Понятие финансового контроля его цели и задачи

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Понятие финансового контроля его цели и задачи

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет назначение и содержание финансового контроля. Он призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.[1]

Сущность финансового контроля сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками законодательно – правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется не только соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, но и экономическая обоснованность, и эффективность осуществляемых действий, и проверка соответствия данных задач государства. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает. Необходимым условием эффективности финансового контроля является система учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и хода реализации финансов на определенный период развития, как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.[2]

Целью финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. [3]

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку:

1. соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

2. составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

3. финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.[4]

Перед финансовым контролем, стоят такие задачи как:

1. обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

2. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

3. обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

4. создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового права;

5. контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

6. содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности

7. повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

8. оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов;

9. обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий различных организационно-правовых форм собственности. [5]

Еще следует отметить что цели и задачи финансового контроля проявляется через его функции. Выделяют такие функции:

1. социального и общегосударственного значения можно отнести: контроль источников поступления бюджетных средств; контроль расходования бюджетных ресурсов; контроль эффективности использования государственной собственности, проведения ее приватизации; контроль над использованием государственных внебюджетных фондов; контроль над обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитных организациях; контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана. Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности: установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

2. анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

3. коррекции – заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений.

4. превенции –заключается в профилактической работе для предупреждения правонарушений.

5. правоохраны – направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан и связана с привлечением их к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного и общественного воздействия.

Содержание финансового контроля


Основным содержанием финансового контроля является обеспечение качества эффективности финансово-хозяйствен­ного управления, проверка соблюдения финансового законо­дательства субъектами финансовых отношений, содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике, выявление внутренних резервов ис­пользования финансовых ресурсов во всех сферах производ­ства и распределения общественного продукта.[6]

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации. Следует начать с того что, для определения содержания финансового контроля необходимо определить сферу его действия, его объекты и субъекты. Сфера действия финансового контроля регулируется совокупностью финансовых отношений. Объектом финансового контроля выступают финансовые ресурсы, которые формируются и распределяются на различных уровнях. Субъекты финансового контроля - специализированные органы и организации, наделенные контрольными полномочиями.

Содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых правом, заключается в следующих позициях:

1. Проверка выполнения обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

2. Проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов.

3. проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Что касается содержания финансового контроля, можно отметить каким бывает финансовый контроль именно по содержанию, то есть содержание будет выражаться в конкретных отношениях, которые в свою очередь будут подконтрольны органам государственной власти и органам местного самоуправления:

1. Бюджетный - проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство;

2. налоговый - осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы;

3. банковский - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами;

4. валютный - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного ФК;

5. контроль за страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами;

6. таможенный контроль - осуществляется Государственным таможенным комитетом.[7]

[1] Чуева А. С, Курдюк П.М., Иваненко И.Н. Финансовое право (общая часть): учебное пособие для бакалавров. – Краснодар, 2013. – 111с.

[2] Н.И. Химичева. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2004. — 749 с..

[3] Румянцев А. В. Финансовый контроль: курс лекций / А. В. Румянцев. – М.: Дело, 2005. – 144с.

[4] Грязнова А. Г. Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 139-144.

[5] Корнее­ва Т. А., Мельник М. В. и др. - Контроль и ревизия в схемах и таблицах : учебное пособие. ; под ред. — М. : Эксмо, 2011. – с.38-39

[6] Колесов Р.В., Юрченко А.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография. - Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. – 18-27с.

[7] Интернет источник // http://www.finteoria.ru/finkontr.html

Наши рекомендации