Методологические аспекты функционирования предприятия: цели, задачи, функции, внутренняя и внешняя среда
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.
Задачами предприятия являются:получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).
К основным функциям предприятия можно отнести:
1) изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
2) продажа и поставка продукции потребителю;
3) послепродажное обслуживание;
4) материально - техническое обеспечение производства;
5) управление и организация труда персонала на предприятии;
6) повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
7) предпринимательство;
8) уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
9) соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от: размеров предприятия; отраслевой принадлежности; степени специализации и кооперирования; наличия социальной инфраструктуры; формы собственности; взаимоотношений с местными органами власти.
Внутренняя средапредприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. Им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая и оперативная. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.
Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это прежде всего потребители продукции, поставщики, конкуренты, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы. К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно - техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе. Во внешней среде также активно действуют конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке.