Себестоимость грузовых работ
Погрузочно-разгрузочные работы связаны с расходованием денежных средств на различные цели: на оплату труда рабочих, на приобретение разных материалов и инвентаря, на ремонт и эксплуатацию перегрузочных машин и на многое другое. При большом объеме перегрузочных работ сумма всех расходов составляет большую величину. Доля этих расходов, приходящаяся на одну физическую тонну, называется себестоимостью ее переработки.
Приближенно себестоимость 5 может быть выражена формулой
где — сумма всех расходов, руб.;
— количество перегруженных грузов в физических тоннах.
Пример. Если за определенный период (месяц, квартал, год) портом перегружено 100 000 т груза и на выполнение этой работы израсходовано 25 000 руб., то себестоимость переработки одной физической тонны груза
Себестоимость — важнейший показатель эффективности производства. Одним из основных принципов хозяйственного руководства в социалистическом производстве является получение наибольших полезных результатов при наименьших затратах. Поэтому всемерное сокращение производственных расходов и снижение себестоимости перегрузки грузов являются одной из главных задач организации грузовых работ.
Расходы на погрузочно-разгрузочные работы складываются из следующих элементов:
1) заработная плата рабочих и всего производственного персонала с отчислениями на социальное страхование;
2) расходы на электроэнергию и топливо;
3) расходы на материалы и малоценный инвентарь;
4) расходы на текущий ремонт перегрузочного оборудования;
5) расходы па амортизацию основных средств;
6) расходы по эксплуатации складов и транспортно-экеспедици- онных контор;
7) расходы по обслуживанию транспортных судов;
8) расходы по содержанию обменного парка вагонов;
9) расходы на сепарационные материалы;
10) доля административно-управленческих расходов порта;
11) доля общеэксплуатационных расходов порта (содержание связи, подготовка кадров, содержание военизированной охраны);
12) прочие расходы (расходы по доставке рабочих к месту работы, оплата работы буксиров по перешвартовке судов, оплата подачи и уборки вагонов, расходы на охрану труда; расходы по содержанию производственных и служебных помещений).
Перечисленная номенклатура расходов составляет структуру себестоимости перегрузочных работ. Основную долю расходов (до 50%) в структуре себестоимости составляет заработная плата.
Различают себестоимость расчетную и отчетную. Расчетная себестоимость определяется как контрольный показатель на основе предстоящего объема погрузочно-разгрузочных работ и действующих нормативов расходования заработной платы (по нормам выработки) и материально-технических средств. Отчетная себестоимость определяется по фактическим затратам, которые учитывает бухгалтерия порта.
Себестоимость перегрузочных работ, исчисленная на одну физическую тонну, имеет особенность, которую всегда следует учитывать при опенке эффективности перегрузочных работ. Эта особенность заключается в том, что себестоимость одной физической тонны как средняя величина находится в тесной связи с номенклатурой грузов. С увеличением в составе грузооборота массово-нава- лочных грузов, т. е. грузов, переработка которых требует небольшой трудоемкости, себестоимость снижается независимо от усилий руководства и всего коллектива порта. Наоборот, с уменьшением доли массово-навалочных и увеличением доли генеральных грузов себестоимость увеличивается. Поэтому сравнивать себестоимость плановую и отчетную или за отдельные аналогичные периоды, а также оценивать эффективность мероприятий по снижению себестоимости можно только при постоянном составе грузопотоков или по отдельным видам грузов, иначе данные могут оказаться несопоставимыми.
При постоянных условиях, исключающих влияние номенклатуры грузов, снижение себестоимости может быть достигнуто путем повышения производительности труда портовых рабочих; рост производительности труда означает уменьшение количества рабочих, потребного для заданного объема работ, а следовательно, уменьшение расходов на заработную плату.
Повышение производительности труда позволяет увеличить объем перегрузочных работ при одних и тех же общеэксплуатационных и административно-управленческих расходах и тем самым уменьшить их долю, приходящуюся на 1 т груза.
