Классификацию инвестиционных проектов

Структура инв рынка

Многообразие форм инвестиций и инвестиционных товаров обусловливает сложную структуру инвестиционных рынков, которые могут быть классифицированы по различным критериям. Обобщающим признаком этой классификации является выделение основных объектов инвестирования (рис. 2.2).

Классификацию инвестиционных проектов - student2.ru

Исходя из этого инвестиционный рынок может рассматриваться как совокупность рынков объектов реального и финансового инвестирования. В свою очередь рынок объектов реального инвестирования включает рынок капитальных вложений, недвижимого имущества, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования — фондовый рынок, денежный рынок и др.

4. Применение методов регионального и отраслевого анализа в практике принятия инвестиционных решений.Оценка цикличности отрасли основана на сравнении ее динамики развития с общеэкономическими тенденциями. По этому признаку различают:

• растущие отрасли, рост которых затушевывается общеэкономическим спадом, поэтому их выявляют путем сопоставления общего роста с отраслевым;

• защищенные отрасли, на которых не сказывается изменение состояния экономики в целом (производство продуктов питания);

• циклические отрасли, в которых колебания цен и объемов происходят в унисон с общеэкономическими изменениями (производство электроприборов);

• контрциклические отрасли, в первую очередь добыча минерального сырья, особенно золота и нефти. Развитие этих отраслей часто достигает максимума во время относительно непродолжительных и неглубоких экономических спадов.

• чувствительные к изменению доходности. В отраслях этой группы колебания происходят в зависимости от изменения процентных ставок (например, финансовое обслуживание).

Основным показателем оценки инвестиционной привлекательности отраслей является уровень прибыльности используемых активов, который рассчитывается в двух вариантах:

• прибыль от реализации продукции (товаров, услуг), отнесенная к общей сумме используемых активов;

• балансовая прибыль, отнесенная к общей сумме используемых активов.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов, так как продукция фирм одной отрасли, находящихся в различных регионах, имеет различную привлекательность. Привлекательность регионов: месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий; развитие предпринимательской инфраструктуры; природно-климатические условия; наличие ресурсов и т.п.

3. Выбор конкретных объектов инвестирования, который начинается с анализа предложений на инвестиционном рынке. Затем отбираются отдельные реальные инвестиционные проекты и финансовые инструменты, соответствующие основным направлениям инвестиционной деятельности и экономической стратегии фирмы. Все отобранные объекты инвестирования анализируются с позиции их экономической эффективности. По результатам этого анализа проводится ранжирование объектов по критерию их эффективности — доходности и из этого перечня отбираются к реализации те объекты, которые обеспечивают наибольшую эффективность.

4. Определение ликвидности инвестиций. По каждому объекту инвестирования первоначально следует оценить степень ликвидности инвестиций и предпочтение отдать тем из них, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.

5. Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. Прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности предпринимательской фирмы в запланированных направлениях. Исходя из потребности в инвестиционных ресурсах, определяют источники их формирования. При недостатке собственных финансовых средств принимается решение о привлечении заемных средств.

В результате формируется инвестиционный портфель, который представляет собой совокупность инвестиционных программ, оуществляемых фирмой.

6. Управление инвестиционными рисками. Выявить риски, с которыми может столкнуться фирма в процессе инвестирования по всем объектам инвестирования, а затем разработать мероприятия по минимизации инвестиционных рисков.

Каждый тип продукции предприятий отрасли в развитии проходит определенный жизненный цикл, включающий рождение, рост, расширение, зрелость, спад. Естественно, что предпочтительнее 2-я и 3-я из указанных стадий. Потребности общества определяют приоритеты в развитии отдельных отраслей. Так, в современной России перспективными считаются топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия; обеспечение населения продовольствием; транспорт, связь и телекоммуникации; жилищное строительство.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов проводится по различным значимым факторам, и показатели региона сравниваются со средними по стране.

5.Конъюнктура инвестиционного рынка — совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.

Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктурный бум, ослабление и спад конъюнктуры.

Подъем конъюнктуры инвестиционного рынка происходит, как правило, в связи с общим повышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.

Конъюнктурный бум выражается в резком возрастании объемов реализации на инвестиционном рынке, увеличении предложения и спроса на объекты инвестирования при опережающем росте последнего, соответствующем повышении цен на объекты инвестирования, доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

Ослабление конъюнктуры имеет место при снижении инвестиционной активности в результате общеэкономического спада. Данная стадия характеризуется относительно полным удовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения, стабилизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования, уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

Спад конъюнктуры на инвестиционном рынке отличается критически низким уровнем инвестиционной активности, резким снижением спроса и предложения на объекты инвестирования при превышении предложения. На стадии конъюнктурного спада цены на инвестиционные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают до самых низких значений, инвестиционная деятельность в ряде случаев становится убыточной.

