Себестоимость грузовых работ

Погрузочно-разгрузочные работы связаны с расходованием де­нежных средств на различные цели: на оплату труда рабочих, на приобретение разных материалов и инвентаря, на ремонт и экс­плуатацию перегрузочных машин и на многое другое. При боль­шом объеме перегрузочных работ сумма всех расходов составляет большую величину. Доля этих расходов, приходящаяся на одну физическую тонну, называется себестоимостью ее пере­работки.

Приближенно себестоимость 5 может быть выражена фор­мулой

где — сумма всех расходов, руб.;

— количество перегруженных грузов в физических тон­нах.

Пример. Если за определенный период (месяц, квартал, год) портом пере­гружено 100 000 т груза и на выполнение этой работы израсходовано 25 000 руб., то себестоимость переработки одной физической тонны груза

Себестоимость — важнейший показатель эффективности произ­водства. Одним из основных принципов хозяйственного руководст­ва в социалистическом производстве является получение наиболь­ших полезных результатов при наименьших затратах. Поэтому все­мерное сокращение производственных расходов и снижение себе­стоимости перегрузки грузов являются одной из главных задач ор­ганизации грузовых работ.

Расходы на погрузочно-разгрузочные работы складываются из следующих элементов:

1) заработная плата рабочих и всего производственного персо­нала с отчислениями на социальное страхование;

2) расходы на электроэнергию и топливо;

3) расходы на материалы и малоценный инвентарь;

4) расходы на текущий ремонт перегрузочного оборудования;

5) расходы па амортизацию основных средств;

6) расходы по эксплуатации складов и транспортно-экеспедици- онных контор;

7) расходы по обслуживанию транспортных судов;

8) расходы по содержанию обменного парка вагонов;

9) расходы на сепарационные материалы;

10) доля административно-управленческих расходов порта;

11) доля общеэксплуатационных расходов порта (содержание связи, подготовка кадров, содержание военизированной охраны);

12) прочие расходы (расходы по доставке рабочих к месту ра­боты, оплата работы буксиров по перешвартовке судов, оплата подачи и уборки вагонов, расходы на охрану труда; расходы по со­держанию производственных и служебных помещений).

Перечисленная номенклатура расходов составляет структуру себестоимости перегрузочных работ. Основную долю расходов (до 50%) в структуре себестоимости составляет заработная плата.

Различают себестоимость расчетную и отчетную. Расчетная себестоимость определяется как контрольный показатель на основе предстоящего объема погрузочно-разгрузочных работ и дей­ствующих нормативов расходования заработной платы (по нормам выработки) и материально-технических средств. Отчетная се­бестоимость определяется по фактическим затратам, которые учитывает бухгалтерия порта.

Себестоимость перегрузочных работ, исчисленная на одну фи­зическую тонну, имеет особенность, которую всегда следует учи­тывать при опенке эффективности перегрузочных работ. Эта осо­бенность заключается в том, что себестоимость одной физической тонны как средняя величина находится в тесной связи с номенкла­турой грузов. С увеличением в составе грузооборота массово-нава- лочных грузов, т. е. грузов, переработка которых требует неболь­шой трудоемкости, себестоимость снижается независимо от усилий руководства и всего коллектива порта. Наоборот, с уменьшением доли массово-навалочных и увеличением доли генеральных грузов себестоимость увеличивается. Поэтому сравнивать себестоимость плановую и отчетную или за отдельные аналогичные периоды, а также оценивать эффективность мероприятий по снижению себе­стоимости можно только при постоянном составе грузопотоков или по отдельным видам грузов, иначе данные могут оказаться несопо­ставимыми.

При постоянных условиях, исключающих влияние номенклату­ры грузов, снижение себестоимости может быть достигнуто пу­тем повышения производительности труда портовых рабочих; рост производительности труда означает уменьшение количества рабочих, потребного для заданного объема работ, а следователь­но, уменьшение расходов на заработную плату.

Повышение производительности труда позволяет увеличить объем перегрузочных работ при одних и тех же общеэксплуатаци­онных и административно-управленческих расходах и тем самым уменьшить их долю, приходящуюся на 1 т груза.

Положительно сказывается на себестоимости улучшение эксплу­атации перегрузочных машин и оборудования.