Положительно сказывается на себестоимости улучшение эксплуатации перегрузочных машин и оборудования.
Расходы по содержанию и эксплуатации перегрузочных машин складываются из отчислений на амортизацию, ремонт, зарплату, электроэнергию, топливо, смазочные материалы и др.
При разумном, хозяйском отношении к эксплуатации перегрузочных машин все эти расходы можно уменьшить как в абсолютном, так и в относительном выражении (на 1 т груза). Например, сумма амортизации определяется стоимостью перегрузочных машин и нормами отчислений независимо от фактической загрузки машины; эта сумма является постоянной. Следовательно, чем лучше используется машина по ее прямому назначению, тем больше этой машиной будет перегружено грузов, тем меньшей долей будет приходиться сумма амортизации на 1 т груза.
В числе мероприятий по улучшению использования технических перегрузочных средств предусматривают: продление межремонтного периода; внедрение агрегатно-узлового метода ремонта; улучшение загрузки машин и ликвидацию их работы на холостом ходу или с незначительной нагрузкой; внедрение рациональных режимов расходования электроэнергии, топлива.
Внедрение прямых вариантов и упрощение технологических схем перегрузки грузов также сокращают расходы.
Перегрузка грузов непосредственно из вагонов на судно или обратно, а также с судна на судно или с судна на автомашину уменьшает объем перегрузочных работ в тонно-операциях, тем самым сокращаются затраты труда и всех технических средств на грузовые работы и снижается их себестоимость.
Аналогично влияет на расходы и упрощение технологических схем, сокращение расстояний провоза и проноса груза, исключение там, где возможно, перевески и пересортировки, упрощение способов складирования грузов на территории порта, использование более дешевых средств внутрипортового транспорта, внедрение пакетных способов перегрузки грузов.
Наконец, строгое соблюдение режима экономии в расходовании всех материальных и денежных средств обеспечивает общее сокращение производственных расходов и снижение себестоимости перегрузочных работ.
§ 97. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТА
Учет — основа планового руководства производственно-хозяйственной деятельности порта. Задачами учета являются контроль за состоянием организации производства и подготовка данных к анализу производственно-финансовой деятельности. По материалам учета составляются отчеты в вышестоящие организации и государственные органы народнохозяйственного учета.
Существуют три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. В портах на погрузочно-разгрузочных работах применяется учет всех трех видов.
Задачей оперативного учета является составление информации о состоянии элементов производства и ходе выполнения производственного плана. Оперативным учетом охватываются такие вопросы, как наличие грузов в порту, наличие рабочей силы, выполнение сменно-суточного плана грузовых работ, ход обработки судов и вагонов. Полный круг вопросов оперативного учета, его формы и периодичность информации устанавливаются начальником порта.
Некоторые оперативные данные о суточной работе порта по переработке грузов, обработке судов и вагонов, наличии остатков грузов на складах и движении рабочей силы представляют интерес не только для руководства порта, но и для пароходства и Министерства морского флота. Составление этих данных является обязательным, и сообщаются они посредством радиосвязи в пароходство и министерство немедленно по истечении каждых суток по определенной форме.
Источник оперативного учета — непосредственное наблюдение, радиотелефонные сводки, рапортички оперативных работников.
Статистический учет имеет более глубокое содержание; он ведется по формам, утвержденным Центральным статистическим управлением СССР. Этот учет охватывает все основные стороны производственной деятельности порта. Систематизируя определенные данные в хронологическом порядке, посредством статистического учета изучают явления и процессы, происходящие на морском транспорте, устанавливают закономерности в его развитии.
Статистический учет основывается на официальных документах: рабочих нарядах, табелях, путевых листах, транспортных документах, вахтенных журналах. Статистический учет и отчетность по перегрузочным работам ведутся по следующим формам:
1) отчет о выполненном объеме и механизации погрузочно-разгрузочных работ (форма М-7);
2) отчет о работе перегрузочного оборудования (форма М-8);
3) вариантный отчет — внутренний рабочий документ о переработке грузов по вариантам.
