Формы реального инвестирования: капитальное инвестирование (капитальные вложения), инновационное инвестирование, инвестирование в оборотные активы

Основу инвестиционной деятельности предпринимательской фирмы составляет реальное инвестирование. В современных условиях хозяйствования данная форма инвестирования для многих фирм считается единственным направлением инвестиционной деятельности. Реальные инвестиции позволяют фирмам осваивать новые товарные рынки и обеспечивать постоянное увеличение своей рыночной стоимости.

Выделяют следующие группы реального инвестирования:

обязательные инвестиции (инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления), цель которых – организация экологической безопасности деятельности фирмы или улучшение условий труда ее работников до уровня, отвечающего нормативным требованиям, и т. п.;

инвестиции в повышение эффективности деятельности фирмы, цель которых – создание условий для снижения затрат фирмы за счет обновления оборудования, совершенствования применяемых технологий, улучшения организации труда и управления;

инвестиции в расширение производства, цель которых – увеличение объема выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

инвестиции в создание новых производств; в результате их осуществления создаются совершенно новые предприятия, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся фирмой товары или оказывать новый тип услуг.

Основное направление реальных инвестиций – капитальные вложения, которые могут осуществляться в формах:

нового строительства – возведение нового объекта с законченным технологическим циклом по типовому или индивидуально разработанному проекту, который после ввода в эксплуатацию будет иметь статус юридического лица (как правило, к этой форме инвестиций предпринимательская фирма прибегает в случае необходимости увеличения объемов ее производственно-хозяйственной деятельности или в целях осуществления диверсификации основной деятельности);

реконструкции – проведения строительно- монтажных работ на действующих площадях без остановки основного производства с частичной заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования, осуществляющихся обычно в целях увеличения производственного потенциала предпринимательской фирмы, значительного повышения качества выпускаемой продукции;

технического перевооружения – мероприятий, направленных на замену и модернизацию оборудования (при этом расширение производственных площадей не осуществляется), осуществляемых с целью обеспечения роста производительности труда и объема выпускаемой продукции, улучшения качества производимой продукции, совершенствования условий и организации труда;

приобретения предприятий, осуществляемого только крупными предпринимательскими фирмами, так как требует большого объема инвестируемых средств(данная форма инвестиций приводит к возрастанию совокупной стоимости активов обоих предприятий и дает им определенные преимущества перед конкурентами за счет взаимодополнения технологий и номенклатуры выпускаемой продукции, появления возможностей снижения цен сырья и материалов, совместного использования сбытовой сети и т. п.).

Формы реального инвестирования

Современная теория инвестирования [6] выделяет следующие формы реального инвестирования:

приобретение имущественных комплексов;

новое строительство;

перепрофилирование;

реконструкция (реставрация);

модернизация;

обновление отдельных видов оборудования;

инновационное инвестирование в нематериальные активы. ^ Приобретение гостиничных комплексов как форма инвестирования связана с расширением деятельности предполагаемого инвестора. Традиционными параметрами при оценке гостиничного бизнеса выступают:

стоимость здания гостиницы;

вид присоединения (управления);

коэффициент риска для данного объекта;

сложившаяся конъюнктура рынка.

Оценивая стоимость здания, специалисты по экспертизе и управлению недвижимостью учитывают, что деятельность по оказанию услуг размещения осуществляется внутри самого здания, что напрямую влияет на возможность получать прибыль. Поэтому при оценке гостиницы учитывают соответствие состояния МТБ требованиям рынка.

Степень риска в гостиничном бизнесе прогнозируется с учетом высокого уровня конкуренции и большой трудоемкости управления гостиничным имуществом. Чтобы обеспечить конкурентоспособность, необходимы постоянные инвестиционные вложения для поддержания гостиничного предложения в товарном виде, тщательный контроль финансовых ресурсов, учет колебаний сезонности туристских потоков.

