Продукция предприятия, ее конкурентоспособность
При активном формировании ассортимента товара весьма полезным может стать опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла изделий. Жизненный цикл товара — период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка.
Этапы жизненного цикла продукции. Товар представляет собой своего рода живой организм, развивающийся, как известно, в следующем порядке: зачатие — рождение — зрелость — старение и смерть. По аналогии различают следующие этапы типичного жизненного цикла товаров:
· этап разработки товара - анализ возможностей производства продукции; исследования и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования; рыночные испытания;
· этап выведения на рынок - фаза появления нового товара на рынке;
· этап роста - фаза признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него, характер этого этапа изменчивый, нестабильный;
· этап зрелости - фаза постепенного удовлетворения спроса на данный товар;
· этап насыщения рынка;
· этап упадка - фаза резкого снижения объемов продаж, а затем и прибыли, товар завершает свой жизненный цикл.
Финансовые цели на отдельных этапах жизненного цикла таковы:
· разработка — безубыточность;
· выведение на рынок — прибыль за счет продаж;
· рост — максимальный объем прибыли;
· зрелость — прибыль за счет сокращения издержек;
· насыщение и упадок — сокращение затрат при уменьшении объема продаж товаров.
Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг. Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению.
Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.
Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают следующие показатели качества продукции:
1. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.
2. Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:
· полезность продукции
· надежность
· технологичность,
· эстетичность изделий.
3. Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака и др.
Анализ конкурентоспособности продукции следует проводить в направлениях изучения ситуации на рынке сбыта, сравнения производимой продукции (товара)с товарами аналогичного профиля, выпускаемыми предприятиями-конкурентами. При этом сравниваемые параметры товаров-конкурентов можно подразделить на три группы:
1. Техническим параметры- показатели, характеризующие качество продукции (товара): его соответствие государственным и техническим условиям надежность, безопасность и т.д.; нормативные показатели отражающие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.
2. Экономические параметры - отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на установку, затраты на эксплуатацию и т.д.
3. Маркетинговые параметры - имидж предприятия, организация технического обслуживания, дизайн товара, сроки его поставки, условия его оплаты,, стимулирование реализации (продаж) товара с помощью системы скидок, организация каналов продвижения товара, эффективность рекламной компании.
По каждой группе рассматривается параметрический индекс:
Ai — значимость параметра, определяется экспертным методом;
Пj — значение параметра;
n — число параметров каждой группы.
Затем следует определить интегральный показатель конкурентоспособности следующим образом:
Jт — сводный параметрический индекс по техническим показателям;
Jм — сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;
Jэ — сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.
5. Производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, трудовые и показатели их использования.
Основные средства - это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управлением предприятия в течение периода, превышающего 12 месяцев.
Состав основных средств:
· основные производственные фонды;
· основные непроизводственные фонды;
· нематериальные активы.
Существуют следующие группы основных производственных средств:
1. Здания и сооружения;
2. Сооружения;
3. Внутрихозяйственные дороги;
4. Передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);
5. Машины и оборудование;
6. Транспортные средства;
7. Инструмент (режущий, давящий, приспособления для крепления, монтажа), кроме специального инструмента.
8. Производственный инвентарь и принадлежности;
9. Хозяйственный инвентарь.
10. Рабочий, продуктивный и племенной скот.
11. Многолетние насаждения.
12. Прочие основные средства (сюда входят библиотечные фонды, музейные ценности).
Для учета и планирования основных фондов применяются натуральные и стоимостные показатели.
Натуральные показатели используются для расчета производственных мощностей, составления балансов наличия оборудования, определения технического состава и состояния основных фондов.
Стоимостные показатели необходимы для учета динамики основных фондов, планирования расширенного производства, установления износа, начисления амортизации, расчета себестоимости продукции, рентабельности предприятия.
Эффективность использования основных фондов определяет потребность торгового предприятия в основных средства. Чем выше эффективность использования, тем относительно меньше объем основных фондов, требующийся для нормального осуществления товаров и услуг.
Показатели эффективности использования основных фондов:
1. Величина основных фондов на конец года может быть исчислена на формуле:
Фк = Фн + Фп – Фв
где Фк – фонды на конец года;
Фн – фонды на начало года;
Фп – фонды, поступившие в течение года;
Фв – стоимость фондов, выбывших в течение года.
2. Среднегодовую стоимость основных фондов, на пример по следующей формуле:
Фкг = Фн + Фп*Тв/12 - Фв*Тл/12
где Тв – время эксплуатации фондов в течение года;
Тл - время, прошедшее после выбытия фондов в течение года.
3. Коэффициент обновления – отношение суммы вновь вводимых основных фондов к их восстановительной стоимости на конец анализируемого периода.
Коф = Фп*100/ Фкг (2.3)
где Коф – коэффициент обновления фондов;
Фкг – фонды на конец года.
4. Коэффициент выбытия показывает, какая доля основных фондов, изменившихся к началу отчетного периода, выбыла за отчетный период из-за износа и ветхости.
Квф = Фв*100/Фнг (2.4.)
где Квф – коэффициент выбытия фондов;
Фнг – фонды на начало года.
5. Коэффициент прироста фондов определяет рост основных фондов за данный период в результате обновления
Кпф = (Фп-Фв)*100/Фкг,
Кпф - коэффициент прироста.