6.Инв.стратегия-система долгосрочных целейинв деят-типредпр-я,определямых общими задачами его развития и инвестиц идеологией, а также выбор наиболее эффективн путей их достиж-я.

Роль страт-заблоговремнно адаптироватьинвест деят-ть пред-я к предстоящим кардинал изм-ям возможностей его эко развития;обеспечивает механизм реалиации долгосроч и инвест целей;реально оценить инв возможности;обеспечивает возможности быстрой реализации;учитывает заранее неконтролир возм;отражает конкурент преимущ;обеспеч взаимосвязь страегич,оператив,текущ управлен инв деят;формирует значение основных критер оценок выбоа;является 1ой из базисных предпосылок стратегических изменений общей организ-ой стру-ры упра-я.

7.Принципы:Расмотрение орг-ии как открытой системы,способной к самоорг-ии;учет базовых стратегий операц дет-ти;преимущественная ориентация на предприним стиль стратегич упр-я и.д.; обеспечения сочетания перспективного текущего и операт упр-я ин.д;обеспечение адаптивности инв стр к изменению факторов внешн среды;обеспечение альтернативности страт; обеспеч постоянного использ рез-в технологического прогресса; учет уровня инв риска; ориентация на профессионал аппарат; обесп-е разработанной инв стр соответствующими орг структурами упр-я инвест.дея-ю и и принципами нв культурой

Основные этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия.

1. определение общего периода формирования инвест.стратегии

2. исслед-ние факторов внешней инвест.среды и конъюктуры инвест.рынка

3. оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его инвест.дея-ти

4. формирование стратегич.целей инвест.дея-ти

5. анализ стратегич.целей инвест.дея-ти

6. определение стратег.направлений формир-ния инвест. ресурсов

7. формир-ние инвестиц. Политики по основным аспектам ивнест.дея-ти

8. разработка системы организационно-экономических мероприятий по оберспечению реализации инвест.стратегии

9. оценка результативности разработанной инвест.стратегии

8.Ресурсный подход(идущей от ресурсов к их реализации (исходные ресурсы:возможные стратегические решения и проекты;изм-ие источников, объемов, порядка) Целевой (от целей к ресурсам для и реализ(стратегич реш-ие;планируемые ресурсы; корректировка целей)

Классификацию инвестиционных проектов - student2.ru

9.Сущность и принципы управления инвестиционными проектами. Это последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении.

Объекты управления: программы, системы, комплексы работ, проекты и т.п.

Инвестиционный проект трактуется как набор документов, содержащий 2 крупных блока документов.

1.документальное оформленное обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений

2.бизнес-план или описание практических действий по осуществлению инвестиций

Фазы управления инвест.проектом:

1.инициальная - обеспечение принятия решения о начале выполнения проекта

2. планирование – цели и лучшие пути их достижения

3. исполнение – координация людских и др. ресурсов для выполнения плана проекта

4. контроль и коррекция (мониторинг)

5.завершение – официальное подтверждение и оформление рез-тов проекта.

Управление инвест. проектами – это приложение опыта, знаний, методов и технологий к работам проекта на протяжении всего его жизненного цикла и нахождение компромиссов между содержанием проекта для получения запланированного результат и достижения целей предприятия.

Мотивы управления инвест.проектами: предотвращение незапланированных затрат, управление изменениями, а так же соблюдение сроков выполнения работ.

Система управления инв.проектом.

Подразумевает наличие упр-го отдела, единой корпоративной методологии и информационной системы упр-я проектами.

Система упр-я проектами

1.проектный отдел

2.методология упр-я объектами

3.информаци. система проектами

10. Бизнес-план инвестиционного проекта — форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые

результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики. Основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. Бизнес-план необходим:

• инвестору — для определения экономической целесообразности вложения инвестиций;

• органу управления реализацией инвестиционного проекта — для выработки программы действий и руководства в процессе реализации;

• кредиторам — для принятия решений по кредитованию проекта исходя из эффективности проекта и возможности возврата кредита;

• органам государственного управления — для регулирования и контроля экономических отношений по линии бюджетного финансирования проекта, льготного кредитования.

