Система целей организации. Функции цели и требования к ним. Миссия и стратегические цели организации. Формирование целей
Системный, процессный, ситуационный подход к управлению
Процессный подход.Этот подход широко применяется в настоящее время. Он был впервые предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю.
Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в результате "чрезмерного увлечения" функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими.
Согласно данному подходу управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.
Системный подход.
Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации, а также расширение и усложнение как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.
Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.
В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.
Руководители должны знать переменные организации как системы, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Они должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим предприятие как социальную систему, был американский исследователь Ч. Барнард (1887— 1961). Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации.
Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В ней присутствовали 6 взаимосвязанных потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация.
Т. Пирсонс определил организацию как комплексную социальную систему, которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций.
В рамках системного подхода возникли многочисленные количественные теории управления.
В 1980-е гг. одной из наиболее популярных теорий стала концепция «7-S», разработанная Э. Атосом, Р. Паскалем, Т. Питерсом и Р. Уотерменом. «7-S» — это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы S: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности», «стиль» (руководства).
Изменения в одной переменной через систему связей оказывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу менеджмента.
Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом в менеджмент системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.
Ситуационный подход.
Современная НТР привела к тому, что внутренняя и внешняя среда организации, в противоположность прежнему сравнительно плавному, размеренному и вполне определенному ходу событий, все время стремительно, резко и в самых неожиданных направлениях меняется. Новые реалии отразил ситуационный подход к менеджменту, который, впрочем, не исключает прежние подходы. Его основы заложил Г. Дениссон, утверждавший, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, т. е. конкретным набором обстоятельств, которые в настоящее время или в будущем существенно влияют на положение организации.
В соответствии с ситуационным подходом управление есть ответ на воздействие этих обстоятельств. Его задача состоит в их анализе, подборе подходящих приемов и методов решения возникающих проблем с учетом системного взаимодействия внутренней и внешней среды, ограничений, квалификации менеджеров, принятого стиля руководства.
Предполагается, что руководитель должен правильно понимать ситуацию, факторы, ее определяющие, индивидуальное и групповое поведение людей; быть знаком со стилями и методами управления, вероятными последствиями их применения, уметь выбрать наиболее подходящие приемы, дающие максимальный результат. Понятно, что реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, организовывать подчиненных.
М. Фоллетт еще в 20-е гг. говорила о "законе ситуации". Однако должным образом этот подход был разработан лишь в конце 60-х гг.
Ситуационный подход не является простым набором предписываемых рекомендаций, это скорее способ мышления относительно организационных проблем и их решений. Используя его, руководители могут лучше понять, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации.
Система целей организации. Функции цели и требования к ним. Миссия и стратегические цели организации. Формирование целей
Цель организации – конкретное конечное состояние или желаемый результат, достижение которого представляется ценным и побуждает людей к совместной работе.
Можно дать следующую классификацию целям:
1) По времени достижения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
2) По источникам формирования: заданные извне и сформировавшиеся внутри организации;
3) С точки зрения комплексности можно говорить о простых и сложных целях
(последние, в свою очередь, разбиваются на подцели);
4) по степени важности цели разделяются на стратегические и тактические (оперативные и операционные);
Стратегические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации.
Тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий).
Между стратегическими и тактическими целями обычно существует противоречие.
5) По направленности: направленные -на конечный результат, -на осуществление деятельности, -на достижение определенного состояния объекта
6) По форме выражения:цели, описываемые количественными показателями и характеризуемые качественно;
7) С точки зрения иерархичности.Здесь выделяются миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели.
Упорядоченная совокупность общих и специфических целей организации – система целей организации.
В системе управления цели выполняют ряд важных функций:
1. Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития.
2. Цели задают основные направления деятельности, а следовательно, составляют основу общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.
3. Цели уменьшают неопределенность, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему
4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.
5. Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.
6. Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения.
7. Общественно значимые цели служат оправданию в глазах людей необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.
К целям предъявляются следующие основные требования:
1) Цели д.б. достижимыми и реалистичными
2) Цели д.б. конкретными, формулировки не д.б. двусмысленными.
3) Цели д.б. гибкими, способными к трансформации и корректировке
4) Необходимо наличие обратной связи
5) Цели д.б. проверяемыми.
6) Цели должны образовывать единую систему: быть совместимымиво времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентироватьчленов организации на противоречивые действия
7) Цели должны соответствовать технологии SMART
Миссияотражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру, социальную ответственность перед обществом и своими работниками, позиции в отношении разных социальных групп. Она может формулироваться также и для ключевых подразделений.
Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как та собирается выполнять свои обещания перед клиентами.
Миссия объединяет и сплачивает членов организации.
С учетом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации — общие и специфические.
Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией.
Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в повышении стоимости бизнеса, поэтому с миссией совпадать не может.
Общие (стратегические) цели,которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели.
Специфические цели(цели первого уровня развертывания) отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.
В зависимости от особенностей организации процесс целеполагания (формирования целей) состоит из 2этапов: определения миссии и собственно целей. Он может происходить как централизованно, так и децентрализованно.
В первом случае обеспечивается единая ориентация всех целей в рамках организации. Но для низовых уровней они оказываются навязанными, в результате чего может возникнуть сопротивление их реализации. Во втором случае эти проблемы отсутствуют, но появляются сложности с координацией целей, направлением их в единое русло.
