Слайд 8 глава 2. правовое регулирование обеспечения инвалидов в рф

Слайд 5

Глава раскрывает организацию социального обеспечения инвалидов.

С 1991 г. в России стала развиваться система органов социального обеспечения, которая на сегодняшний день имеет два вида: социальное страхование и социальная помощь. Органами социального страхования являются три фонда: Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования, которые осуществляют 5 видов социального страхования (пенсионное, медицинское, в случае временной нетрудоспособности, включая санаторно-курортное лечение, в случае материнства (отцовства) и детства, в случае производственных травм и профессиональных заболеваний). Органами социальной помощи являются управления социальной защиты населения, Бюро МСЭ, ЦЗН, ЦСО.

Слайд 6

В структуре органов социального обеспечения выделяются три уровня: федеральные органы, региональные (органы субъектов РФ) и территориальные органы (местные органы).

Слайд 7Исходя из объема правомочий органов, степени их участия в социальном обеспечении населения, условно можно выделить основные пять классов органов социального обеспечения.

Первый класс — органы государственной власти и органы муниципальных образований. Под ними подразумеваются органы различных федеральных министерств и ведомств — Минздрав соцразвития России, МВД России, Мин-обороны России и др.

Второй класс - включает в себя органы обязательного социального страхования, входящие в структуру ПФР. ФСС России, фондов ОМС, начиная от начиная от федерального уровня и заканчивая мест­ным уровнем.

В третий классвходят негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям (накопитель­ной части трудовой пенсии).

Четвертый классобразуют общественные организации: проф­союзные организации, общественные организации инвалидов (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество сле­пых, Всероссийское общество глухих).

Пятый класс— это администрация организаций и учрежде­ний, которые непосредственно производят выдачу гражданам от­дельных видов социального обеспечения.

Таким образом, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом.

Слайд 8 Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В РФ

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов. Нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения.
Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов.

Третью группу составляютподзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (с изменениями и дополнениями 1 июля 2014 г.).
Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например Постановление Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".

Слайд 9 Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:
по пенсионному обеспечению граждан;
по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;
по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.
Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

Слайд 10 Пенсия по инвалидности - ежемесячная выплата, производимая государством из бюджета ПФР или федерального бюджета при наступлении у гражданина инвалидности определенной группы, при наличии у него трудового стажа и с учетом причины инвалидности или без учета трудового стажа и причины инвалидности.

Классификацию пенсий по инвалидности необходимо проводить по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление:

1) по Закону о страховых пенсиях назначается страховая пенсия по инвалидности;

2) по Закону о государственном пенсионном обеспечении – пенсия по инвалидности:

а) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву;

б) участникам Великой Отечественной войны;

в) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

г) пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

д) гражданам из числа космонавтов;

е) социальная пенсия по инвалидности.

3) по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих – пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.

Наши рекомендации