Бухгалтерский учет — это учет всех материальных средств и всех без исключения производственных и хозяйственных операций в денежном выражении. Учет строится на основе оплаченных счетов, фактур, платежных ведомостей, банковских документов, актов приема и передачи материальных ценностей и т. п. Бухгалтерский учет охватывает всю производственную и хозяйственную деятельность порта и является эффективным средством ее контроля.
Система бухгалтерского учета построена таким образом, что дает возможность обстоятельного анализа экономической эффективности перегрузочных работ. Бухгалтерский учет ведется непрерывно, по мере поступления в бухгалтерию документов. Ежемесячно, а также поквартально и в целом за год бухгалтерией составляется бухгалтерский отчет — баланс. Наиболее полное отражение производственно-хозяйственной деятельности порта дает годовой бухгалтерский отчет, состоящий из баланса, приложений к нему, содержащих расшифровку расходов и доходов порта, и обстоятельной пояснительной записки, в которой анализируется производственная и финансовая деятельность порта.
§ 98. ЗАДАЧИ И ТЕХНИКА АНАЛИЗА
Анализ производственной деятельности является необходимым условием организации эффективного управления производством на всяком предприятии, в том числе и в морских портах.
Общая цель экономического анализа заключается в определении эффективности производства. Конкретными задачами анализа производственной деятельности в порту являются:
определение степени выполнения плана по производственным и финансовым показателям и действующих нормативов;
установление закономерностей и тенденций, складывающихся в развитии производства;
выявление производственных потерь и неиспользованных резервов в производственной и финансовой деятельности.
Исходными материалами для анализа производственно-финансовой деятельности служат статистические отчеты по действующим формам и бухгалтерский отчет — баланс с приложениями. В зависимости от целей анализа могут быть использованы систематизированные данные оперативного учета: сводки о суточной работе порта (ДМ-6), материалы обследования, протоколы производственных совещаний и рабочих собраний, личные наблюдения и др.
Основным методом анализа является группировка и сопоставление производственных показателей в различных сочетаниях: плановых с отчетными, отчетных за различные периоды и за ряд лет, отдельных показателей производства между собой в планах и в отчетах.
Например, сопоставление плановых показателей с отчетными за один и тот же период дает возможность определить степень выполнения производственно-финансового плана. Сопоставление определенных данных за ряд лет позволяет сделать выводы о характере и темпах развития производства. Сравнение динамики производительности труда за ряд лет или поквартально в течение года с динамикой заработной платы за это же время дает возможность установить правильность соотношения роста производительности труда и заработной платы. Из сопоставления результатов использования сталийного времени за различные периоды можно судить об эффективности организации обработки судов в порту. Подобным образом можно проанализировать использование производственных мощностей порта, качество перегрузки грузов, рентабельность перегрузочных работ.
Анализ должен проводиться систематически, за любой отрезок планируемого времени: месяц, квартал, год, пятилетие. Полезен анализ и за более короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену.
Всякий анализ должен сопровождаться разработкой практических мероприятий, направленных на улучшение организации производства, повышение производительности труда и рентабельности портовых работ, устранение недостатков, выявленных в процессе анализа.
§ 99. АНАЛИЗ ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основу производственной деятельности порта составляют грузовые работы. Анализ грузовых работ складывается из следующих основных разделов:
анализ производственных показателей; анализ обработки судов и железнодорожных вагонов; анализ использования перегрузочного оборудования; анализ сохранности грузов при перегрузке; анализ по труду;
анализ финансовых показателей и рентабельности.
Основными показателями производственной деятельности, характеризующими состояние организации работ,
являются: грузопереработка в физических тоннах и тонно-опера( днях, коэффициент перевалки, уровень комплексной механизации, коэффициент транзитное™ и производительность труда одного работника.
Первым этапом анализа производственных показателей является составление таблицы по форме, приведенной ниже (табл. 32).
Таблица 32
|
Приведенная таблица (см. табл. 32) дает наглядное представление о выполнении запланированных показателей. Однако она не отвечает на вопросы, которые неизбежно возникают в случаях отклонения отчетных показателей от плановых.
