Взаимосвязь с другими дисциплинами
ВВЕДЕНИЕ
Контроллинг - новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Контроллинг- это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Под контроллингомпонимают концепцию эффективного управления экономическим объектом с целью обеспечения его постоянного и продолжительного существования в постоянно изменяемой среде.
Зародившись в США в конце 19 века, контроллинг представляет собой деятельность по планированию и формированию целей и стратегий компании, мониторингу текущих событий, целенаправленному управлению для устранения отклонений в работе фирмы.
Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путем управления системой ключевых (финансовых) показателей, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.
Понятие «Контроллинг» происходит от английского «To control», которое в экономическом понимании означает управление, наблюдение, контроль. Но контроллинг не сводится к простой системе контроля, а охватывает значительно более широкую сферу деятельности предприятия, а именно контроллинг это:
§ система, которая ориентирована на будущее развитие предприятия;
§ система наблюдения и изучения поведения внутреннего экономического механизма конкретного предприятия и разработки путей для достижения цели, которую оно ставит перед собой.
Несмотря на созвучность термина "контроллинг" слову контроль, данные понятия не являются тождественными. В отличие от обычной функции контроля за фактическими результатами деятельности предприятия в процессе управления контроллинг ориентирован на упреждающий контроль, когда необходимо провести регулирующие мероприятия до того как закончится плановый период. Поэтому контроллинг – это управление будущим для обеспечения эффективного функционирования предприятия и предупреждения возникновения кризисных ситуаций.
Следует сказать, что в англоязычных источниках слово «контроллинг» практически не используется. В Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет».
В зарубежной литературе под термином «контроллинг» понимают специально сконструированную на основе интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования, контроля и управления систему, которая обеспечивает получение, обработку и обобщение информации о деятельности предприятия. Такая система вместе с решением оперативных задач ориентируется и на стратегические. Задачи контроллинга значительно больше по объемам от задач управленческого учета, который входит в систему контроллинга в качестве одной из составляющих.
Переход от плановой модели хозяйствования сопровождается возрастанием информационных ресурсов как по объему, так и по смыслу информации (новые явления, процессы, события). Более сложными становятся коммуникационные связи, процедуры принятия решений, которые требуют дополнительной информации, отсутствующей в традиционной системе финансового учета. Управление информационным процессом ставит перед менеджерами все большие требования относительно понимания роли информации и знаний руководителя в области создания информационных систем. Функции управления постоянно усложняются. Так, обычное планирование трансформируется в проблемно-ориентированное планирование, сбыт продукции – в маркетинговую деятельность, финансовый и управленческий учет дополняется интегрированной системой контроллинга. Единая система бухгалтерского учета дифференцируется на подсистемы финансового, управленческого учета и контроллинга.
Учет теряет свою независимость и приобретает функцию сервисного обеспечения менеджмента в информации, необходимой для принятия решений. Контроллинг выполняет функции создания, обработки, анализа и передачи системной управленческой информации.
Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить следующими причинами:
· повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием (смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего, увеличение скорости реакций на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия, необходимость непрерывного отслеживания изменений во внутренней и внешней среде предприятия, необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций);
· усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
· информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
· общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
В системе контроллинга обязательным элементом есть определение цели предприятия и отдельных структурных подразделений, управление целями, своевременное реагирование на смену среды и соответственно уточнение цели, которая дает возможность адаптироваться к смене среды и обеспечить существование объекта.
Предметом дисциплины является процесс оперативного и стратегического управления предприятием как системы, направленный на достижение всеми структурными подразделениями стратегических и текущих целей и принятия управленческих решений по оптимизации соотношения “затраты – объем - прибыль”. Контроллинг, в отличие от функциональных дисциплин, есть синтетической наукой, которая базируется на учете, планировании, анализе и теории управления. Роль управления в системе контроллинга состоит в координации элементов которые входят в систему контроллинга - учет, планирование, анализ, принятие решений.
Целью контроллинга является поддержание эффективного функционирования предприятия, ориентация управленческой деятельности на максимизацию прибыли и стоимости капитала при минимизации риска и сохранении ликвидности (платежеспособности) предприятия. Решение данной цели невозможно без формирования у менеджеров современного предприятия системных знаний из концептуальных основ управления.
Для достижения высшей цели контроллинга: сохранение и успешное развитие предприятия, используются следующие функции:
· Информационная, которая заключается в выработке контроллинговой информации для руководителей, с помощью трансформации данных, поступающих в отдел контроллинга; Система информационных потоков. Процесс управления рассматривают как процесс преобразования информации: управленческое воздействие – это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Информация должна быть достоверной, полной, релевантной, понятной, полезной, своевременной, регулярной.