Расходы по содержанию и эксплуатации перегрузочных машин складываются из отчислений на амортизацию, ремонт, зарплату, электроэнергию, топливо, смазочные материалы и др.

При разумном, хозяйском отношении к эксплуатации перегру­зочных машин все эти расходы можно уменьшить как в абсолют­ном, так и в относительном выражении (на 1 т груза). Например, сумма амортизации определяется стоимостью перегрузочных ма­шин и нормами отчислений независимо от фактической загрузки машины; эта сумма является постоянной. Следовательно, чем луч­ше используется машина по ее прямому назначению, тем больше этой машиной будет перегружено грузов, тем меньшей долей будет приходиться сумма амортизации на 1 т груза.

В числе мероприятий по улучшению использования технических перегрузочных средств предусматривают: продление межремонт­ного периода; внедрение агрегатно-узлового метода ремонта; улуч­шение загрузки машин и ликвидацию их работы на холостом ходу или с незначительной нагрузкой; внедрение рациональных режи­мов расходования электроэнергии, топлива.

Внедрение прямых вариантов и упрощение технологических схем перегрузки грузов также сокращают расходы.

Перегрузка грузов непосредственно из вагонов на судно или обратно, а также с судна на судно или с судна на автомашину уменьшает объем перегрузочных работ в тонно-операциях, тем самым сокращаются затраты труда и всех технических средств на грузовые работы и снижается их себестоимость.

Аналогично влияет на расходы и упрощение технологических схем, сокращение расстояний провоза и проноса груза, исключение там, где возможно, перевески и пересортировки, упрощение спосо­бов складирования грузов на территории порта, использование бо­лее дешевых средств внутрипортового транспорта, внедрение па­кетных способов перегрузки грузов.

Наконец, строгое соблюдение режима экономии в расходовании всех материальных и денежных средств обеспечивает общее сокра­щение производственных расходов и снижение себестоимости пере­грузочных работ.

§ 97. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРТА

Учет — основа планового руководства производственно-хозяй­ственной деятельности порта. Задачами учета являются контроль за состоянием организации производства и подготовка данных к анализу производственно-финансовой деятельности. По материа­лам учета составляются отчеты в вышестоящие организации и го­сударственные органы народнохозяйственного учета.

Существуют три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. В портах на погрузочно-разгрузочных работах при­меняется учет всех трех видов.

Задачей оперативного учета является составление ин­формации о состоянии элементов производства и ходе выполнения производственного плана. Оперативным учетом охватываются та­кие вопросы, как наличие грузов в порту, наличие рабочей силы, выполнение сменно-суточного плана грузовых работ, ход обработ­ки судов и вагонов. Полный круг вопросов оперативного учета, его формы и периодичность информации устанавливаются началь­ником порта.

Некоторые оперативные данные о суточной работе порта по переработке грузов, обработке судов и вагонов, наличии остатков грузов на складах и движении рабочей силы представляют инте­рес не только для руководства порта, но и для пароходства и Ми­нистерства морского флота. Составление этих данных является обя­зательным, и сообщаются они посредством радиосвязи в пароходст­во и министерство немедленно по истечении каждых суток по опре­деленной форме.

Источник оперативного учета — непосредственное наблюдение, радиотелефонные сводки, рапортички оперативных работников.

Статистический учет имеет более глубокое содержание; он ведется по формам, утвержденным Центральным статистиче­ским управлением СССР. Этот учет охватывает все основные сто­роны производственной деятельности порта. Систематизируя опре­деленные данные в хронологическом порядке, посредством стати­стического учета изучают явления и процессы, происходящие на морском транспорте, устанавливают закономерности в его разви­тии.

Статистический учет основывается на официальных докумен­тах: рабочих нарядах, табелях, путевых листах, транспортных до­кументах, вахтенных журналах. Статистический учет и отчетность по перегрузочным работам ведутся по следующим формам:

1) отчет о выполненном объеме и механизации погрузочно-раз­грузочных работ (форма М-7);

2) отчет о работе перегрузочного оборудования (форма М-8);

3) вариантный отчет — внутренний рабочий документ о пере­работке грузов по вариантам.

