Признаки, выявляемые в ходе осуществления деятельности организации
31. Организация не предоставила информацию об открытии счетов в банке.
32. Организация не сдает отчетность (информацию о численности персонала) в органы статистики.
33. Организация не сдает декларации по налогу на прибыль и по налогу на имущество (фирма, не показывающая прибыль и имущество, - потенциальный нарушитель налогового законодательства).
34. Организация не сдает декларацию по НДС, хотя есть информация из банка о движении денег по ее счетам.
Действия налогового органа: приостановка операций по счетам.
35. Организация не представляет налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов.
Действия налогового органа: приостановка операций по счетам.
36. Организация представляет "нулевую" налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов.
37. Организация официально заявила об отказе представлять налоговую или бухгалтерскую отчетность.
38. По данному юридическому лицу поступило много (более 3 в течение нескольких месяцев) запросов на проведение встречной проверки (истребование документов).
39. Учредитель данной организации часто встречается в числе ее контрагентов. При этом учредитель в цепочке контрагентов находится достаточно далеко - на 6 - 8-м месте.
40. В цепочке контрагентов находятся организации, которые сейчас или ранее находились в списке ЮЛ-КПО.
41. Поступила информация о дисквалификации физического лица, являющегося руководителем (учредителем) организации.
42. Организация не заменяет дисквалифицированного руководителя.
43. Организация передает владение собой (долей) юридическому лицу, которое в настоящее время находится в стадии ликвидации.
44. Организация пользуется услугой "почтово-секретарское обслуживание". Это не относится к столичным фирмам, пользующимся услугами территориальных агентств поддержки малого предпринимательства (ТАРП).
45. Организация пользуется услугой "бухгалтерское обслуживание при отсутствующей деятельности".
46. Есть движение денег по счетам организации, не отраженным в бухгалтерской отчетности.
47. Организация проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД.
48. Объем потребленной компанией электро- и теплоэнергии, а также водных ресурсов существенно меньше значений, характерных для зарегистрированных видов деятельности компаний по ОКВЭД.
49. Организации предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение.
При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах организации нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за электро-,тепло- и водоснабжение.
50. Организации предъявлены к оплате большие суммы за услуги связи. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах организации нет или они меньше, чем суммы счетов. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за услуги связи.
51. Организация перевозит крупные партии товаров (принадлежащих ей и (или) перевозимых ее адрес). При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах организации нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется. Одновременно есть факты оплаты компанией выставленных счетов за перевозку.
52. Организация активно рекламирует свои услуги (со ссылками на успешно выполненные работы) в средствах массовой информации (включая Интернет). При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах организации нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
53. Организация активно участвует во внешнеторговой деятельности. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах организации нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
54. Организация в своей налоговой (бухгалтерской) отчетности указывает такие финансовые показатели своей деятельности, которые существенно отличаются от средних показателей деятельности по группе аналогичных налогоплательщиков в этой же отрасли (коду ОКВЭД).
55. Организация по факту является малым предприятием (численность, оборот), но при этом выступает контрагентом крупнейшего налогоплательщика с большими суммами сделок.
56. Организация приобретает недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги. При том, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах организации нет или они меньше, чем стоимость товаров. Либо отчетность не представляется.
57. Физические лица, работающие в организации (на нее), приобретают недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы (камни) на суммы, превышающие их задекларированные доходы.
58. Организация предъявляет к возмещению значительные суммы налогов.
59. Организация открыла счет в банке, в котором имеют счета более 10 компаний, находящихся (сейчас или ранее) в списке ЮЛ-КПО.
60. Организация часто "теряет" первичные документы. При этом "потерянные" документы долго или вообще не восстанавливаются.
61. Неритмичный характер бизнеса организации.
62. Организация проводит единичные непрофильные операции.
63. Организация использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).
64. Фирма применяет нерыночные цены или цены сильно колеблются.
65. Отсутствие экономической целесообразности операции.
66. Зарплата сотрудников организации меньше прожиточного минимума.
67. У организации отсутствуют основные средства, необходимые для деятельности (транспорт,склад, торговые точки и т.п.).
68. Организация открыла новый счет в банке, в котором у нее приостановлены операции по другому счету и это решение еще не отменено (это запрещено банку в соответствии с п. 5 ст. 76 Налогового кодекса РФ и косвенно является признаком "проблемного" банка).
69. Налогоплательщик после блокировки его счетов в одном банке открыл новый счет в другом банке.
70. Организация использует иностранную рабочую силу без разрешения или с аннулированными разрешениями.
71. У организации отсутствует лицензия на деятельность, которая должна быть лицензирована.