Для того чтобы расшифровать эту таблицу и объяснить возможные отклонения, необходимо рассмотреть номенклатуру грузов, которая была заложена в плане, и сравнить ее с фактически переработанной портом. Номенклатура грузов, проходящих через порт, чрезвычайно обширна, но для целей анализа можно воспользоваться укрупненными категориями: навалочные и генеральные грузы.
Необходимость сравнения плановой и отчетной категории грузов можно подтвердить следующим примером.
Пример. Порту было запланировано переработать 250 ООО т грузов, в том числе навалочных (уголь, руда) 100 000 т и генеральных (штучных) 150 000 т. Допустим, что средняя норма выработки одного рабочего в смену на навалочных грузах составляет 100 т, а на генеральных 10 т. Тогда плановая производительность труда по порту в целом определяется следующей величиной:
250 000
Р= =15,6 т.
100 000 150 000
Предположим, что порт план грузопереработки выполнил, т. е. переработал 250 000 т, но соотношение категорий грузов получилось иное: навалочных грузов переработано 150 000 т, а генеральных 100 000 т. При этом производительность труда в среднем
250 000
р— • —2! 7 т
150 000 10 000 ’ '
+-
При сопоставлении этих двух показателей можно сделать вывод, что производительность труда возросла на 39%, на самом деле она осталась прежней
на каждой категории грузов, а оказалось выше плановой вследствие изменеиия номенклатуры грузов.
Изменение в соотношении рода грузов может произойти и в противоположную сторону — в сторону увеличения удельного веса генеральных грузов. Тогда отчетная производительность труда окажется ниже плановой, несмотря на то, что коллектив порта в действительности мог принимать действенные меры по улучшению организации труда и повышению его производительности.
Аналогичному воздействию подвержены и другие показатели: уровень ком- плексиой механизации, себестоимость. Поэтому учет структуры грузооборота является необходимым условием получения объективных выводов из анализа прО' изводственной деятельности порта.
Следующим этапом анализа производственной деятельности порта является выявление закономерностей в развитии производства и его направленности. Такой анализ проводится путем сопоставления отчетных данных по отдельным основным показателям за ряд лет. Если производственные показатели систематически улучшаются, есть основания полагать, что руководство производственной деятельностью ведется правильно.
Анализ обработки судов и железнодорожных вагонов имеет очень важное значение. Следует отметить, что после анализа основных производственных показателей анализ обработки судов и вагонов составляет один из важных разделов анализа. Анализ обработки судов в порту производится по каждому судну в отдельности, а затем составляются сводные данные в целом по порту.
Конкретные цели анализа обработки судов состоят в следующем:
определение степени использования сталийного времени судна для производства расчетов порта с пароходствами по результатам обработки судна согласно Положению;
составление бюджета времени судов в период стоянки их в порту и выявление потерь эксплуатационного времени с целью разработки практических мер по ликвидации их простоев;
установление степени выполнения действующих судо-часовых норм на грузовые работы и норм времени на вспомогательные операции с целью их дальнейшего уточнения;
определение эффективности мер, проводимых портом по улучшению обработки судов;
составление статистической отчетности порта, которая представляется по установленной форме М-12 пароходству и Министерству морского флота.
Основным документом для анализа обработки каждого судна является акт учета стояночного времени — таймшит, который ведется на судне в период нахождения его в порту.
В таймшите последовательно фиксируются все операции, совершающиеся на судне, с точностью до 5 мин. Если в процессе обработки судна возникают простои, то они также фиксируются в таймшите с указанием причины простоя: непогода, неисправность механизмов, отсутствие груза, отсутствие складской площади. К тайм
шиту прилагаются подтверждающие простой документы: справку метеобюро, справки ГХИ об осмотре трюмов и др.
Таймшит составляется в трех экземплярах и подписывается капитаном судна и представителями порта. Один экземпляр таймшита остается на судне и прилагается к рейсовому отчету капитана, а два передаются порту.