Качественное состояние основных фондов в значительной мере определяется величиной износа фондов.
6. Коэффициент износа показывает степень изношенности основных фондов предприятия. Коэффициент износа фондов определяется отношением суммы износа на начало и конец года к стоимости фондов.
Киф = ∑ Инг*100/Фн
где Киф – коэффициент износа фондов;
∑Инг – сумма износа фондов на начало года;
Фн - фонды на начало года.
7. Коэффициент годности показывает, какую долю составляет их остаточная стоимость от первоначальной и определяется по формуле:
Кг = 100-Киф.
Необходимым условием эффективного использования основных фондов является повышение экономического эффекта от их эксплуатации.
8. Фондоотдача показывает, какой товарооборот приходится на один рубль средней стоимости основных фондов. Определяется отношением объема реализации товаров к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фотд = Т/Фсг
где Фотд – фондоотдача;
Т – розничный товарооборот;
Фсг – среднегодовая стоимость основных фондов.
9. Рентабельность основных фондов определяется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов
Р = П/Фсг
где Р - рентабельность;
П – прибыль;
Фсг - среднегодовая стоимость основных фондов
10. Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче. Этот показатель характеризует стоимость основных фондов в расчете на один рубль реализованных товаров. С повышением фондоотдачи снижается фондоемкость, а понижение фондоотдачи приводит к росту фондоемкости. Определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к объему товарооборота;
Фе = Фсг/Т
где Фе – фондоемкость;
Т – товарооборот.
11. Фондооснащенность характеризует стоимость основных фондов в расчете на одного работника. Определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к численности работников:
Фосн = Фсг/Ч
где Фосн – фондооснащенность;
Ч – численность работников.
12.Фондовооруженность и техническая вооруженность – показывают сумму основных фондов и их активной части в расчете на одного работника. Определяется отношением активной части основных фондов к численности работников:
Фр = Фсг/Ч
где Фр – фондовооруженность;
Фсг – среднегодовая стоимость активной части основных фондов;
Ч – численность работников.
13. Важным показателем является также срок окупаемости капитальных вложений. Он отражает степень целесообразности вложения собственных и целевых заемных средств, возможные сроки возврата кредита и т.п. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы вложений на сумму прироста прибыли в результате ввода новых основных фондов за определенный период.
Трудовые ресурсы предприятия (персонал) – это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим лицом в регулируемых договором найма отношениях.
От качества трудовых ресурсов предприятия зависит результат его деятельности и конкурентоспособность. Понятие «трудовые ресурсы предприятия» отражает его потенциал. Характерно, что в отличие от других ресурсов предприятия, только эта группа может требовать от работодателей изменения условий работы и оплаты, а также сотрудники предприятия могут добровольно отказываться от выполнения работ и увольняться по собственному желанию. Поэтому использование трудовых ресурсов предприятия должно быть максимально эффективным и продуманным.
Трудовые ресурсы предприятия обладают двумя ключевыми характеристиками: структурой и численностью.
Количественная характеристика этих ресурсов определяется списочной (количество на определенную дату по документам), среднесписочной (за определенный период) и явочной (явившихся на работу в определенное время) численностью.
Качественная характеристика персонала зависит от квалификационной подготовки работников и их соответствия занимаемым должностям. Качественные характеристики оценить гораздо сложнее, чем количественные, поскольку единого понимания качества труда сегодня фактически не выработано.
Структура трудовых ресурсов определяется по совокупности отдельных групп работников, которые объединяются по определенному признаку. Выделяют промышленно-производственный и непромышленный персонал.
Промышленно-производственные ресурсы предприятия участвуют в непосредственном производстве материальных ценностей (рабочие цехов, аппарата заводоуправления, научных отделов и пр.).
Непромышленные (непроизводственные) ресурсы заняты в обслуживании сферы производства. К этой группе относят работников, занятых в бытовой и социально-культурной сфере (подсобные хозяйства, медицинские, жилищные службы, школы и т.д.).
Все сотрудники предприятия промышленно-производственной сферы подразделяются на ряд категорий.
Руководители осуществляют управление предприятием. Трудовые ресурсы предприятия высшего уровня - директора и их заместители. Среднее звено представлено начальниками смен, цехов, участков. Низовой уровень представляют мастера, бригадиры.
Специалисты заняты в цехах и службах заводоуправления, они занимаются инженерной подготовкой, разработкой технологий, организацией производства и т.д. Все специалисты подразделяются по уровням. Высший уровень представлен главными специалистами, начальниками управлений, секторов и их заместителями. Средний – экономистами, юристами, инженерами и т.д. Низовое звено – младшие специалисты, распределители работ, техники, т.д.
Рабочие непосредственно заняты в производстве. В зависимости от характера участия рабочих в производственном процессе их можно разделить на основных и вспомогательных.
Служащие занимаются техническим обслуживанием производства (чертежники, счетоводы, делопроизводители).
Структуру можно рассматривать и анализировать по таким признакам, как профессиональная структура (соотношение профессий и специальностей), квалификационная (соотношение работников различных квалификационных уровней или степени профессиональной подготовленности), половозрастная, по стажу (общему или на данном предприятии), по уровню образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, общее среднее, неполное среднее или начальное)