Типовой бизнес-план состоит из следующих разделов:

•общие сведения, включая меморандум о конфиденциальности; краткая характеристика проекта (резюме);характеристика предприятия и отрасли;сущность инвестиционного проекта;

оценка рынков сбыта и конкурентов; план маркетинга; инвестиционный план; производственный план;организационный план; финансовый план и показатели эффективности проекта; анализ рисков (анализ чувствительности);приложения.

Бизнес планирование-деятельность на достижение целей фирмы (целевого плана)

классификацию инвестиционных проектов

1.по предназначению инвестиций

Повышение эффективности, расширение производства, создание нового проиводства, выход на новые рынки, разработка новых технологий.решение соц-х задач

2.по масштабу реализации: малые,традиционные,мегапроекты,

3. по типу предполагаемого эффекта:сокращение затрат.сметение риска произв-ва и сбыта,новая технология. Политико-экон.эффект,социальный эффект

4.по типу денежного потока:одинарный,неодинарный

5. по тношению к риску наиболее и менее рискованные

6. по среде реализации: проекты вновь созд-й среде,проекты в рамках действующей.

7.по точке начала проекта

8.по важности в развитии компании, стратегичсек,..функциональные

9 посложности решаемых задач простые и слождные

10. по длитьельности исползния краткосрочные до 6 мес, среднесрочные (1-3 года) долгосроыне( блшльше 6 лет)

11.по степени неопределённости,открытый и закрытый

12.по инициативе открытия проекта

13.Фаза концепции посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:

Сбор исходных данных и анализ существующего состояния (предварительное обследование).

Выявление потребности в изменениях (в проекте).

Определение проекта:

• цели, задачи, результаты;

• основные требования, ограничительные условия, критерии;

• уровень риска;

• окружение проекта, потенциальные участники;

• требуемое время, ресурсы, средства и др.

В фазе разработки разрабатываются основные компоненты проекта, и осуществляется подготовка к его реализации.

В фазе реализации выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта.

В завершающей фазе (или фазе окончания) проекта достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта.

ПОКАЗАТЕЛИ

1. период (срок) окупаемости PP

2.Дисконтированный период окупаемости –DPP

3.период возврата заёмных средств – RD

4.чистый доход NV

5. Чистый дисконтированный (приведенный доход) – NPV

6.внутренняя норма доходности (рентабельности) – IRR

7. Индекс прибыльности (рентабельности) – PI

8.средняя норма рентабельности – ARR

9. Модифицированная внутренняя норма доходности – MIRR

10.коэф-т покрытия OCR

11.точка безубыточности BEP

12.потребность в дополнительном финансировании

13. потребность в дополнительном финансировании с учётом дисконт.

16.Анализ чувствительности параметров инвестиционного проекта. Построить график чувствительности инвестиционного проекта и прокомментировать его содержание.

Цель анализа чувствительности состоит в сравнительном анализе влияния различных факторов инвестиционного проекта на ключевой показатель эффективности проекта, например, внутреннюю норму прибыльности.

Приведем наиболее рациональную последовательность проведение анализа чувствительности.

1.Выбор ключевого показателя эффективности инвестиций, в качестве которого может служить внутренняя норма прибыльности (IRR) или чистое современное значение (NPV).

2.Выбор факторов, относительно которых разработчик инвестиционного проекта не имеет однозначного суждения (т. е. находится в состоянии неопределенности). Типичными являются следующие факторы:

капитальные затраты и вложения в оборотные средства,

рыночные факторы - цена товара и объем продажи,

компоненты себестоимости продукции,

время строительства и ввода в действие основных средств.

3.Установление номинальных и предельных (нижних и верхних) значений неопределенных факторов, выбранных на втором шаге процедуры. Предельных факторов может быть несколько, например 5% и 10% от номинального значения (всего четыре в данном случае)

4.Расчет ключевого показателя для всех выбранных предельных значений неопределенных факторов.

5.Построение графика чувствительности для всех неопределенных факторов. Данный график позволяет сделать вывод о наиболее критических факторах инвестиционного проекта, с тем чтобы в ходе его реализации обратить на эти факторы особое внимание с целью сократить риск реализации инвестиционного проекта. Так, например, если цена продукции оказалась критическим фактором, то в ходе реализации проекта необходимо улучшить программу маркетинга и (или) повысить качество товаров. Если проект окажется чувствительным к изменению объема производства, то следует уделить больше внимания совершенствованию внутреннего менеджмента предприятия и ввести специальные меры по повышению производительности. Наконец, если критическим оказался фактор материальных издержек, то целесообразно улучшить отношение с поставщиками, заключив долгосрочные контракты, позволяющие, возможно, снизить закупочную цену сырья.

Классификацию инвестиционных проектов - student2.ru

Наши рекомендации