72. Занижение налога на прибыль вследствие необоснованного включения в состав внереализационных расходов затрат, не учитываемых при налогообложении (при условии, что внереализационные расходы составляют значительный процент от выручки отчетного периода).
73. Темп роста внереализационных расходов по отношению к аналогичному периоду предыдущего года значительно превышает темп роста выручки от реализации.
74. Стоимость экспорта по данным таможенной декларации превышает сумму выручки от реализации по данным бухгалтерской отчетности.
75. Площади земельных участков по данным земельного комитета превышают данные декларации по налогу на землю.
76. Выручка от реализации по данным бухгалтерской отчетности выше аналогичного показателя по декларации по НДС, и полученная разница превышает сумму дебиторской задолженности.
77. Сумма НДС, уплаченная таможенным органам, превышает сумму этого налога в декларации по НДС (необоснованное занижение налога).
78. Сумма сделок, информацию о которых можно получить из электронных книг покупок и продаж и других внешних источников, превышает выручку от реализации по данным отчетности организации.
79. Сумма реализации по декларации по налогу на прибыль меньше значения аналогичного показателя по данным бухгалтерской отчетности.
80. Арендная плата за государственное или муниципальное имущество, с которой начислена сумма НДС арендатором - налоговым агентом, превышает аналогичный показатель по данным комитета по имуществу.
81. Количество транспортных средств, по данным декларации по транспортному налогу, меньше их числа, зарегистрированных в ГИБДД.
82. При наличии сведений от ГИБДД об имеющихся у организации транспортных средствах не сдана декларация по налогу на имущество.
83. Организация не представила декларацию по налогу на имущество (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о регистрации сделки по приобретению налогоплательщиком недвижимости.
84. Организация не представила декларацию по налогу на прибыль (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о продаже ею недвижимости.
85. Организация не представила декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представила нулевую декларацию). При этом есть сведения о продаже ею транспортных средств.
86. Организация регулярно представляет декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу).
87. Налоговая нагрузка организации уменьшается на фоне роста выручки. (Свидетельствует о возможном уклонении от налогообложения).
88. Организация представляет нулевую отчетность при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций.
89. Сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ,услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности. (Свидетельствует о возможном занижении суммы НДС.).
90. Прирост выручки отстает от прироста стоимости основных средств. (Свидетельствует о возможном занижении налога на прибыль и НДС).
91. Суммы "дебиторки" значительно превышают величину выручки. (Свидетельствует о возможном занижении суммы НДС).
92. Суммы займов и кредитов значительно превышают сумму выручки. (Свидетельствует о возможном уклонении от налогов).
93. Значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога.
94. Организация не представляет декларации по ЕНВД (либо сдает нулевую отчетность), при этом есть сведения о регистрации ею контрольно-кассовой техники.
95. По итогам предыдущих выездных или камеральных проверок организации выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога.
96. Несоразмерность расходов и доходов организации по данным бухгалтерской отчетности.
97. У организации есть задолженность по уплате основных налогов (НДС и налога на прибыль при обычной системе налогообложения или единого налога - при спецрежиме).
98. Налогоплательщик преимущественно отражает убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности.
99. Величина прибыли организации (либо объем реализации компанией алкогольной продукции, либо объем экспортных операций, либо объем операций по импорту) превышает заданное инспектором пороговое значение.
Всесторонний анализ информации является основой (базой) для последующих мероприятий налогового контроля.
РАЗДЕЛ II. Перечень мероприятий налогового контроля(не является закрытым и может варьироваться в зависимости от вида поставленных товаров, выполненных работ (оказанных услуг) и иных обстоятельств дела.)
Проверка поставщика работ (услуг):
(сбор сведений о поставщике, его легитимности)
1. Зарегистрировано ли на момент заключения сделки данное юридическое лицо (контрагент) в государственном реестре ЮЛ и ПБЮЛ.
2. Получить сведения из ЕГРН (запрос в соответствующий налоговый орган (по ИНН).
3. Проанализировать виды деятельности по кодам ОКВД.
4. а) направить запрос в налоговый орган по месту нахождения организации с целью получения информации о том, отчитывалась ли данная организация в период осуществления сделки, информацию об объемах реализации за данные налоговые периоды, сведения о среднесписочной численности работников и данные баланса.
б) подтвердить (опровергнуть) факт нахождения по месту регистрации в период осуществления сделки организации путем опросов собственников помещений, запросов в ГБР.
5. При проверке фактического осуществления финансово – хозяйственныхопераций детально изучать возможность осуществления
налогоплательщиком тех или иных работ (услуг), исполнения заключенных договоров, используя сведения о штатном расписании налогоплательщика (количество сотрудников, наличие соответствующих специалистов), техническом оснащении, наличии основных и арендованных основных средств.