Бухгалтерский учет — это учет всех материальных средств и всех без исключения производственных и хозяйственных операций в денежном выражении. Учет строится на основе опла­ченных счетов, фактур, платежных ведомостей, банковских доку­ментов, актов приема и передачи материальных ценностей и т. п. Бухгалтерский учет охватывает всю производственную и хозяйст­венную деятельность порта и является эффективным средством ее контроля.

Система бухгалтерского учета построена таким образом, что дает возможность обстоятельного анализа экономической эффек­тивности перегрузочных работ. Бухгалтерский учет ведется непре­рывно, по мере поступления в бухгалтерию документов. Ежемесяч­но, а также поквартально и в целом за год бухгалтерией составля­ется бухгалтерский отчет — баланс. Наиболее полное отражение производственно-хозяйственной деятельности порта дает годовой бухгалтерский отчет, состоящий из баланса, приложений к нему, содержащих расшифровку расходов и доходов порта, и обстоятель­ной пояснительной записки, в которой анализируется производст­венная и финансовая деятельность порта.

§ 98. ЗАДАЧИ И ТЕХНИКА АНАЛИЗА

Анализ производственной деятельности является необходи­мым условием организации эффективного управления производст­вом на всяком предприятии, в том числе и в морских портах.

Общая цель экономического анализа заключается в определе­нии эффективности производства. Конкретными задачами анализа производственной деятельности в порту являются:

определение степени выполнения плана по производственным и финансовым показателям и действующих нормативов;

установление закономерностей и тенденций, складывающихся в развитии производства;

выявление производственных потерь и неиспользованных резер­вов в производственной и финансовой деятельности.

Исходными материалами для анализа производственно-финан­совой деятельности служат статистические отчеты по действующим формам и бухгалтерский отчет — баланс с приложениями. В зави­симости от целей анализа могут быть использованы систематизи­рованные данные оперативного учета: сводки о суточной работе порта (ДМ-6), материалы обследования, протоколы производствен­ных совещаний и рабочих собраний, личные наблюдения и др.

Основным методом анализа является группировка и сопо­ставление производственных показателей в различных сочета­ниях: плановых с отчетными, отчетных за различные периоды и за ряд лет, отдельных показателей производства между собой в пла­нах и в отчетах.

Например, сопоставление плановых показателей с отчетными за один и тот же период дает возможность определить степень выпол­нения производственно-финансового плана. Сопоставление опреде­ленных данных за ряд лет позволяет сделать выводы о характере и темпах развития производства. Сравнение динамики производи­тельности труда за ряд лет или поквартально в течение года с ди­намикой заработной платы за это же время дает возможность установить правильность соотношения роста производительности труда и заработной платы. Из сопоставления результатов исполь­зования сталийного времени за различные периоды можно судить об эффективности организации обработки судов в порту. Подоб­ным образом можно проанализировать использование производ­ственных мощностей порта, качество перегрузки грузов, рентабель­ность перегрузочных работ.

Анализ должен проводиться систематически, за любой отрезок планируемого времени: месяц, квартал, год, пятилетие. Полезен анализ и за более короткие промежутки времени: декаду, сутки, смену.

Всякий анализ должен сопровождаться разработкой практичес­ких мероприятий, направленных на улучшение организации про­изводства, повышение производительности труда и рентабельности портовых работ, устранение недостатков, выявленных в процессе анализа.

§ 99. АНАЛИЗ ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основу производственной деятельности порта составляют гру­зовые работы. Анализ грузовых работ складывается из следующих основных разделов:

анализ производственных показателей; анализ обработки судов и железнодорожных вагонов; анализ использования перегрузочного оборудования; анализ сохранности грузов при перегрузке; анализ по труду;

анализ финансовых показателей и рентабельности.

Основными показателями производственной дея­тельности, характеризующими состояние организации работ,
являются: грузопереработка в физических тоннах и тонно-опера( днях, коэффициент перевалки, уровень комплексной механизации, коэффициент транзитное™ и производительность труда одного ра­ботника.

Первым этапом анализа производственных показателей явля­ется составление таблицы по форме, приведенной ниже (табл. 32).