В диспетчерской порта производится обработка таймшита и расчет стояночного и сталийного времени. Сущность обработки таймшита состоит в том, чтобы по фактическим операциям, совершавшимся на судне, определить время его стоянки по нормам.
Результат обработки определяется как разность между сталийным временем и фактическим при досрочной обработке и между фактическим и сталийным — при простое судна.
Помимо общих результатов обработки судна, по которым производятся расчеты по диспачу и демереджу между портом и пароходством, определяются интенсивность грузовых работ и обработки судна в целом.
Плановая интенсивность грузовых работ определяется действующими судо-часовыми нормами, а фактическая — делением количества погруженного или выгруженного груза на фактическое время, затраченное на грузовые операции.
На основании результатов обработки каждого судна составляется общая характеристика обработки судов в порту за определенный период; она может быть представлена сводной таблицей (табл. 33).
Таблица 33
Показатель | Единица измерения | Всего | В том совет ских | числе ино стран ных |
Обработано судов....................................................... | ед. | |||
В том числе: | ||||
в срок ....................................................................... | ||||
с простоем................................................................ | ||||
Время по нормам......................................................... | ч | |||
Фактически затрачено времени................................... | » | |||
Использование сталийного времени .... | % | |||
Экономия времени ...................................................... | ч | |||
Потери времени........................................................... | „ | |||
Диспач ........................................................................ | руб. | |||
Демередж .................................................................... | ” |
При более глубоком анализе обработки судов полученные результаты надо выражать применительно к 1 т перегруженного груза, а время простоя судов и досрочной обработки-—в тоннаже- часах и тоннаже-сутках, так как, например, досрочная обработка судна грузоподъемностью 3 тыс. т на 6 ч не покрывает потери времени от простоя в течение 2 ч судна грузоподъемностью 12 000 т.
Подобным же образом могут быть представлены и результаты обработки железнодорожных вагонов:
Обработка железнодорожных вагонов
Обработано всего вагонов .........................................................
Обработано в срок ...............................................................
Обработано с простоем...............................................................
Обработано досрочно . ..............................................................
Средний срок обработки одного вагона по норме, ч .
Фактическое время обработки одного вагона (среднее), ч Экономия или перерасход времени на один вагон, ч .
Уплачен штраф за простой вагонов, руб...................................
Получено премий за досрочную обработку вагонов, руб.
Для более полной характеристики обработки железнодорожных вагонов в анализ могут быть включены показатели выполнения месячных планов погрузки и разгрузки вагонов или суточных норм, организация маршрутных отправок, ритмичность подачи вагонов, в порт, соблюдение узлового соглашения и др.
Морские порты располагают большим парком перегрузочного оборудования — одним из наиболее важных элементов производственных фондов порта. Перегрузочными машинами непосредственно осуществляются производственные процессы, стоимость машин полностью относится в виде амортизационных отчислений на себестоимость переработки грузов. Поэтому необходимо, чтобы все перегрузочные машины использовались рационально — строго по назначению и с максимальной загрузкой. Определение эффектив-. ноет и использования перегрузочных машин — одна из главных задач анализа.
Показателем, характеризующим эффективность использования перегрузочной машины, является коэффициент использования ее по времени. Такой показатель может быть исчислен по отчетным данным формы М-8, которая заполняется на основании записей в машинных журналах или в специальных карточках.
Коэффициент использования перегрузочных машин по времени представляет собой отношение фактического времени работы машин на грузовых работах к общему календарному периоду в машино-часах за вычетом времени нахождения перегрузочных машин в плановом ремонте и времени простоя из-за прекращения навигации, что должно быть своевременно оформлено приказом по порту. Анализ следует проводить по группам однотипных машин: портальные краны, автопогрузчики и т. д.
Анализ сохранности грузов является важным звеном в общей схеме анализа производственной деятельности порта. Такой анализ позволяет судить о качестве работы порта, уровне культуры в обращении с грузом с момента приемки и до отправки. Все грузы, поступающие в порт, находятся на ответственности порта; за каждое грузовое место, за каждую его весовую единицу порт несет перед грузовладельцем материальную ответственность и в случае
16 М. Ф. Котов
недостачи обязан возместить грузовладельцу стоимость недостающего груза.
