Оценка экономического потенциала предприятия

Анализ экономического потенциала предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:

1. Производство:

-Объем, структура, темпы производства.

-Ассортиментная номенклатура предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента.

-Обеспеченность сырьем и материалами. Уровень запасов, скорость их использования.

Наличный парк оборудования и степень его использования. Резервные мощности. Технологическая новизна.

-Местонахождение производства и наличие инфраструктуры.

-Экология производства.

2. Распределение и сбыт продукции:

-Транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов.

-Хранение товарных запасов, уровень запасов, их размещение и скорость обращения. Наличие складских помещений и хранилищ, их емкость.

-Возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров.

-Продажа: по отдельным товарам, сбытовым территориям, стоимости, типам покупателей, посредников и каналов сбыта.

3. Организационная структура и менеджмент:

-Организация и система управления.

-Количественный и профессиональный состав работников.

-Стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда.

-Уровень менеджмента.

-Фирменная культура.

4. Маркетинг:

-Исследования рынка, товара, каналов сбыта.

-Стимулирование сбыта и рекламы, ценообразование.

-Нововведения.

-Коммуникационные связи и информация.

-Маркетинговый бюджет и его использование.

-Маркетинговые планы и программы.

5. Финансы:

Финансовая устойчивость и платежеспособность.

Прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта и посредникам).

Соотношение собственных и заемных средств.

Показатели экономического потенциала фирмы

Показатели экономического потенциала фирмы: активы, продажи, чистая или валовая прибыль, основной капитал, оборотный капитал, капиталовложения, собственный и заемный капитал, капитализированная прибыль, производственные мощности, научно-исследовательская база и расходы на НИОКР, общее число занятых.

Эти показатели (в отдельности или совокупности) дают в количественном или стоимостном выражении оценку материально-производственной базы фирмы, результатов ее финансовой деятельности, масштабов операций фирмы и т.д.

Например, масштабы операций фирмы характеризуются такими показателями, как объем продаж, активы, собственный капитал, число занятых. Сами по себе эти показатели мало о чем говорят. Все зависит от сферы деятельности фирмы. Для фирмы, выпускающей, например, спички, объем продаж в 50 млн. денежных единиц будет весомым, для металлургической фирмы – небольшим. Сравнивать нужно с аналогичными показателями других фирм данной отрасли или страны. Таким образом можно судить о масштабах операций фирмы, о ее солидности. Во многих странах публикуются списки крупнейших фирм, что способствует успешности проведения таких оценок.

Производственная база характеризует промышленный потенциал фирмы, возможность производить продукцию в нужных количествах и в необходимые сроки. Масштаб операций дает представление о размерах производственной базы и все это может дать стоимостную оценку произведенной и реализованной продукции (объем продаж), оборотных и необоротных активов (итог баланса), стоимость используемых в процессе производства машин и оборудования, что характеризует основной капитал.

Основной капитал – важнейший показатель производственного потенциала фирмы. В балансах фирм он обычно отражается одной строкой, что затрудняет анализ его структуры. Но в примечаниях к балансу эта статья разбивается на отдельные составляющие (например, земля, здания и сооружения, машины и оборудование, арендованное имущество и строящиеся предприятия, месторождения полезных ископаемых). Если из суммы, составляющей основной капитал, вычесть амортизационные отчисления, получим реальный основной капитал.

К основным показателям производственной базы промышленных фирм относятся количество и мощности отдельных производственных предприятий. У крупных фирм число предприятий может достигать нескольких десятков. Так, например, у компании "Дженерал электрик" их более 300; расположены они как в США, так и в других странах.

Крупные фирмы в своих годовых отчетах производственные мощности отдельных предприятий обычно не указывают, а приводят число заводов, выпускающих какой-либо вид продукции. Узкоспециализированные фирмы, наоборот, дают сведения о производственных мощностях. Подробные данные об отдельных предприятиях можно найти в периодической печати, специализированных журналах, рекламных проспектах и других материалах фирмы.

ВОПРОС 33Классификация стратегий фирмы.

В зависимости от условия стратегических решений различают три вида стратегий:корпоративная; деловая; функциональная. Корпоративная, или портфельная, стратегия– это стратегия, которая характеризует общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одна из целей корпоративной стратегии – выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции. Корпоративная стратегия включает:распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа; решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение структуры предприятия; решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные интеграционные структуры. Деловая стратегия (бизнес-стратегия)разрабатывается на уровне хозяйственного подразделения и направлена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т. д. Поэтому такую стратегию называют стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой. Функциональные стратегииразрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная и т. п. Цельфункциональной стратегии – распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Для достижения успеха, стратегии всех уровней должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом.

Наши рекомендации