Сущность государственного бюджета 1 страница
Государственный бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы. Именно с момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, можно считать, что финансы приобретают всеобщий характер.
Через государственный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств. Именно через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.
Государственный бюджет, таким образом, представляет систему денежных отношений, имеющих императивную форму, выражающих движение главным образом чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства в целях выполнения им своих функций. Выступая как система денежных отношений, государственный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе — отношения между социальными группами и классами.
По форме государственный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке. Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.
Сущность и содержание бюджета определяются функциями государства, важнейшей из которых является воспроизводство производственных отношений, превалирующих на том или ином этапе развития государства. В этом плане наиболее интересным становится переходный этап от одной общественной формации к другой, когда в недрах одной формации зарождается другая, более прогрессивная, В этом случае в бюджете находит отражение борьба классов и групп за свои интересы.
Учитывая, что основной доходной базой бюджета являются налоги, бюджет отражает не только отношения эксплуатации, но и отношения дополнительной эксплуатации трудящихся. Таким образом, сущность бюджета в антагонистических формациях заключается в том, что он является орудием классового господства, орудием дополнительной эксплуатации трудящихся.
Государственный бюджет появляется практически с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. После революции 1686—1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.
Расходы государства были разделены на две части — на расходы гражданские (цивильные) и расходы военные. Военные расходы утверждались ежегодно, а гражданские (расходы по цивильному листу) — только в том случае, когда король вносил в них изменения. В процессе ограничения королевской власти в цивильном листе остались лишь расходы на содержание короля- и королевского двора.
В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 году на 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, но лишь с 1811 года начинается составление бюджета России. Однако этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно. Этот порядок в России установлен еще с XVI века, когда каждый приказ имел свои собственные источники доходов. Только с 1862 года в результате разработки бюджетного устройства под руководством одного из главных специалистов министерства финансов Татаринова средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного Совета не знали фактическое состояние финансов России. С 1894 года государственные доходы и расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. В последние стали выделяться военные расходы, доходы и расходы по железной дороге и займы, С этого времени бюджет России стал гласным.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 36—40% валового внутреннего продукта; Это перераспределение осуществляется в интересах господствующих классов. Следует отметить, что процесс перераспределения национального дохода происходит по трем направлениям:
1) часть доходов трудящихся перераспределяется в пользу класса капиталистов через систему налоговых льгот и ссуд, субсидий и т.д.;
2) часть доходов мелких и средних капиталистов перераспределяется в пользу монополий через распределение госзаказов и монопольные цены; г
3) изменяются пропорции первичного распределения национального дохода на V и т в сторону увеличения т.
Характеризуя сущность бюджета, необходимо указать; что он является орудием вмешательства государства в экономику. Именно концентрация огромной части национального дохода в руках государства позволяет последнему осуществлять стимулирование развития наиболее перспективных отраслей экономики, финансировать программы по энергетическому развитию, поддерживать на достаточно высоком уровне темпы научно-технического прогресса, в том
числе и через финансирование науки. Расширение государственного потребления и государственных капиталовложений позволяют поддерживать на достаточно стабильном уровне отдельные отрасли экономики и даже обеспечивать повышение нормы накоплений.
В системе государственного потребления важнейшее место занимают военные расходы. Военный рынок поглощает большую часть продукции таких отраслей, как производство электронной аппаратуры, приборостроение, авиа- и ракетостроение, значительную часть продукции нефтеперерабатывающих отраслей и т.д. В бюджетах ведущих капиталистических стран огромные средства предусмотрены на закупки стратегического сырья.
Государственный бюджет является основным орудием экономической экспансии, т.е. вмешательства в экономику и политику развивающихся стран. Это достигается главным образом через систему государственного кредита, вытесняющего ссудный кредит с рынка капиталов. Это производится в интересах крупного капитала развитых капиталистических стран. В целом экономическая экспансия направлена на завоевание рынков сбыта и сырьевых рынков. То есть эти расходы бюджета производятся также в интересах крупной буржуазии.
И, наконец, классовая сущность бюджетов в настоящее время проявляется в использовании государственного бюджета для поддержания монопольных цен и монопольной прибыли. Мы отмечали, что это осуществляется через установление пониженных цен на продукцию государственных предприятий (отсюда их убыточность и общий незначительный размер доходов от госпредприятий и имуществ), высокие государственные закупочные цены на продукцию монополий, налоговые льготы, государственные субсидии монополиям и т.д.