Анализ должен определить объем потерь от несохранной переработки груза и выявить причины этих потерь. Он позволит также разработать план конкретных мероприятий по улучшению качества грузовых работ и уменьшению потерь от несохранной переработки грузов.
Все случаи несохранности грузов, обнаруженные на складе или в процессе передачи грузов при погрузке-разгрузке судов и вагонов, оформляются актами, которые регистрируются в журналах. Записи в журналах сводятся за определенный период в отчет по форме МК-1. В портах систематически проводятся мероприятия по улучшению сохранности грузов. Сопоставление данных формы МК-1 за ряд периодов дает возможность судить об эффективности проводимых мер.
Труд рабочих является постоянным и важнейшим элементом всякого производства, численность рабочих, организация труда и его производительность непосредственно сказываются на результатах производственной деятельности. Поэтому для анализа производства грузовых работ анализ по труду имеет важное значение.
Анализом по труду может быть охвачен широкий круг вопросов организации труда и заработной платы, но в первую очередь в этом разделе общего анализа подлежат рассмотрению правильность расходования фондов заработной платы, выполнение плана повышения производительности труда, обеспеченность порта рабочей силой и эффективность ее использования.
Фонд заработной платы утверждается пароходством по подчиненности в соответствии с установленным объемом перегрузочных, работ в физических тоннах. Расходование фонда заработной платы должно производиться в пределах утвержденного плана.
Если допущен перерасход фонда зарплаты, то анализ должен вскрыть причины перерасхода. Такими причинами могут быть: невыполнение плана переработки грузов, излишки рабочей силы, заниженные нормы выработки, неправильная система оплаты труда, нарушение установленной технологии грузовых работ, превышение установленного коэффициента перевалки грузов и т. д. Всякие причины, влекущие перерасход фонда заработной платы, должны быть немедленно устранены, а допущенный перерасход компенсирован в последующее время.
При рассмотрении вопросов труда и заработной платы следует обращать особое внимание на складывающееся соотношение динамики производительности труда и заработной платы. Темпы роста производительности труда всегда должны опережать рост заработной платы, и если на практике обнаружится противоположное соотношение, необходимо принять действенные меры к исправлению создавшегося положения.
При более глубоком анализе по труду подробно изучаются уровень достигнутой производительности труда по факторам и допущенные при этом потери, состояние охраны труда, развитие социалистических методов труда и движения за коммунистический труд, состояние трудовой дисциплины и текучесть кадров и другие вопросы.
Вся производственная деятельность порта находит свое отражение в финансовых показателях. После перехода портов на новые условия планирования и экономического стимулирования финансовые показатели стали основными в оценке результатов производственной деятельности порта.
В планах, утвержденных пароходствами портам, наряду с производственными показателями устанавливается ряд финансовых показателей, основными из которых являются:
балансовая прибыль —общий показатель, представляющий собой разность между доходами, полученными портом за выполненные для клиентуры работы (грузовые, складские, транспортноэкспедиторские), и расходами, понесенными портом на выполнение этих работ:
расчетная прибыль — та сумма прибыли, которая остается в распоряжении порта после отчисления платежей за пользование производственными фондами и банковскими кредитами;
общая рентабельность Я0, представляющая собой отношение балансовой прибыли к стоимости производственных (основных и оборотных) фондов и выраженная в процентах:
Яо^Б/Ф,
где Б —балансовая прибыль, руб.;
Ф —стоимость производственных фондов, руб.; расчетная рентабельность — отношение расчетной прибыли к стоимости производственных фондов, уменьшенных на стоимость основных средств, освобождаемых от обязательных платежей за пользование. Рентабельность является основным показателем хозяйственной самостоятельности порта и его финансового благополучия.
Рентабельная работа порта дает право на образование специальных фондов, в том числе поощрительных.