Meтодические рекомендации по изучению дисциплины
Виды занятий и методики обучения
Теоретические занятия (лекции)
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам.
Общий объем лекционного курса – 40 (40,36)[1] часов. На лекциях применяются следующие ТСО: слайдопроектор, кодоскоп, графопроектор, компьютерный мультимедийный проектор.
Практические занятия
Семинарские занятия проводятся по группам.
Общий объем семинарских занятий – 28 (17, 36)[2] часов. Аудитория, предназначенная для занятий, оснащена: слайдопроектором, кодоскопом, графопроектором, компьютерным мультимедийным проектором. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, коллоквиумы и др.
На практических (семинарских) занятиях по дисциплине могут применяться следующие методики и методы обучения: опрос, решение задач, тестов, «круглый стол», дискуссия и пр.
Самостоятельная работа
В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий).
Нормативный объем самостоятельной работы студентов установлен в размере 32 (45, 24)[3] часов.
Формы контроля
Оперативный контроль
Оперативный контроль проводится в ходе семинарских занятий с целью определения качества усвоения лекционного материала. Его рекомендуется проводить в письменной форме (6-8) вопросов, сформулированных по тематике лекций.
На основании статистической обработки результатов производится корректировка содержания следующего лекционного занятия.
Рубежный (промежуточной) контроль
В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме образовательной программы. Студентами (если это предусмотрено учебным планом) по изученной специальной литературе выполняются: тестирование, контрольные работы, рефераты. Содержание тестов и контрольных работ, а также темы рефератов приводятся в соответствующих разделах настоящего УМК.
Выполнение всех работ является обязательным для всех обучающихся. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче зачета/экзамена.
Итоговый контроль по курсу
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.
Meтодические рекомендации по изучению дисциплины
Настоящий учебно-методический комплекс дает возможность студентам значительно углубить и расширить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий. Учитывая дефицит аудиторного учебного времени, особенно для студентов очно-заочной и заочной форм обучения, мы предлагаем использование материалов, тестовых заданий, контрольных работ и пр., содержание которых приведено в соответствующих разделах УМК.
Для разностороннего, комплексного и эффективного изучения дисциплины, прежде всего, необходимо обратиться к содержанию курса. В данном разделе содержаться тематика и содержание лекционных занятий. Для более детального рассмотрения тех или иных вопросов, необходимо воспользоваться литературой, список которой приводится в соответствующем разделе УМК.
В процессе изучения дисциплины и подготовки к семинарским занятиям, студенты самостоятельно ищут ответы на предлагаемые в плане семинарских занятий вопросы и затем, в ходе семинарских занятий, происходит их обсуждение. Далее приступают к решению задач. Часть задач может быть решена в аудитории в ходе семинарских занятий, совместно с преподавателем. Оставшиеся нерешенными задачи студенты решают самостоятельно. После этого, для проверки усвояемости пройденного материала, студентам могут быть предложены тесты и контрольные работы. Обращаем внимание, что для ответов на тесты имеются бланки ответов на тест.
Для подготовки к итоговому экзамену необходимо использовать список вопросов для подготовки к экзамену, которые также приведены в последующих разделах. Напоминаем, что при подготовке к экзамену нельзя ограничиваться выучиванием конспекта лекций. Для качественного усвоения дисциплины необходимо пользоваться рекомендуемой литературой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ темы | Наименование темы | Количество аудиторных часов[4] | ||
Всего | Лекции | Семинары | ||
Теоретические основы финансового менеджмента | ||||
Управление активами предприятия | ||||
Управление источниками средств предприятия | ||||
Управление структурой капитала предприятия и выбор дивидендной политики. | ||||
ИТОГО | 68 | 40 |
Программа дисциплины (содержание курса)*
Тема 1. Теоретические основы финансового менеджмента(14 часов)
Л 1. Цели, задачи и сущность финансового менеджмента на предприятии
Содержание финансовой деятельности предприятия в рыночной экономике. Место и значение финансов предприятия в финансовой системе государства. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм. Содержание финансового менеджмента на предприятии. Формирование финансового менеджмента как науки в ХХ веке. Задачи и цели управления финансами предприятия в контексте современных теорий организации бизнеса. Эволюция финансового менеджмента. Финансовая деятельность предприятия в условиях современной бизнес-среды. Значение финансовых рынков для достижения целей и задач финансового менеджмента. Структура и процесс функционирования системы управления финансами предприятия. Место и роль финансового менеджера на предприятии. Ключевые области деятельности финансового менеджера. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры управления финансами предприятия.
Л2. Понятийный аппарат и научный инструментарий финансового менеджмента
Логика построения концептуальных основ финансового менеджмента. Предмет и метод финансового менеджмента. Категории финансового менеджмента. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов и их характеристика. Финансовые активы и финансовые инструменты. Первичные финансовые инструменты. Производные финансовые инструменты. Прогнозно-аналитические методы финансового анализа. Неформализованные методы финансового анализа. Формализованные методы финансового анализа. Основные модели финансового анализа и прогнозирования. Элементы теории моделирования и анализа факторных систем.