В процессе своего развития, особенно на стадии борьбы буржуазии за власть, выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:
1) полнота бюджета;
2) единство бюджета;
3) реальность (правдивость) бюджета;
4) гласность бюджета.
Под полнотой бюджета понимаете я включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, а в бюджет нетто — только чистые доходы и расходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
На стадии борьбы за власть буржуазия выступала за бюджет брутто, ибо это позволяло ей полнее контролировать деятельность правительства. С приходом к власти буржуазия отказалась от этого принципа, ибо бюджет нетто позволяет тщательнее затушевать классовый характер бюджета.
Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:
1) ведомственная (административная, министериальная, распорядительная);
2) предметная (отраслевая, реальная, функциональная);
3) экономическая;
4) смешанная (комбинированная). Ведомственная классификация группирует доходы
и расходы по министерствам и ведомствам.
Предметная — военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.д., т.е. по отраслям государственного управления.
Экономическая — группирует расходы по хозяйственным признакам — капиталовложения, зарплата, пенсии, ссуды и т.д.
Смешанная — сводится к группировке расходов в шахматном порядке по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали — по экономическим признакам, а по вертикали — по предприятиям).
Доходы бюджета обычно классифицируются по источникам — основной подоходный налог, налог с корпораций, косвенные налоги и т.д., т.е. это предметная классификация.
Единство бюджета в современных условиях нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.д.
Правдивость, т.е. реальность, бюджета, предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.
Современные бюджеты характеризуются затушевыванием направления расходов и сокрытием реальных соотношений классов в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране, хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные бюджеты.
Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны. На самом деле этот принцип не реализуется. Бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что позволяет затушевывать его действительную сущность.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс представляет регламентированную деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Государственный бюджет обычно составляется на год. . Однако бюджет может составляться и на более продолжительный период. Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным периодом. Бюджетный год не всегда совпадает с календарным годом. Так, в США до 1977 года бюджетный год начинался с 1 июля, а с 1977 года — с 1 октября. В Японии и ФРГ бюджетный год начинается 1 апреля, в Италии — с 1 июля и т.д.
Кроме бюджетного года существует еще льготный срок— время для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых отчетов.
Составлением проекта бюджета занимается обычно министерство финансов (в США, где президент является и главой правительства, составлением бюджета занимается Бюджетное бюро при президенте).
Отличительной особенностью бюджетов большинства стран является их ориентировочный характер, поскольку вся хозяйственная жизнь подчинена законам стихийного рынка, т.е. если достаточно точно можно определить величину расходов, то поступления в бюджет зависят, от сложившихся фактических доходов предпринимателей, рабочих, служащих, государственных предприятий.
При исчислении доходов и расходов бюджета применяется три метода:
1) автоматический;
2) метод мажораций и минораций;
3) метод непосредственной оценки.
При автоматическом методе итоги бюджета по доходам и расходам за прошлый период переносятся в бюджет на новый период. Этот метод применяется к отдельным разделам и статьям бюджета.
Метод мажораций и минораций основан на статистической обработке динамического ряда за 15—10 лет. Определяется тенденция ряда, находится тренд, и по нему корректируют отдельные статьи доходов и расходов бюджета. При этом тенденция роста называется мажорацией, а уменьшения — минорацией.
Метод непосредственной оценки основан на изучении реальной конъюнктуры. При помощи непосредственной оценки составители бюджета пытаются определить ожидаемые поступления в государственный бюджет и изменение расходов бюджета.
В последние десятилетия в практике большинства государств получило большое развитие долгосрочное бюджетное прогнозирование и программирование'. Внешне это находит выражение в составлении цепных и скользящих бюджетов. Цепной бюджет составляется на несколько лет вперед по правительственным программам гражданских капиталовложений, военного строительства, разработки новых видов вооружений и т.п. По этим программам суммы автоматически включаются в бюджеты соответствующих лет без дополнительного утверждения.
Скользящий бюджет составляется по принципу пятилетних планов, т.е. бюджет первоначально составляется на 5 лет, и по мере составления годовых бюджетов пятилетний бюджет передвигается на год вперед. При этом вносятся коррективы в годовые разбивки на все годы.