Таблица 32
№ п/п Показатель План Выпол­ нение % выпол­нения
і Грузопереработка, физические тонны      
Грузопереработка, тоино-операции      
Коэффициент перевалки      
Уровень комплексной механизации, %      
Коэффициент транзитное™      
Производительность труда, тонны на одного      
  рабочего      

Приведенная таблица (см. табл. 32) дает наглядное представ­ление о выполнении запланированных показателей. Однако она не отвечает на вопросы, которые неизбежно возникают в случаях от­клонения отчетных показателей от плановых.

Для того чтобы расшифровать эту таблицу и объяснить воз­можные отклонения, необходимо рассмотреть номенклатуру грузов, которая была заложена в плане, и сравнить ее с фактически пере­работанной портом. Номенклатура грузов, проходящих через порт, чрезвычайно обширна, но для целей анализа можно воспользовать­ся укрупненными категориями: навалочные и генеральные грузы.

Необходимость сравнения плановой и отчетной категории гру­зов можно подтвердить следующим примером.

Пример. Порту было запланировано переработать 250 ООО т грузов, в том числе навалочных (уголь, руда) 100 000 т и генеральных (штучных) 150 000 т. Допустим, что средняя норма выработки одного рабочего в смену на навалочных грузах составляет 100 т, а на генеральных 10 т. Тогда плановая производитель­ность труда по порту в целом определяется следующей величиной:

250 000

Р= =15,6 т.

себестоимость грузовых работ - student2.ru 100 000 150 000

Предположим, что порт план грузопереработки выполнил, т. е. переработал 250 000 т, но соотношение категорий грузов получилось иное: навалочных грузов переработано 150 000 т, а генеральных 100 000 т. При этом производительность труда в среднем

250 000

р— • —2! 7 т

150 000 10 000 ’ '

себестоимость грузовых работ - student2.ru +-

При сопоставлении этих двух показателей можно сделать вывод, что про­изводительность труда возросла на 39%, на самом деле она осталась прежней
на каждой категории грузов, а оказалось выше плановой вследствие изменеиия номенклатуры грузов.

Изменение в соотношении рода грузов может произойти и в противополож­ную сторону — в сторону увеличения удельного веса генеральных грузов. Тогда отчетная производительность труда окажется ниже плановой, несмотря на то, что коллектив порта в действительности мог принимать действенные меры по улучшению организации труда и повышению его производительности.

Аналогичному воздействию подвержены и другие показатели: уровень ком- плексиой механизации, себестоимость. Поэтому учет структуры грузооборота яв­ляется необходимым условием получения объективных выводов из анализа прО' изводственной деятельности порта.

Следующим этапом анализа производственной деятельности порта является выявление закономерностей в развитии производст­ва и его направленности. Такой анализ проводится путем сопостав­ления отчетных данных по отдельным основным показателям за ряд лет. Если производственные показатели систематически улуч­шаются, есть основания полагать, что руководство производствен­ной деятельностью ведется правильно.

Анализ обработки судов и железнодорожных вагонов имеет очень важное значение. Следует отметить, что после анализа основных производственных показателей анализ об­работки судов и вагонов составляет один из важных разделов ана­лиза. Анализ обработки судов в порту производится по каждому судну в отдельности, а затем составляются сводные данные в це­лом по порту.

Конкретные цели анализа обработки судов состоят в следую­щем:

определение степени использования сталийного времени судна для производства расчетов порта с пароходствами по результатам обработки судна согласно Положению;

составление бюджета времени судов в период стоянки их в пор­ту и выявление потерь эксплуатационного времени с целью раз­работки практических мер по ликвидации их простоев;

установление степени выполнения действующих судо-часовых норм на грузовые работы и норм времени на вспомогательные операции с целью их дальнейшего уточнения;

определение эффективности мер, проводимых портом по улуч­шению обработки судов;

составление статистической отчетности порта, которая представ­ляется по установленной форме М-12 пароходству и Министерству морского флота.

Основным документом для анализа обработки каждого судна является акт учета стояночного времени — таймшит, который ведется на судне в период нахождения его в порту.

В таймшите последовательно фиксируются все операции, совер­шающиеся на судне, с точностью до 5 мин. Если в процессе обра­ботки судна возникают простои, то они также фиксируются в тайм­шите с указанием причины простоя: непогода, неисправность меха­низмов, отсутствие груза, отсутствие складской площади. К тайм­

шиту прилагаются подтверждающие простой документы: справку метеобюро, справки ГХИ об осмотре трюмов и др.