6. Провести анализ движения денежных средств по расчетным счетам.
7. Проверить наличие остатков денежных средств на счетах на конец и начало дня.
8. Проверить, обладают ли поставщики собственными денежными средствами; за счет, каких средств они уплачивают налоги (если уплачивают), выплачивают заработную плату.
9.Установить движение денежных средств по счетам поставщиков, движение (гашение) векселей.
10. Установить, не осуществляются ли расчеты всех контрагентов в одном банке, в рамках одного операционного дня.
11. Запросить информацию в банке, в котором открыт расчётный счёт, по IP адресам, с которых происходило управление банковскими счетами контрагентов проверяемого налогоплательщика для выявления факта управления банковскими счетами из офиса проверяемого налогоплательщика или с иного адреса. Далее необходимо сделать запрос Интернет-провайдеру и получить официальное подтверждение привязки того или иного IP адреса к фактическому адресу.
12. Необходимо анализировать и использовать судебные акты по делам об оспаривании результатов налоговых проверок, которыми устанавливались в отношении налогоплательщиков или их контрагентов аналогичные обстоятельства.
13. Установить, извещал ли налоговый орган налогоплательщика о «проблемных» контрагентах.
14. Установить, не является ли представитель данной организации – массовым учредителем, а адрес ее регистрации – массовым адресом регистрации (осмотр помещений).
15. Установить местонахождения должностного лица организации, учредителей и провести его допрос (оформить надлежащим образом: статья 51 Конституции РФ и статья 128 НК РФ) по следующим основным вопросам (перечень не закрытый):
а) учреждал ли данную организацию и какое имеет к ней отношение?
б) подписывал ли какие-либо документы?
в) выдавал ли доверенности иным лицам на осуществление каких-либо действий от имени организации или своего имени, в том числе на подписание документов?
г) кто и где подписывал документы, кто осуществлял работы, оказывал услуги?
и др.
Протоколы допросов свидетелей должны быть составлены налоговым органом с соблюдением требований статьи 90 НК РФ. Вопросы налогового органа в протоколах допросов свидетелей должны быть четко сформулированы, понятны и конкретны, относиться к существу предмета проверки и соответствующему периоду времени (т.е. на период совершения сделки, регистрации и др.), а сами протоколы должны содержать исчерпывающую информацию по исследуемому налоговым органом вопросу;
16. В случае невозможности провести допрос руководителя контрагента по месту его жительства или по месту его регистрации, проанализировать данные ФИР на предмет имеющихся справок 2- НДФЛ, в которых могут содержаться сведения, где данное лицо фактически работало в определенном периоде времени, с целью установления контактных телефонов через работодателя физического лица.
17. Взять образец подписи данного лица.
18. В случае смерти лица, подписавшего первичные документы по сделке, взять справку из ЗАГСа о смерти данного лица, а также при возможности изъять оригиналы документов содержащих подписи умершего лица (например, паспортный стол, ЗАГС, ОВИР, налоговый регистрационный орган и иные).
19. В случае если имеют место предположения, что документы по сделке (счета-фактуры, платежные поручения, акты приема-передачи и прочее) подписаны неустановленным лицом, получить подлинники первичных документов и провести почерковедческую экспертизу подписей.
Особенности и основные понятия проведения почерковедческих экспертиз предусмотрены Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с методикой производства почерковедческих экспертиз для идентификационного исследования подписей необходимо наличие: документов с подписями (при наличии только изображений категорический вывод фактически исключается); экспериментальных образцов подписей, полученных на бланках установленной формы; свободных образцов подписей лица.
Следует учитывать, что для однозначного категоричного утверждения о принадлежности подписи тому или иному эксперту необходима следующая информация: 1. обстоятельства дела, 2. исследуемые подписи, 3. разнохарактерные, достоверные, допустимые, сопоставимые образцы подписей почерка лица, от имени которого значатся исследуемые подписи, а также других проверяемых лиц.
Перед экспертом должны быть поставлены конкретные вопросы о соответствии (несоответствии) исследуемых подписей подписи проверяемого лица, на которые должны быть даны однозначные ответы.
20. Установить, не осуществлялись ли работы субподрядчиками, есть ли у них лицензии.
21. Проверить имеется ли у организации (или субподрядчика, при его наличии), фактически осуществляющей работы (оказывающей услуги), необходимые для этих целей материально-техническая база, основные средства (в собственности или аренде), должное финансирование и рабочие соответствующей специальности и квалификации.
22. Провести допросы работников налогоплательщика.
23. Установить является ли данный вид деятельности характерным для проверяемой организации и его контрагентов.