В основе цепных и скользящих бюджетов, а также вообще бюджетного планирования в последние десятилетия п р е -обладает метод ППБ — планирование — прогнозирование — разработка бюджета. Этот метод основан на действии долговременных правительственных программ. При составлении таких программ прогнозируются как величина требуемых для их решения ресурсов (не только финансовых, но материальных и трудовых), так и ожидаемые результаты. Особенность этого метода заключается в определении не просто величины затрат (как при обычном бюджетном планировании), а в сопоставлении суммы затрат с ожидаемым результатом от данной программы. Система ППБ требует вывода оптимального варианта затрат с учетом конечного эффекта. То есть производится оценка единицы полезного эффекта данной программы. Это особенно важно при ограниченности ресурсов у государства.
При всей прогрессивности планирования и прогнозирования эти методы не освобождают бюджеты от хронических дефицитов и нехватки средств для выполнения всех намеченных бюджетных мероприятий. Причина этого — в стихийном характере самой рыночной экономики, в классовой направленности бюджетов, в непроизводительном использовании бюджетных ресурсов.
Работа по составлению проекта бюджета начинается задолго до начала бюджетного года. Так, в США — по закону за 18 месяцев, во Франции — за 14, в Японии — за 7, в России — за 8 месяцев.
Важное значение на этой стадии имеют процесс бюджетного регулирования, т.е. сбалансирования нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих, и процесс сбалансирования государственного бюджета. Сбалансирование бюджета важно для налоговой и кредитной политики государства. Превышение расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит, требует либо роста налогов, либо увеличения государственного долга, что в конечном итоге также приводит к росту налогового бремени.
Бюджетное регулирование осуществляется тремя методами:
1) зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестоящего (обычно устанавливается процент отчислений от федеральных налогов);
2) дотация;
3) субвенция.
Дотация, как правило, выдается из вышестоящего бюджета нижестоящему в твердой сумме для покрытия кассового разрыва. При этом методе устанавливаются не только сумма разрыва, но и время разрыва между доходами и расходами. Дотации могут применяться и для финансирования социальных или экономически важных проблем, если нижестоящий бюджет не регулируется другими методами.
Субвенция означает долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего. При этом покрывается не вообще кассовый разрыв нижестоящего бюджета, а осуществляется долевое финансирование. При субвенции также заранее оговариваются сумма и сроки финансирования из вышестоящего бюджета.
Составленный проект бюджета передается на рассмотрение правительства, которое представляет его от своего имени на утверждение законодательному органу (парламенту). Права парламента в отношении бюджета в различных странах различны, но они сводятся к праву вносить изменения в проект бюджета, утверждать его и требовать отчета об исполнении бюджета.
Право вносить изменения в проект бюджета и в действующее финансовое законодательство называется бюджетной инициативой. Существует три вида бюджетной инициативы — правительственная, парламентская и смешанная.
При правительственной бюджетной инициативе парламент имеет право принять бюджет либо отклонить его. Вносить в бюджет изменения в этом случае парламент не имеет права. Эта система действует в Англии. Палата лордов по закону от 1911 года вообще не имеет бюджетных прав, т.е. утверждение бюджета палатой лордов, как и подписание его королевой, носит чисто формальный характер. Палата общин не имеет права увеличивать или сокращать бюджетные ассигнования. Бюджет утверждается голосованием по главам.
При парламентской бюджетной инициативе парламент имеет право изменять бюджет по доходам и расходам по своему усмотрению.
При смешанной бюджетной инициативе, как парламент, так и правительство имеют право вносить изменения в бюджет. Однако при несовпадении точек зрения правительство должно подать в отставку. Во всех странах решающее значение в бюджетном процессе имеет нижняя палата. В США по закону от 1974 года расширены бюджетные права парламента, и сейчас президент (правительство) и конгресс (палата представителей и сенат) имеют примерно равные права в области бюджетной инициативы.
В США до 10 ноября президент вносит в конгресс предложения по проекту бюджета, который начнется 1 октября следующего года. Во второй половине января президент направляет в конгресс бюджетное послание. До 15 мая конгресс одобряет контрольные цифры бюджета, устанавливающие высшие и низшие пределы для доходов, бюджетных полномочий, бюджетных расходов бюджетного дефицита или превышения доходов над расходами, государственного долга. До 15 сентября конгресс одобряет бюджет в целом.