Таймшит составляется в трех экземплярах и подписывается ка­питаном судна и представителями порта. Один экземпляр таймши­та остается на судне и прилагается к рейсовому отчету капитана, а два передаются порту.

В диспетчерской порта производится обработка таймшита и расчет стояночного и сталийного времени. Сущность обработки таймшита состоит в том, чтобы по фактическим опера­циям, совершавшимся на судне, определить время его стоянки по нормам.

Результат обработки определяется как разность между сталий­ным временем и фактическим при досрочной обработке и между фактическим и сталийным — при простое судна.

Помимо общих результатов обработки судна, по которым про­изводятся расчеты по диспачу и демереджу между портом и паро­ходством, определяются интенсивность грузовых работ и обработ­ки судна в целом.

Плановая интенсивность грузовых работ определяется дейст­вующими судо-часовыми нормами, а фактическая — делением ко­личества погруженного или выгруженного груза на фактическое время, затраченное на грузовые операции.

На основании результатов обработки каждого судна составля­ется общая характеристика обработки судов в порту за определен­ный период; она может быть представлена сводной таблицей (табл. 33).

Таблица 33

Показатель Единица измерения Всего В том совет­ ских числе ино­ стран­ ных
Обработано судов....................................................... ед.      
В том числе:        
в срок .......................................................................        
с простоем................................................................        
Время по нормам......................................................... ч      
Фактически затрачено времени................................... »      
Использование сталийного времени .... %      
Экономия времени ...................................................... ч      
Потери времени...........................................................      
Диспач ........................................................................ руб.      
Демередж ....................................................................      

При более глубоком анализе обработки судов полученные ре­зультаты надо выражать применительно к 1 т перегруженного груза, а время простоя судов и досрочной обработки-—в тоннаже- часах и тоннаже-сутках, так как, например, досрочная обработка судна грузоподъемностью 3 тыс. т на 6 ч не покрывает потери вре­мени от простоя в течение 2 ч судна грузоподъемностью 12 000 т.

Подобным же образом могут быть представлены и результаты обработки железнодорожных вагонов:

Обработка железнодорожных вагонов

Обработано всего вагонов .........................................................

Обработано в срок ...............................................................

Обработано с простоем...............................................................

Обработано досрочно . ..............................................................

Средний срок обработки одного вагона по норме, ч .

Фактическое время обработки одного вагона (среднее), ч Экономия или перерасход времени на один вагон, ч .

Уплачен штраф за простой вагонов, руб...................................

Получено премий за досрочную обработку вагонов, руб.

Для более полной характеристики обработки железнодорожных вагонов в анализ могут быть включены показатели выполнения месячных планов погрузки и разгрузки вагонов или суточных норм, организация маршрутных отправок, ритмичность подачи вагонов, в порт, соблюдение узлового соглашения и др.

Морские порты располагают большим парком перегрузочного оборудования — одним из наиболее важных элементов производст­венных фондов порта. Перегрузочными машинами непосредствен­но осуществляются производственные процессы, стоимость машин полностью относится в виде амортизационных отчислений на себе­стоимость переработки грузов. Поэтому необходимо, чтобы все пе­регрузочные машины использовались рационально — строго по на­значению и с максимальной загрузкой. Определение эффектив-. ноет и использования перегрузочных машин — одна из главных задач анализа.

Показателем, характеризующим эффективность использования перегрузочной машины, является коэффициент использования ее по времени. Такой показатель может быть исчислен по отчетным данным формы М-8, которая заполняется на основании записей в машинных журналах или в специальных карточках.

Коэффициент использования перегрузочных машин по времени представляет собой отношение фактического времени работы ма­шин на грузовых работах к общему календарному периоду в ма­шино-часах за вычетом времени нахождения перегрузочных машин в плановом ремонте и времени простоя из-за прекращения навига­ции, что должно быть своевременно оформлено приказом по порту. Анализ следует проводить по группам однотипных машин: пор­тальные краны, автопогрузчики и т. д.

себестоимость грузовых работ - student2.ru Анализ сохранности грузов является важным звеном в общей схеме анализа производственной деятельности порта. Та­кой анализ позволяет судить о качестве работы порта, уровне куль­туры в обращении с грузом с момента приемки и до отправки. Все грузы, поступающие в порт, находятся на ответственности порта; за каждое грузовое место, за каждую его весовую единицу порт несет перед грузовладельцем материальную ответственность и в случае

16 М. Ф. Котов

недостачи обязан возместить грузовладельцу стоимость недостаю­щего груза.

