе налогообложения

8.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

8.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

8.4. Налог на игорный бизнес

8.5. Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

8.6. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

8.7. Сбор за осуществление ремесленной деятельности

8.8. Сбор за осуществление деятельности по оказанию

в сфере агроэкотуризма

Глава 1. Теоретико-методологические основы налогообложения

Эволюция учений о налогообложении

В научном плане следует отметить, что довольно сложно найти еще такую сферу общественной, экономической и политической жизни, которая бы привлекала настолько пристальное внимание ученых самых разных направлений (философов, экономистов, юристов, социологов и т.п.) как налогообложение, и в которой существует столь много застарелых ошибочных представлений, высказано так много противоречивых научных суждений, осталось такое большое количество неисследованных проблем, и где политизация воззрений имеет чрезвычайно широкое распространение. Все это предопределило возникновение достаточно большого количества мнений, высказываний, суждений, которые в конечном счете привели к формированию более или менее стройных научных теорий.

Одной из первой теорий является теория «общественного» или «публичного» договора. Эта теория была сформулирована в работах мыслителей Нового времени: Б. Спинозы, Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. Суть ее заключается в том, что государство и налогоплательщик заключают между собой неписаное соглашение, согласно которому государство поддерживает порядок в обществе, защищает налогоплательщика от внешних врагов, осуществляет иные общественно полезные услуги, а налогоплательщик оплачивает эти услуги государства налогами. С точки зрения представителей данной теории, налог – это цена, которую платят за возможность использовать общественные ресурсы для определенных общих целей, например обороны, и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами. С договорной теорией тесно связана развившаяся на ее базе атомистическая теория.

Основные аспекты этой теории бы­ли сформированы во Франции в эпоху Просвещения (Ш.Л. де Монтескье, С.П. де Вобана). Сторонники атомистической теории рассматривали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги, то есть как цену за услуги государства. Суть атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.

В первой половине XIX в. экономист Ж.С. Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения и удобств, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества наслаждения, как наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов, как отмечалось автором, происходит покрытие ежегодных расходов государства.

Теория страхования (теория налога как страховой пре­мии) была сформулирована в Трактате о налогах и сбо­рах английского историка и экономиста В. Пети (1623-1687), а затем дополнена английским экономистом Д. Р. Мак-Куллохом (1789-1864) и французским государственным деятелем А. Тьером (1797-1877). В соответствии с этой теорией налоги являются стра­ховым платежом, уплачиваемым налогоплательщиками государст­ву на случай наступления какого-либо риска. При этом, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению общественного порядка и защиты собственности - своего рода сбо­ры на содержание охраны. В несколько иной трактовке эта теория обозначает, что налогоплательщик выступает как член общества взаимного страхования и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Теория о налоге как об общественной жертве (Б.Г. Мильгаузен), напротив, отсылала представителей идеи о естественной при­роде и общественном благе в раннебуржуазной либеральной науке к факту принудительности как основному признаку налоговых пла­тежей: «налогами и податями именуются пожертвования поддан­ных своему государству». Данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа, что правильно отображало сущность налогового налогообложения, особенно в тот период, когда господствовала точка зрения на налог как на добровольный взнос.

Распространенной теорией, имеющей своих сторонников и в настоящее время, является теория коллективных потребностей (Л. Штейн, Ф. Нитти, А. Вагнер и др.). Сущность данной теории состоит во взгляде на государство как на субъект, призванный способствовать реализации общих (коллективных) потребностей граждан (членов общества). В силу этого государство может осуществлять экономические функции и иметь собственный, государственный сектор экономики, призванный удовлетворять коллективные (общественные) потребности. Налогообложение обусловлено существованием государства и выступает тем финансовым источником, который способствует деятельности государства по удовлетворению коллективных потребностей государства.

А. Смит (1723-1790) и Д. Риккардо (1722-1823) как представители теории экономической нейтральности налогов (классическая теория) рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» не дает собственного определения налога, но вырабатывает ставшие уже классическими четыре принципа построения налоговой политики:

1. Каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, которые он получает под охраной государства (принцип справедливости).

2. Налог должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому (принцип определенности).

3. Налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, т.е. необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов (принцип удобства).

4. В бюджет должна поступать сумма, соразмерная той, которую платит налогоплательщик, т.е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках (принцип экономичности).

Классическая теория, приобретя новое содержание, претерпев значительные изменения стала предвестницей возникновения различных неоклассических теорий и, в первую очередь, теория монетаризма, которая была разработана в 60-х годах ХХ в. М. Фридменом. Согласно его мнению, регулированию экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег в обращении и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. Как видим, в монетаризме и кейнсианской теории налоги призваны сглаживать неблагоприятные факторы развития экономики и выступают инструментом регулирования экономики.

В противовес вышеуказанным теориям представители кейнсианской теории рассматривают налог не как доход государства или плату за услуги, которые государство оказывает обществу, а как средство воздействия на экономические развитие страны. Даная теория основана на исследовани­ях английского экономиста Дж.М. Кейнса (1883-1946) и его по­следователей. Сущность этой теории заключается в том, что налоги - основной инструмент регулирования экономики, ориентированной на спрос. Налог - определяющий критерий функционирования рыночной экономики, из чего следовало, что государство имеет рычаг воздействия на экономику посредством введения (увеличения) ставок существующего налога или отмены (уменьшения) налоговых ставок.

Концептуальный смысл этой теории выражается формулой «сильное государство, активно использующее налоги как средство воздействия на экономику, - сильная и развивающаяся экономика».

Еще большее значение как фактору воздействия на экономическое развитие придает налогам бюджетная концепция американского ученого А. Лаффера, получившая название теории экономики предложения. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от налоговых ставок. Сокращение ставок налогов будет способствовать снижению масштабов уклонения от их уплаты, повысит степень мотивации к расширению объемов производства, в результате чего увеличится и налоговая база. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе приведет к сокращению поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоговые ставки, по выводам А. Лаффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в зарубежных странах в 80-е гг.

Особняком от вышеперечисленных теорий налогообложения стоит марксистская теория отмирания налогов, которое должно произойти вследствие неизбежного отмирания в процессе исторического развития самого государства в рамках построения коммунистического общества.

Следует констатировать, что процесс теоретического и практического осмысления природы налогообложения прошел достаточно долгий путь, который не имеет своего конца, о чем свидетельствует возникновение все новых и новых налоговых теорий (соотношения прямого и косвенного налогообложения; плоского (единого) налога; переложения налогового бремени; соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, социальной возвратности налога; и ряда других).

Наши рекомендации