Глава государства имеет право вето, т.е. имеет право наложить запрет на решение парламента по бюджету. Это вето ограничено и носит название суспензивного. Это означает, что если парламент вторично утвердит бюджет в тех же цифрах, то бюджет входит в силу уже без утверждения его главой государства.
Утвержденный бюджет передается на исполнение. Кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами — казначейским и (или) банковским.
При казначейской системе государственное казначейство принимает доходы, производит расходы и сдает остатки на специальные счета в банках. Эта система в настоящее время применяется редко, хотя преимущества ее очевидны.
При банковской системе кассовое исполнение бюджета передается центральному эмиссионному банку страны.
Само исполнение бюджета, т.е. организация поступления доходов и исполнения расходов, осуществляется министерствами: по доходам — министерством финансов, по расходам — соответствующими министерствами.
Бюджетное устройство
Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных — три (еще и бюджеты субъектов федерации). В федеральных государствах могут быть и свои особенности бюджетного устройства в зависимости от типа федерации.
Федерация бывает двух видов — конфедерация и собственно федерация.
Конфедерация — это союз государств, где центральная власть выполняет поручения членов государства, где отдельные государства сохраняют независимость, но объединены одним или несколькими общими органами.
В федеральном государстве суверенитет членов федерации ограничен центральной властью, однако у членов федерации есть определенные права и самостоятельность.
Взносы членов конфедерации в центральный орган называются квотой, или матрикулярными взносами. На этом принципе построен бюджет ООН, ЕЭС, НАТО и других межгосударственных союзов.
Конфедеративные государства всегда перерождались в федерацию (если не распадались), поскольку централизованная власть расширяет свои полномочия и увеличивает квоту, сводя в конечном итоге на нет самостоятельность членов конфедерации.
У федерации первым видом собственных доходов выступают пошлины, затем федеральные акцизы, федеральные налоги и фискальные монополии. Будучи на первых порах незначительными, бюджеты федераций в конечном итоге намного превышают совокупные бюджеты членов федерации. Так, в США в 1913 году бюджеты штатов и местные бюджеты в 3 раза превышали федеральный бюджет, в 1939 году они уравнялись, в 1950 году федеральный бюджет превышал местные в 1,5 раза. В настоящее время федеральный бюджет США превышает местные бюджеты почти в 3 раза.
Бюджетное устройство, таким образом, включает в себя более частные понятия: бюджетная система; бюджетное право; бюджетный процесс; бюджетное регулирование.
Бюджетное устройств, включая в себя, в том числе и понятие организации и принципов построения бюджетной системы, устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти и управления по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов.
Особое значение для социальной стабильности государства имеет система местных бюджетов. Местные бюджеты являются центральной частью местных финансов, включающих также местные займы, местные спецфонды и финансы муниципальных предприятий.
Местные финансы действуют на территориях административных единиц государства — штатов, земель, провинций, округов, общин, городов и т.д. в зависимости от административного устройства государства.
Основу местных бюджетов составляют местные налоги и займы.
Основная доля расходов местных бюджетов приходится на расходы на экономическую и социальную инфраструктуру: образование, здравоохранение, санитарию и социальные расходы. Из местных бюджетов покрываются расходы по реконструкции городов, жилищно-коммунального хозяйства, дорог, а также содержание местных органов власти.
Расходы местного бюджета делятся на текущие (связанные с управлением и эксплуатацией имущества местных органов власти) и капитальные (инвестиции). Текущие затраты покрываются в основном за счет местных налогов и субсидий центрального бюджета, капитальные — за счет займов.
Местные бюджеты осуществляют основные расходы в государстве по образованию (до 90% в некоторых государствах) и здравоохранению (до 75% в США). Источником покрытия этих затрат, имеющих общегосударственное значение, являются не общегосударственные налоги, а местные. При этом общегосударственные налоги США составляют 70% всех налогов, в Англии — 90%, в ФРГ — 56%.
Местные налоги вводятся с разрешения центральных органов власти. Они делятся на три группы: налоги на имущество, на автомашины и промысловые налоги. Существует также система местных косвенных налогов (на бензин, спиртные напитки и ряд товаров широкого потребления).
Учитывая, что центральные органы сохраняют за собой право контроля за ставками и суммами налога, вся система местных налогов дает возможность центральным органам власти оказывать политическое давление на местные органы власти. Дополнительный контроль над деятельностью местных органов власти осуществляется через систему субсидий из вышестоящих бюджетов.