Анализ должен определить объем потерь от несохранной пере­работки груза и выявить причины этих потерь. Он позволит также разработать план конкретных мероприятий по улучшению качества грузовых работ и уменьшению потерь от несохранной переработки грузов.

Все случаи несохранности грузов, обнаруженные на складе или в процессе передачи грузов при погрузке-разгрузке судов и ваго­нов, оформляются актами, которые регистрируются в журналах. Записи в журналах сводятся за определенный период в отчет по форме МК-1. В портах систематически проводятся мероприятия по улучшению сохранности грузов. Сопоставление данных формы МК-1 за ряд периодов дает возможность судить об эффективности проводимых мер.

Труд рабочих является постоянным и важнейшим элементом всякого производства, численность рабочих, организация труда и его производительность непосредственно сказываются на резуль­татах производственной деятельности. Поэтому для анализа про­изводства грузовых работ анализ по труду имеет важное зна­чение.

Анализом по труду может быть охвачен широкий круг вопросов организации труда и заработной платы, но в первую очередь в этом разделе общего анализа подлежат рассмотрению правильность расходования фондов заработной платы, выполнение плана повы­шения производительности труда, обеспеченность порта рабочей силой и эффективность ее использования.

Фонд заработной платы утверждается пароходством по подчи­ненности в соответствии с установленным объемом перегрузочных, работ в физических тоннах. Расходование фонда заработной пла­ты должно производиться в пределах утвержденного плана.

Если допущен перерасход фонда зарплаты, то анализ должен вскрыть причины перерасхода. Такими причинами могут быть: не­выполнение плана переработки грузов, излишки рабочей силы, за­ниженные нормы выработки, неправильная система оплаты труда, нарушение установленной технологии грузовых работ, превышение установленного коэффициента перевалки грузов и т. д. Всякие при­чины, влекущие перерасход фонда заработной платы, должны быть немедленно устранены, а допущенный перерасход компенси­рован в последующее время.

При рассмотрении вопросов труда и заработной платы следует обращать особое внимание на складывающееся соотношение дина­мики производительности труда и заработной платы. Темпы роста производительности труда всегда должны опережать рост заработ­ной платы, и если на практике обнаружится противоположное соот­ношение, необходимо принять действенные меры к исправлению создавшегося положения.

При более глубоком анализе по труду подробно изучаются уро­вень достигнутой производительности труда по факторам и допу­щенные при этом потери, состояние охраны труда, развитие социа­листических методов труда и движения за коммунистический труд, состояние трудовой дисциплины и текучесть кадров и другие во­просы.

Вся производственная деятельность порта находит свое отраже­ние в финансовых показателях. После перехода портов на новые условия планирования и экономического стимулирования финансовые показатели стали основными в оценке результатов про­изводственной деятельности порта.

В планах, утвержденных пароходствами портам, наряду с про­изводственными показателями устанавливается ряд финансовых показателей, основными из которых являются:

балансовая прибыль —общий показатель, представляющий со­бой разность между доходами, полученными портом за выполнен­ные для клиентуры работы (грузовые, складские, транспортно­экспедиторские), и расходами, понесенными портом на выполне­ние этих работ:

расчетная прибыль — та сумма прибыли, которая остается в распоряжении порта после отчисления платежей за пользование производственными фондами и банковскими кредитами;

общая рентабельность Я0, представляющая собой отношение балансовой прибыли к стоимости производственных (основных и оборотных) фондов и выраженная в процентах:

Яо^Б/Ф,

где Б —балансовая прибыль, руб.;

Ф —стоимость производственных фондов, руб.; расчетная рентабельность — отношение расчетной прибы­ли к стоимости производственных фондов, уменьшенных на стои­мость основных средств, освобождаемых от обязательных плате­жей за пользование. Рентабельность является основным показате­лем хозяйственной самостоятельности порта и его финансового бла­гополучия.

Рентабельная работа порта дает право на образование спе­циальных фондов, в том числе поощрительных.

Наши рекомендации