Пример. Практика применения различных методов устранения международногодвойного налогообложения
Совокупный доход компании составляет 100 ед., из которых 50 ед. было образовано в зарубежной стране-источнике (S), а 50 ед. — в юрисдикции резидентства (R). Налоговые ставки составляют: в стране-источнике — 10%, в стране резидентства — 30%.
Если методы устранения двойного юридического налогообложения отсутствуют, то компания уплачивает в стране-источнике 5 ед. налога (налоговая база — 50 ед., налоговая ставка —.10%), а в стране резидентства — 30 ед. (налоговая база — 100 ед., налоговая ставка — 30%). Все уплаченные налоги составляют, таким образом, 35 ед., что для совокупного дохода в 100 ед. соответствует эффективной налоговой ставке1 35%.
Когда применяется метод налоговых освобождений, то в стране-источнике уплачивается 5 ед. налога, а в стране резидентства — 15 ед. (налоговая база страны R в данном случае составляет 50 ед.). Совокупные налоговые платежи равняются 20 ед., что соответствует эффективной налоговой ставке 20%.
При применении метода налоговых кредитов результаты следующие. В стране-источнике налоговый платеж составляет 5 ед. В стране резидентства рассчитанная величина налоговых обязательств соответствует 30 ед. (100 ед. налоговой базы умножить на налоговую ставку 30%). Методом налогового кредита мы засчитываем налог, уплаченный в стране-источнике, поэтому сумма налогового платежа в R составит: 30 - 5 = 25 ед. Таким образом, все уплаченные компанией налоги равняются 30 ед., что соответствует эффективной налоговой ставке 30%.
И наконец, в случае использования метода налоговых вычетов имеем: в стране-источнике величина уплаченного налога — 5 ед.; в стране резидентства мы вычитаем данную сумму налога из глобальной (совокупной) налоговой базы компании (100 — 5), а к полученной расчетной налоговой базе в 95 ед. применяем налоговую ставку страны резидентства (30%). В итоге сумма налога, уплаченная в стране R, составит 28,5 ед. Совокупная величина уплаченных компанией налогов равняется 33,5 ед., что соответствует эффективной налоговой ставке 33,5%.
В нашем примере наиболее выигрышным для компании является метод налоговых освобождений, наименее — метод налоговых вычетов. Вместе с тем метод налоговых вычетов все же приносит компании некоторое облегчение бремени международного двойного налогообложения в сравнении с ситуацией, когда любые способы устранения двойного налогообложения отсутствуют. Устранение двойного налогообложения в конвенционном праве.Для устранения двойного юридического налогообложения принципи-
1 Эффективная налоговая ставка — отношение общей суммы уплаченных налогов к общей сумме полученных доходов.
Раздел VI, Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение
альное значение имеют соглашения, регулирующие исключительно налоговые отношения между договаривающимися странами (конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и имущества). Международные налоговые соглашения (МНС) решают проблемы устранения двойного юридического налогообложения тогда, когда решение невозможно найти в одностороннем порядке. Классическим примером здесь является тот случай, если налоговая ставка за рубежом для данного вида налога выше аналогичной ставки страны резидентства налогоплательщика. Это ведет к дополнительному налоговому бремени для субъектов ВЭД, которое невозможно облегчить при помощи использования методов налоговых освобождений или налоговых кредитов.
Из-за сложностей процесса согласований правовых позиций каждой из договаривающихся сторон большинство МНС являются двусторонними. Каждое конкретное налоговое соглашение является определенным компромиссом между национальным налоговым законодательством двух договаривающихся стран. Принятие МНС требует определенной модификации национального налогового законодательства, поскольку после своего подписания и процедуры ратификации в высшем законодательном органе страны МНС интегрируется в национальное налоговое право и становится его неотъемлемой составляющей. Вместе с тем, хотя МНС и обязательны для исполнения, они, как и любой международный правовой документ, не регулируют права и обязанности субъектов налоговых отношений непосредственным образом, а передают свои полномочия в данной области национальному налоговому законодательству. Таким образом, налоговые конвенции не создают новые законы, новое налогообложение, они лишь признают право договаривающихся сторон на налогообложение, закрепляя за каждой из них определенную налоговую базу. Само налогообложение при этом регулируется на основе применения соответствующего национального законодательства.