К новому строительству как форме инвестиций прибегают в тех случаях, когда кардинально изменяются потребности в определенных товарах и услугах. Ныне инновационные решения в области нового строительства связаны с концепцией «интеллектуальное здание» (IB — Intellectual Building), которая значительно повышает стоимость инвестиционного проекта. «Интеллект» здания формируется аналогично функции человеческого мозга — интеграцией инженерных систем и систем телекоммуникаций закладывается способность аккумулировать информацию, анализировать ситуацию, выдавать управляющее решение. Применительно к гостиницам, где множество помещений отвечают различным специфическим требованиям (микроклимата, освещенности, звукопроницаемости, безопасности), использование принципов «интеллектуального здания» позволяет обеспечить максимально возможный набор функций инженерной инфраструктуры при экономичном режиме эксплуатации всего комплекса оборудования.

Перепрофилирование представляет собой инвестиционную операцию, обеспечивающую изменение технологии производственного процесса для получения новой продукции или услуг.

В гостиничном бизнесе, как правило, перепрофилируют здания, в которых планируют разместить гостиничный комплекс. В результате перепрофилирования общежитий «блочного» типа создают апарт-отели. От обычных гостиниц они отличаются тем, что их постояльцы арендуют номера на более продолжительный срок. Каждый блок, как правило, имеет санузел, душевую, кухню. Стоимость номеров в апарт-отелях значительно ниже, чем в других гостиницах. В связи с технологическими особенностями перепрофилирование — сложная инвестиционная операция.

В результате инвестирования реконструкции все производство преобразуется на основе научно-технических достижений. Для гостиничных предприятий это, как правило, связано с перепланировкой помещений для увеличения площади гостиничных номеров, установкой современного оборудования (кондиционирования воздуха, пылеудаления, лифтов, кабельного оборудования компьютерных сетей), созданием площадей для производства новых услуг (сауны, бильярдные, фитнес- и бизнес-центры).

И процессе реставрации может осуществляться восстановление памятников архитектуры в целях создания в них средств размещения.

Наиболее распространено реальное инвестирование модернизации. В гостиничном бизнесе ее часто осуществляют из-за моды, НОВЫХ тенденций в дизайне и декорировании. Например, в современных роскошных гостиницах декораторы применяют сложные в исполнении отделки: роспись по дереву, резьбу, мозаику.

Модернизация требует от гостиничного предприятия постоянных, непрерывных инвестиций (особенно в средних и крупных Гостиничных комплексах). Переоснащение и переоформление номеров может происходить каждый туристский сезон. Динамично развивающиеся гостиничные предприятия разрабатывают инвестиционные проекты модернизации исходя из пожеланий своих Клиентов, туроператоров, информации, полученной на много­численных ярмарках и выставках гостиничного оборудования. Часто И инвестировании модернизации участвуют организации (фирмы), Предоставляющие гостиницам услуги, в том числе по автоматизации, декору.

^ Обновление отдельных видов оборудования представляет собой Инвестиционную операцию, связанную с заменой (в связи с физическим износом) или дополнением (в связи с ростом объемов Деятельности или необходимостью повышения производительности труда) имеющегося оборудования. При этом не меняется И общая схема предоставления гостиничных услуг. Обновление отдельных видов оборудования характерно, как правило, для процесса простого воспроизводства активной части основных фондов.

^ Инновационное инвестирование в нематериальные активы связано с использованием новых знаний в целях достижения коммерческого успеха. Эта форма инвестирования широко распространена в гостиничной деятельности и преимущественно связана с ее вхождением в сеть (путем приобретения франшизы либо иным способом). При этом может полностью измениться система управления и даже форма собственности. Владелец гостиницы управляет ею самостоятельно на основе так называемого франшизного соглашения. Франшиза в данном случае — это право использовать в своей рекламе (в том числе и в названии гостиницы) Наименование известной гостиничной сети, тем самым привлекли клиентов, для которых это наименование служит гарантией Хорошего сервиса. Оплата франшизы, как правило, включает:

Плату за вход в сеть;

роялти — долю доходов от продажи номерного фонда;

оплату централизованной сетевой рекламы;

оплату за систему бронирования:

оплату за посуду и белье с фирменным логотипом.

В общем объеме платежи франшизодателю могут колебаться в пределах 15 % от дохода гостиницы.

Наши рекомендации