В дополнение к местным налогам устанавливаются надбавки к государственным налогам.
Небольшую долю в доходах местных бюджетов составляют неналоговые доходы — от собственности местных органов власти, от сдачи в аренду или продажи земель и лесов, от коммунальных предприятий, пошлин, штрафов и т.д.
И, наконец, в бюджетном устройстве важное значение имеет бюджетное право.
Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих бюджетную систему государства, компетенции центральных и местных органов власти по составлению бюджета, распределению доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также порядок утверждения и исполнения бюджетов. Основы бюджетного права, являющегося частью финансового права, определена конституцией страны. В развитие основополагающих положений конституции в каждой стране разрабатываются нормативные документы (законы, инструкции, положения и т.п.).
Общая тенденция бюджетного права большинства стран направлена на сокращение прав местных органов власти.
Тема 5 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
1. Характеристика государственных расходов
Структура государственных расходов и их доля в валовом общественном продукте зависят от множества причин. Это и этап общественного развития, это и государственное устройство, и внешняя и внутренняя политика государства. Нельзя даже сравнивать структуру и величину государственных расходов США, претендующих на мировое господство, с государственными расходами, например, Финляндии.
На величину и структуру государственных расходов влияют не только политика государства, но и общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, традиции, наконец.
Нельзя сопоставлять расходы феодального государства и современного. Чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Бели на первых порах государственные расходы состояли в основном из затрат на дружину, военные походы, то постепенно, с расширением функций государства, меняется структура расходов. Появляются расходы на строительство крепостей, дорог, портов. Возрастают расходы на управление. С ростом научно-технического прогресса растут расходы государства на просвещение и науку. Под влиянием рабочего движения и с целью сохранения капиталистической системы государство начинает финансировать социальную сферу.
Если мы согласимся с тезисом о непроизводительном характере государства, то мы должны признать все государственные расходы непроизводительными. Однако это утверждение будет неправильным — любое государство, кроме диктаторского, тоталитарного, в определенной степени находится под контролем общества. Если общество и прави-
тельство входят в непримиримое противоречие, то это влечет за собой революцию или другие аналогичные катаклизмы. Разумеется, правительство, назначаемое господствующим классом (группой), защищает интересы этого класса (группы). Защита этих интересов не обязательно проявляется в видимых льготах и преференциях—достаточно, если правительство будет обеспечивать воспроизводство условий, выгодных и удобных господствующему классу.
Широкие слои трудящихся имеют определенные льготы от деятельности правительства. Но в целом расходы на государство всегда являются дополнительной эксплуатацией трудящихся. Здесь нет противоречия. По самой природе товара „рабочая сила" уже очевидно, что рабочий за свой товар (за „рабочую силу") получает меньше, чем рабочая сила создает стоимость. Присвоение части результатов труда мы и называем эксплуатацией, не вкладывая сюда другой смысл. Да, это эксплуатация. И когда на нужды государства мы платим налог со своих доходов, то это еще один вычет из нашей доли дохода, полученного от работодателя. Всякий налог — это форма дополнительной эксплуатации, осуществляемой государством. Но рабочие добровольно идут на завод, заранее соглашаясь на эксплуатацию, ибо доход от работы позволит рабочему содержать свою семью. В большинстве стран население платит налоги, считая, что услуги государства по охране страны, безопасности граждан, услуги по социальному страхованию требуют возмещения с их стороны. К тому же к неплательщикам налогов государство применяет довольно жесткие меры.
В высокотехнологичном обществе нет альтернативы крупным производствам. Небольшие предприятия, основанные на индивидуальном или семейном труде, где формально нет эксплуатации, не могут удовлетворить потребности общества. И это понятно, ибо создать автомобиль или компьютер можно только на крупном предприятии, и то на условиях кооперации с другими предприятиями. Только крупные производства, основанные на государственном, частном или
коллективном капитале, в состоянии удовлетворить разнообразные потребности общества. А такая организация производства невозможна без привлечения наемного труда. Там же, где присутствует наемный труд, обязательно имеет место и эксплуатация наемного труда. Это вытекает не только из специфики товара „рабочая сила", но и из специфики капитала: капитал — это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.
Таким образом, государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства, т.е. носят императивный характер.
Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время.