Децентрализованное установление целей может осуществляться двумя путями:
• сверху вниз как конкретизация на низовых уровнях целей, определенных наверху;
• как обобщение верхними уровнями целей, выработанных нижестоящими структурами.
Но в любом случае процессы целеполагания направляются и контролируются высшим руководством организации.
Постоянные изменения во внешней и внутренней среде приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать. Одни организации это делают по мере накопления изменений; другие — в зависимости от конкретной ситуации; третьи — систематически, не дожидаясь серьезных потрясений, на основе отслеживания тенденций.
13 Стратегия организации: сущность и типы. Процесс выбора стратегии фирмы
Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, например:
По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные.
По сфере осуществления стратегии можно классифицировать на финансовые, кадровые, производственные, маркетинговые и проч.
Исходя из содержанияговорят о стратегиях функционирования (конкурентных) и стратегиях развития.
Конкурентные стратегии обусловливают действия организации на рынке с целью достижения конкурентных преимуществ. Согласно Портеру, можно выделить 5 вариантов таких стратегий.
Стратегия лидерства в низких издержкахвстречается чаще всего. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах. Низкий уровень затрат позволяет снижать цены, завоевывать новые рынки, создает входные барьеры для конкурентов и товаров-заменителей.
Стратегия дифференциациисвязана с производством уникальных видов товаров, что позволяет устанавливать высокую цену на них. В зависимости от особенностей отрасли объектом дифференциации могут быть ассортимент и качество продукции, дизайн, дополнительные услуги, система продаж, сырье, материалы.
Недостатки: дифференциация небезгранична; покупатель не всегда может оценить уникальность товара, есть опасность снижения привлекательности продукции в результате изменения системы ценностей.
Стратегия фокусированияпредполагает обслуживание узкого сегмента потребителей с особыми запросами.
Стратегия целесообразна, когда существуют лица с особыми запросами, четко выделяющиеся на фоне остальных, а ресурсы фирмы невелики и не позволяют обслуживать большие группы покупателей со стандартными потребностями.
Считается, что для крупных фирм в целом предпочтительнее придерживаться стратегии дифференциации, для мелких — фокусирования.
Помимо перечисленных, М. Портер выделяет портфельную стратегию, предполагающую ориентацию на производство и реализацию широкого ассортимента товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Она гарантирует фирме стабильные, хотя и невысокие доходы.
Стратегии развитияв качестве объекта имеют ее потенциал и позиции на рынке.
В настоящее время принято говорить о четырех видах стратегий развития: роста, умеренного роста, сокращения, комбинированной.
Виды стратегий по Глюку:
1)Стратегия роста присуща, прежде всего, молодым фирмам, стремящимся к лидерству в своей области либо принадлежащим к научно-производственной сфере. Она обеспечивает фирме наращивание конкурентных преимуществ за счет активного внедрения на новые рынки, диверсификации производства, постоянного осуществления нововведений. Это предполагает высокие темпы развития, измеряемые десятками процентов в год.
2)Стратегия умеренного ростаприсуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных отраслях, например в автомобилестроении. Темпы здесь существенно ниже — несколько процентов в год. Больше и не требуется, ибо рынки в достаточной мере насыщены, а быстрое кардинальное обновление ассортимента, поддерживающее высокий спрос, невозможно.
3)Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельностииспользуют фирмы, производящие неконкурентоспособную продукцию. В рамках этой стратегии происходит ликвидация части подразделений и уход из неперспективных рыночных сегментов. Это позволяет избавиться от всего лишнего и обеспечить конкурентные преимущества на стагнирующих рынках.
4)Но чаще всего на практике имеет место комбинированная (селективная) стратегия, включающая в себя в различном сочетании элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения (рыночные сегменты) фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи стабилизируют свое положение, четвертые сокращают масштабы своей деятельности.
Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию хозяйственной жизни.
По характеру поведенияна рынке можно выделить 3 вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стабилизационную) и оборонительную (стратегию выживания).
Классические наступательные стратегии применяются фирмами, которые обладают для этого реальными возможностями (действительными или потенциальными лидерами).
Наступательно-оборонительная стратегия реализуется в условиях, когда необходимо исправлять пошатнувшееся положение фирмы. Она предполагает уход из малоперспективных сфер путем продажи неприбыльных предприятий, модернизации и расширения остающихся, соверш-я продукции и услуг.
В условиях оборонительной стратегии имеет место перестройка всех сфер деятельности фирмы на основе жесткой централизации управления ею.
Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный — комбинированная стратегия; чисто оборонительный — стратегия сокращения деятельности.
Выбор стратегии - центральный момент стратегического планирования. Обычно организация выбирает стратегию из нескольких альтернативных вариантов.
Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы.
1) На этапе разработки формулируются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Главной задачей данного этапа является разработка возможно большего числа альтернативных стратегий, позволяющих достичь поставленных целей. Это значительно расширяет выбор и позволяет не пропустить потенциально лучший вариант. Поэтому к работе привлекаются не только высшие руководители, но и менеджеры среднего звена.
2) Следующий этап выработки стратегии заключается в доводке общей стратегии до уровня ее адекватности целям развития организации во всем их многообразии.
Решающим моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов.
3) Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность деятельности фирмы в будущем для достижения ее главных целей. Происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием.
Стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка - однозначной и ясной. Значимость выбора определяется тем, что выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководства и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения. При этом должны приниматься во внимание многочисленные факторы: риск, опыт прошлых стратегий, влияние владельцев акций, фактор времени и т.п.