Количество часов в неделю – 1 час.
Количество к/р- 5
Структура курса :
Курс финансовой грамотности в 9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определенная среда финансовых отношений и определенный круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Учебно- тематический план:
№ п/п | Раздел | Всего часов |
1 | Управление денежными средствами семьи | 4 часа |
2 | Способы повышения семейного благосостояния | 3 часа |
3 | Риски в мире денег | 3 часа |
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 4 часа |
5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 3 часа |
Итого 17 часов
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов, отводимое на освоение каждой теме раздела (урока) | Дата | |||||
план | факт | |||||||
9к | 9кб | 9кв | 9к | 9кб | 9кв | |||
Раздел 1 Управление денежными средствами семьи | ||||||||
Тема 1. Происхождение денег (Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи). | ||||||||
Тема 2. Источники денежных средств семьи (Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы). Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | ||||||||
Тема 3. Построение семейного бюджета (Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет) | ||||||||
Осуществление проектной работы, проведение контроля | ||||||||
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния | ||||||||
Тема 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций). | ||||||||
Тема 5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на различных жизненных этапах). | ||||||||
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научится большему). Выполнение тренировочных занятий, проведение контроля. | ||||||||
Раздел 3. Риски в мире денег. | ||||||||
Тема 6. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. (ОСЖ: рождение ребенка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование). | ||||||||
Тема 7. Риски в мире денег (Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды) | ||||||||
Осуществление проектной работы. Выполнение тренировочных заданий. Проведение контроля | ||||||||
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | ||||||||
Тема 8. Банки и их роль в жизни семьи (Что такое банк и чем он может быть нам полезен. Польза и риски банковских карт). | ||||||||
Тема 9. Собственный бизнес (Что такое бизнес. Как создать свое дело) | ||||||||
Тема 10. Валюта в современном мире (Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте). | ||||||||
Осуществление проектной работы. Выполнение тренировочных заданий. Проведение контроля | ||||||||
Раздел 5. Человек и государство: Как они взаимодействуют | ||||||||
Тема 11. Налоги и их роль в жизни семьи (Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим) | ||||||||
Тема 12. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (Что такое пенсия и как сделать её достойной). | ||||||||
Осуществление проектной работы. Итоговый контроль. |
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 часа)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательская способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи ; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
§ Того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
§ Роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
§ Влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
§ Того. Что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
§ Различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов: необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
§ Пользоваться дебетовой картой;
§ Определять причины роста инфляции;
§ Рассчитывать личный и семейный бюджет;
§ Читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
§ Различать личные расходы и расходы семьи;
§ Считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
§ Вести учет доходов и расходов;
§ Развивать критическое мышление.
Компетенции:
§ Устанавливать причинно- следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
§ Использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательскую способность денег, имеющихся в наличии;
§ Определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
§ Соотносить вклад в личное образования и последующий личный доход;
§ Сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
§ Оценивать свои ежемесячные расходы;
§ Соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
§ Определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
§ Осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 часа)
Базовые понятия и знания:
Банк, инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
· Принципы хранения денег на банковском счете;
· Вариантов использования сбережений и инвестирование на разных стадиях жизненного цикла семьи;
· Необходимости аккумулирования сбережений для будущих трат;
· Возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
· Рассчитывать реальный банковский процент;
· Рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
· Анализировать договоры;
· Отличать инвестиции от сбережений;
· Сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
· Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
· Оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
· Откладывать деньги на определенные цели;
· Выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (3 часа)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс- мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс- мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
· Того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
· Необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
· Возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
· Необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
· Находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
· Читать договор страхования;
· Рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
· Защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
· Пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
· Соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
· Оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
· Оценивать предлагаемые варианты страхования;
· Анализировать и оценивать финансовые риски;
· Развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
· Способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем ( 4 часа )
Базовые знания и понятия:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес- план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес- плана; иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представления о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
· Устройства банковской системы;
· Того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
· Ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
· Того, что для начала бизнес- деятельности необходимо получить специальное образование;
· Того, от чего зависят курсы валют; понимание условий при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
· Читать договор с банком;
· Рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
· Находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвященных созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
· Переводить одну валюту в другую;
· Находить информацию об изменении курсов валют.
Компетенции:
· Оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
· Выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а так же типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
· Оценивать необходимости наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют ( 3 часа )
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знания основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
Представления об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
· Неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
· Того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
· Считать сумму запланированных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
· Просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
· Находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.
Компетенции:
· Осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
· Планировать расходы на уплату налогов;
· Рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Формы занятий:
Лекция- беседа:такая форма может быть использована для введения обучающихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:
· Просмотр художественных и документальных фильмов;
· Просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
· Рассказ- беседа о проблематике данной сферы;
· Встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими;
Лекции, как форма занятий занимают примерно 10-15 % всего учебного времени.
Практикум:Данная форма занятий является ведущей для обучающихся 9 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной или групповой работы; назначение- отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково- исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.
Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:
· Поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
· Поиск и анализ правовых документов по теме;
· Разработка индивидуальных или групповых проектов;
· Проведение мини- исследований;
· Поиск информации для написания эссе;
· Составление и решение финансовых кроссвордов.