МНС классифицируются на общие, регулирующие все или сразу несколько видов налогов (так называемые двусторонние конвенции об избежании двойного налогообложения доходов и имущества), и специальные — соглашения по конкретным вопросам, регулирующие специфические виды налогов или налоги, взимаемые только с определенных доходов. Подчеркнем, что МНС — и общие, и специальные — регулируют лишь отношения между договаривающимися странами в сфере прямого налогообложения (подоходного и имущественного). В сферу их компетенции, таким образом, входят налоги на доходы (прибыль) и налоги на имущество (в том числе налог на наследство и дарение). МНС не действуют в отношении косвенных налогов.
Характеризуя содержание налоговых соглашений, важно отметить их общую схематическую структуру: а) общие требования для применения данного МНС и основные используемые категории; б) правила распределения доходов между договаривающимися странами, а также дополнения и приложения к данным правилам; в) положения о взаимной
недискриминации налогоплательщиков, информационном обмене, урегулировании спорных ситуаций, определение фискальных территорий применения соглашения; г) вступление в силу и прекращение действия. Основной смысл МНС заключается в том, что они ограничивают сферы компетенции налоговых юрисдикции договаривающихся государств, определяя пределы применения права каждого из договаривающихся государств облагать налогами и своих, и иностранных резидентов. При этом страны передают друг другу права на налогообложение определенных видов доходов, образовывающихся на их территории, а также декларируют своим резидентам гарантии компенсации налогов, удержанных страной-источником (как правило, используются методы налоговых освобождений и налоговых кредитов).
С точки зрения налогоплательщиков, ведущих ВЭД, налоговые соглашения являются определенной интерпретацией той налоговой системы, с которой они сталкиваются в зарубежных государствах. Впрочем, МНС в большей степени определяют не всю налоговую систему зарубежной юрисдикции для иностранных резидентов, а, скорее, режим налогообложения в данной стране для данного конкретного субъекта ВЭД.
Преимуществом налоговых соглашений как для заключивших их правительств, так и для налогоплательщиков, является, в частности, то, что они: 1) устанавливают четкие правила исключения двойного юридического налогообложения или же устраняют его последствия, что гарантирует репатриацию прибыли из зарубежной юрисдикции без обременительного налогообложения в стране-источнике; 2) определяют термины, толкование которых зачастую отсутствует в национальном законодательстве договаривающихся государств; 3) превалируя в большинстве случаев над национальным законодательством, способствуют улучшению инвестиционного климата страны, стимулируют международное движение факторов производства, гарантируют стабильность налогового режима и простоту толкований условий налогообложения для субъектов ВЭД; 4) предотвращают злоупотребления в области уклонения от уплаты налогов и избежание налоговой ответственности.
Большинство заключенных двусторонних МНС имеют под собой солидную основу межгосударственного сотрудничества по унификации национальных принципов налогообложения — модельные налоговые конвенции, разработанные ведущими международными организациями. Наиболее важной из них является Модельная налоговая конвенция ОЭСР по избежанию двойного налогообложения доходов и капитала (МНКОЭСР).
Основная особенность МНК ОЭСР состоит в том, что она придерживается глобального принципа налогообложения (принципа резидентства) как основополагающего. В соответствии с подобной установкой страна-источник либо отказывается от налогообложения на своей территории определенных видов доходов иностранных резидентов, либо существенно снижает предусмотренную для них налоговую ставку.
Раздел VI. Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение
В том случае, если страна-источник удерживает на своей территории определенные налоги (к примеру, налоги на доходы постоянных представительств иностранных компаний либо налоги на дивиденды и проценты), государство резидентства налогоплательщика гарантирует облегчение бремени двойного налогообложения через предоставление налоговых кредитов либо налоговых освобождений (ст. 23А и 23Б МНК ОЭСР). Общие правила распределения доходов и имущества между договаривающимися странами с их последующим налогообложением приведены в табл. 26.1.
Таблица 26.1
Правила распределения доходов и имущества между договаривающимися государствами и их последующее налогообложение на основе соответствующих статей Модельной налоговой конвенции ОЭСР
Форма доходов (имущество) | Место обложения налогом |
Доходы от недвижимого имущества (ст. 6) | Страна местонахождения недвижимого имущества |
Доходы (прибыль) от предпринимательской деятельности (ст. 7) | Страна резидентства компании (доходы постоянного представительства иностранной компании — по месту его нахождения) |
Доходы от международных морских и воздушных перевозок (ст. 8) | Страна резидентства компании-перевозчика |
Дивиденды (ст. 10) / проценты (ст. 11) | Страна резидентства получателя (при этом допускаются ограниченные удержания налога в стране — источнике данных доходов) |
Роялти (ст. 12) | Страна резидентства получателя |
Прирост стоимости капитала (доходы от отчуждения имущества) (ст. 13) | Страна резидентства лица, отчуждающего имущество/ продавца (кроме недвижимости: недвижимость — в стране местонахождения) |
Доходы от работы по найму (ст. 15) | Место (в стране) работы |
Тантьемы (вознаграждения членов советов директоров и управляющих) (ст. 16) | Страна резидентства компании |
Доходы артистов и спортсменов (ст. 17) | Страна осуществления профессиональной активности |
Пенсии (ст. 18) | Страна резидентства пенсионера |
Доходы от осуществления государственной службы (ст. 19) | Страна — источник данных доходов |
Доходы студентов (стипендии, выплаты) (ст. 20) | Страна резидентства студентов |
Прочие доходы (ст. 21) | Страна резидентства получателя |
Имущество (налоги на имущество) (ст. 22) | Страна резидентства владельца имущества (недвижимость — в стране своего местонахождения) |
Большинство из действующих двусторонних налоговых конвенций как ведущих стран мира, так и России, практически копируют содержание МНК ОЭСР с небольшими отличиями от первоначального типового текста, в который вносятся конкретные детали, удовлетворяющие обе договаривающиеся между собой стороны.
Заканчивая главу, сформулируем ряд выводов.
1. Международное налогообложение в узком смысле означает как налоговые последствия внешнеэкономической деятельности физических и/или юридических лиц, так и национальное налоговое законодательство, регулирующее внешнеэкономические операции.
2. Международное налогообложение в широком смысле предполагает: а) наличие унифицированных и ставших едиными для всех стран правила и принципы налогообложения, которые базируются на международном праве; б) международные аспекты национальных правовых систем, регулирующих область фискальных отношений; в) международную координацию налогообложения доходов от деловых операций, имущества и сделок в самых разных сферах деятельности; г) налоговые последствия внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, рассматриваемые через призму национальной экономики; д) взаимодействие национальных налоговых служб.
3. Поскольку национальный налоговый суверенитет, присущий ка
ждому государству, приводит к коллизии внутренних правовых норм
различных стран в сфере налогообложения субъектов внешнеэкономи
ческих операций, то необходимы наднациональные механизмы преодо
ления данных противоречий. При этом область межгосударственных
налоговых отношений является одной из самых сложных правовых от
раслей, поскольку единые и обязательные для всех международные за
коны как таковые здесь отсутствуют (они изначально не имеют права
посягать на национальный налоговый суверенитет), а роль ключевых
источников права играют законодательства суверенных юрисдикции
и договоренности, заключенные на двусторонней основе. Вместе с тем
международное налоговое право со своими источниками, принципами,
категориями позволяет преодолевать сложившиеся противоречия меж
ду государствами в области международного налогообложения и ведет
к постепенной конвергенции национальных правовых систем налогооб
ложения.
4. Хотя ведущие принципы международного налогообложения —
принцип резидентства и принцип налогообложения у источника обра
зования доходов - одинаковы и едино интерпретируются в правовых
системах большинства стран мира, критерии резидентства и налогооб
лагаемого присутствия на зарубежной фискальной территории опре
деляются исключительно внутренними правовыми нормами соответ-
! ствующих юрисдикции. Об этом следует помнить субъектам внешнеэкономической деятельности, международные операции которых приводят к налоговым последствиям, оценивать которые необходимо как
Раздел VI. Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение 853
с точки зрения национального налогового законодательства всех юрисдикции физического присутствия и образования доходов, так и с точки зрения соответствующих межгосударственных соглашений в налоговой области.
5. Международное двойное налогообложение, являющееся прямым следствием действия концепции национального налогового суверенитета, приводит к дополнительной налоговой нагрузке для субъектов внешнеэкономических операций. Для решения данной проблемы и страны резидентства налогоплательщиков, и государства — источники доходов применяют как в своем национальном законодательстве, так и на уровне межгосударственных соглашений соответствующие методы устранения двойного юридического налогообложения (используя налоговые освобождения, налоговые кредиты, налоговые вычеты и заключая соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества). Стоит отметить, что конечным результатом действия подобных механизмов устранения международного двойного налогообложения является снятие налоговых барьеров на пути международного движения инвестиций и трудовых ресурсов, а также поэтапная конвергенция налоговых систем договаривающихся между собой стран на основе гармонизации соответствующих национальных налоговых законодательств.