· Установление целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
· Планирование– превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают стратегию предприятия, а затем – план. функция планирования - координация отдельных производственных планов по отношению к общему плану в пределах как краткосрочного, так и долгосрочного планирования, составления бюджета, выработки плановой и целевой информации; План – это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Для процесса планирования создается нормативно-справочная база, определяются объем и структура необходимой информации, разрабатываются методики составления планов по времени и содержанию;
· Аналитическая, суть которой заключается в выработке основных подконтрольных показателей, которые позволяют оценить эффективность работы предприятия;
· Учетно-контрольная - используется при сопоставлении плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели, установления допустимых пределов отклонений от заданных параметров, интерпретации причин отклонений и выработке предложений для их уменьшения;Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Специфика управленческого учета состоит в ориентации на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений. Для этого определяются потребности системы в информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных;
Контрользанимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия.
· Мониторинг – отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.
· Анализ планов результатов и отклонений направлен на оценку результатов прошлой деятельности, определение происходящего на предприятии в настоящее время, анализ возможностей предприятия добиться поставленных целей в будущем.
· Комментирующая функция (специфическая функция контроллинга) суть которой заключается в выработке широкого спектра возможных путей реализации намеченных целей с обоснованием и комментариями каждого. Специфическая функция контроллинга проявляется именно в том, что не принимая участие в самом процессе управления, она оказывает помощь руководству в самом принятии эффективных управленческих решений. То есть управляет не принимая участие в управлении.
Целевая задача контроллинга – построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Основными задачами контроллинга выступают:
- осуществление сервисного обслуживания аппарата управления, путем обеспечения информацией, необходимой для принятия решений; информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;
- регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
- выполнение функции интеграции, системной организации и координации; координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия
- планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);
- осуществление функции внутреннего контроля на предприятии;
контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков;
- управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).
- обеспечение целеустремленной работы отдельных структурных подразделений предприятия;
Контроллинг включает в себя определение цели предприятия, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом планирования, учета, контроля, экономического анализа, организации информационных потоков и много другого.
В настоящее время существует две основные концепции контроллинга: американская и немецкая. Отличительные особенности этих двух подходов четко отражаются на рисунке 1.1. Так американская модель контроллинга включает в себя более широкий круг задач.
На основе американской модели предложена следующая классификация задач контроллинга:
1. Генеральное целевое планирование:
- анализ и контроль внутренней и внешней среды;
- выработка альтернативных локальных целей и стратегий;
- многовариантное планирование;
- система показателей системы планирования и контроллинга.
2. Оперативное планирование:
- планирование и контроль программы;
- имитационное моделирование;
- реинжиниринг бизнеса.
Немецкая модель
Американская модель
Рис. 1.1 Отличительные особенности американской и немецкой моделей
контроллинга
3. Стратегическое планирование:
- портфельные матрицы (матрица БКГ);
- инвестиционные планы и проекты;
- инновационные планы;
- проведение функционально-стоимостного анализа;
- анализ и контроль внешней и внутренней среды;
- разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий.
4. Финансовый и управленческий учет:
- анализ эффективности производства;
- анализ платежеспособности;
- анализ рентабельности;
- анализ ROI;
- анализ производственного результата.
5. Сбыт, производство, снабжение:
- реинжиниринг;
- функционально-стоимостной анализ;
- покрытий издержек;
- управление ассортиментной политикой;
- анализ безубыточности.
6. Ревизия и другие штабные функции:
- планирование и контроль по местам возникновения затрат;
- внутренний аудит.
Взаимосвязь с другими дисциплинами
Контроллинг – это дисциплина, которая базируется на основе многих учебных, технических и экономических дисциплин, а именно:
§ маркетинга – результатах маркетинговых исследований: цены, спроса, предложений, конкуренции»
§ менеджмента – систем управления и методах принятия управленческих решений;
§ технического нормирования – разработки норм и нормативов расходов материально сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов на производство продукции;
§ планирования – расчет плановых показателей по объему производства, расходов на производство продукции и контроля за выполнением плановых показателей;
§ учете и аудите – правильность ведения учета и организации аудита на предприятии;
§ экономического анализа хозяйственной деятельности – разработка методик анализа расходов на производство продукции; выявление резервов, то есть разработка такой системы ведения хозяйства, при которой бы обнаруженные недостатки больше не повторялись или были сведены к минимуму;
§ системы технологий и тому подобное.
ТЕМА 1