Игра:Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяем в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами ( хотя бы и в выдуманной ситуации ). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.
Семинар:В 9-х классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей обучающихся и условий организации образовательной деятельности.
Контрольная работа:назначение- проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
· Письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владения метапредметными умениями);
· Устный опрос;
· Викторина;
· Конкурс;
· Творческий отсчет;
· Защита проекта;
· Защита исследовательской работы;
· Написание эссе;
· Решение практических задач;
· Выполнение тематических заданий.
Учителем могут быть использованы и другие формы обучения.
Оценивание результатов обучения осуществляется в формах:
Текущего контроля(проходит на занятиях- «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы обучающегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработки практических способов действий в финансовой сфере, а так же участие в групповом и общем обсуждении;
Промежуточного контроля(в заключении изучения раздела). Промежуточный контроль позволяет проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединенных в одном разделе. Задача контроля- выявить то, что обучающийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);
Итогового контроля(по результатам изучения целого курса). Задача контроля- подвести итог, оценить реальные достижения обучающихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно- ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой обучающийся реально сможет применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.
Критерии оценки решения практических задач:
1. Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи.
2. Оценка альтернатив.
3. Обоснование итогового выбора.
Оценка конструктивности работы на семинаре:
Конструктивность работы обучающегося на семинаре- это его вклад в развитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно обучающийся участвовал в обсуждении; имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность обучающегося. То есть речь идет о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно обучающийся мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассниках и предлагать более подходящие варианты. Оценка работы обучающегося всё же будет достаточно субъективна. Учитель должен ориентироваться на качественные характеристики и, самое главное, данную работу необходимо оценивать не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умения, т.е. насколько активнее обучающийся работает на данном уроке, чем на предыдущем.
Оценка предметных знаний и умений:
Проверка овладения обучающимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. Общие принципы:
1. Если обучающийся не отвечает на большинство вопросов, то ответ оценивается в 2 балла, т.е. неудовлетворительно;
2. Если обучающийся отвечает на половину вопросов, или на большинство вопросов частично, то ответ оценивается в 3 балла, т.е. удовлетворительно;
3. Если обучающийся достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок, то ответ оценивается в 4 балла, т.е. хорошо;
4. Если обучающийся отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок, то ответ оценивается в 5 баллов, т.е. отлично;
Оценивание письменной контрольной работы:
За каждый правильный тестовый вопрос- 1 балл.
За каждую решенную предметную задачу- 2, 3 и 4 балла.
За каждую практическую мини- задачу- 3,4 или 5 баллов.
За развернутый письменный ответ на вопрос -5,6,7 или 8 баллов.
По сумме баллов итоговые отметки выставляются:
0-50%: неудовлетворительно;
51-70%: удовлетворительно;
71-90%: хорошо:
91-100%: отлично.
Оценка эссе на экономическую тему:
В ходе написания эссе, обучающийся имеет возможности не просто проявить свои творческие способности, а развивать их. Развитие умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому, чем больше обучающийся будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться умение создавать собственные мысли. Вообще размышление над высказываниями мудрых людей помогает понять суть предмета, поэтому и должно быть высоко оценено. Если учитель задает домашнее задание «написать эссе на выбранную тему», а обучающийся ничего не написал или сделал отписку, просто перефразировав высказывание, то обучающийся получает неудовлетворительную оценку.
Критерии написания эссе:
1. раскрытие смысла высказывания. Ученик не просто перефразирует мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объясняет, что автор имел в виду.
2. логичность и системность изложения собственных мыслей. Под логичностью понимается установление причинно- следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности. Системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части, так и целого.
3. Уровень теоретических суждений, которые должны носить научный характер. Именно то, что было обучающимися освоено на уроках (понятия и знания), должно быть использовано для построения и аргументации собственной позиции.
4. Уровень фактической аргументации, которая призвана подтвердить конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию обучающегося по обсуждаемому вопросу.
При оценке эссе, учитель оценивает качественный прирост в результатах творческо- учебной деятельности обучающегося. Запустить механизм, при котором обучающийся может воспринимать действительность не только алгоритмически, но и творчески. Учитель показывает достоинства и недостатки в размышлениях обучающихся. Недостатки могут заключаться в том, что обучающийся существенно исказил суть понятия или использовал совершенно неподходящее значение, или привел примеры, не объясняющее данное явление и др.
Оценка выполнения проекта:
Критерии оценки:
1. постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.
2. сформулированность целей проекта.
3. разработка плана по подготовке и реализации проекта.
4. качество реализации проекта.
Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, чтобы стимулировать обучающегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе обучающегося максимально соблюдены все критерии и обучающийся действительно самостоятельно выполнил работу, то её следует оценить максимально, т.е. на отлично, при этом оговорив существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые её элементы, то следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.
Оценка выполнения исследовательской работы:
Критерии оценки:
1. постановка исследовательской проблемы.
2. формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.
3. использование адекватных методов исследования.
4. использование разнообразных информационных источников.
5. Адекватность выводов.
Список литературы и Интернет- источников: