Общая характеристика предприятия. по дисциплине: Стратегический менеджмент
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Стратегический менеджмент
Тема курсовой работы «Формирование и анализ товарной стратегии
компании ООО Балтика»
Выполнили студенты
гр. з5071/1 __________________ Борисова С.А.
__________________ Шлычкова Е.В
__________________ Якушева С.А
Руководитель:
д.э.н, профессор ____________________ Малюк В.И.
(подпись)
Дата защиты: «____» __________ 2013года
Оценка:____________________________
Санкт-Петербург
Оглавление
Цель курсовой работы.. 3
Общая характеристика предприятия. 4
Разработка товарной стратегии. 6
Определение реальных СЗХ и их рентабельности. 6
Расчёт относительной доли рынка. 8
Построение матрицы «Рост / Рост». 10
Построение матрицы BCG.. 11
Построение модифицированной матрицы BCG.. 12
Построение диаграммы «Возможность / Уязвимость». 16
Построение матрицы GE/McKinsey. 17
Построение матрицы ADL/LC.. 20
Контрольный тест привлекательности отрасли. 22
Основные деловые способности. 24
Анализ предпочтений покупателей. 25
Оценка конкурентов. 31
Определение «справедливой доли рынка». 36
Заключение. 45
Цель курсовой работы
Цель курсовой работы является разработка товарных стратегий для предприятия на основе данных о нём (в нашем случае это предприятие ООО «Балтика», общая характеристика которого описана ниже, в первой главе). Для того чтобы разрабатывать стратегии, необходимы данные о прибыли предприятия, о его стратегических зонах хозяйствования, о темпах роста рынка, об относительной доли рынка и о многом другом. Получив финансовые показатели, приступаем к их анализу, анализируем динамику изменения относительной доли рынка, строим матрицу BCG, модифицированную матрицу BCG, диаграмму возможность / уязвимость и так далее. На основе проведенного анализа финансовых показателей делаем выводы о том, в каких зонах хозяйствования у предприятия имеются проблемы. В конечном итоге, после выявления проблем предприятия, разрабатывается стратегия, по которой предприятие будет работать дальше и благодаря которой предприятие должно решить свои проблемы и укрепить существующее положение на рынке.
Общая характеристика предприятия
Для нашей курсовой работы мы выбрали пивоваренную компанию «Балтика» – лидера рынка пива России и СНГ. Ниже представлен фрагмент ежегодного отчёта.
«Балтика» обладает уникальным и самым сильным на рынке портфелем брендов, который включает около 30 пивных и 10 непивных брендов (национальных и региональных), отвечающих самым разнообразным запросам потребителей.
Маркетинговая стратегия «Балтики» основывается на построении сильных брендов, премиализации портфеля и инновациях. Согласно данным «Бизнес Аналитики», в 2010 году доля «Балтики» выросла в лицензионном сегменте на 3,7% до 26,1%, и в четвертом квартале Компания вышла на первое место в сегменте. Такие результаты стали возможны благодаря существенному росту продаж бренда Tuborg, доля которого в сегменте выросла на 3,1% и составила в декабре 2010 года 17,8%, и превосходной динамике продаж других лицензионных брендов – Carlsberg, Foster’s, Kronenbourg 1664.
В премиальном сегменте наибольший вклад в успех компании внес лидер сегмента бренд «Балтика №7 Экспортное», который продемонстрировал рост продаж на 27% к прошлому году.
Доля Компании в среднеценовом сегменте увеличилась на 2,8% до 52,6%. Такие результаты были достигнуты благодаря динамичному развитию бренда «Балтика Кулер», доля которого выросла за год на 5,1% и достигла 7,6% в сегменте, а также увеличению доли бренда «Балтика №3 Классическое» до 19,7%.
В целом за год бренд «Балтика» укрепил свою позицию №1 на рынке, увеличив долю рынка на 1,8% до 12,7%. В 2010 году бренд «Балтика» в третий раз был признан самым ценным брендом России в категории потребительских товаров (его стоимость увеличилась до 2,2 млрд долларов по оценке Международной консалтинговой компании Interbrand Group) и вошел в список крупнейших мировых марок, составленный для газеты Financial Times исследовательской компанией Millward Brown Optimor (MBO). Среди международных пивных брендов «Балтика» получила высший балл за потенциал и вклад бренда в прибыль Компании.
Усилению позиций «Балтики» в экономичном сегменте способствовало развитие продаж лидера сегмента бренда «Арсенальное» (доля рынка в сегменте составила 19,7%), а также сильных региональных брендов «Дон» и «Уральский Мастер» (рост продаж на 33% и 42% соответственно).
В 2010 году основные инновации Компании коснулись титульного бренда «Балтика». Наибольшим изменениям подверглись два ключевых суббренда линейки – «Балтика №3 Классическое» и «Балтика №7 Экспортное». Обновленный после рестайлинга вид сохранил преемственность прежнего дизайна и подчеркнул прогрессивность и современность брендов. Бестселлер российского рынка пива «Балтика №3» был выпущен в новой рельефной бутылке, а «Балтика №7» в бутылке с прозрачной этикеткой NLL (no-look label), что явилось новинкой для российских пивных брендов сегмента премиум. Такой же дизайн затем был использован и для других сортов премиальной линейки бренда «Балтика» – «Балтика №0 Безалкогольное», «Балтика №6 Портер», «Балтика №5 Золотое» и «Балтика №8 Пшеничное».
Главной инновацией года стал выпуск бренда «Балтика №7 Экспортное» в принципиально новой упаковке – алюминиевой банке объемом 1 л. «Балтика» – первая и единственная компания в России, использующая такую упаковку, формат которой уникален даже для насыщенного инновациями европейского рынка.
Осенью 2010 года в Великобритании звания World’s 50 Best Beers на конкурсе International Beer Challenge 2010 был удостоен сорт «Балтика №4 Оригинальное», бронзовой медалью на конкурсе в Германии European Beer Star 2010 был награжден сорт «Балтика Кулер» в категории Mild Beer. Сразу четыре бренда Компании – «Балтика», «Арсенальное», «Ярпиво» и «Невское» отмечены в рейтинге «50 лучших российских брендов», опубликованном в январском номере журнала Forbes. «Балтика №3 Классическое» в девятый раз получило националь ную премию «Товар года-2010» в области потребительских товаров в номинации «Пиво». Внушительный список наград подтверждает высокий уровень профессионализма пивоваров Компании.