Тема 3. Государственный бюджет
1. Социально-экономическая сущность бюджета.
История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития и долгое время различные государства просто не имели бюджета. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда государство в свою финансовую деятельность вводит плановое начало. А именно составляет смету доходов и расходов на определённый период. В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения государства и местных органов самоуправления. Государственный бюджет в экономической литературе рассматривается с 2 позиций:
1) Как финансовый план формирования и использования денежных средств
2) Как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у государства (у органов государственной власти) с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода. Эти денежные отношения имеют специфический характер и называются бюджетными.
Специфика бюджетных отношений проявляется в следующем:
ü Перераспределительное отношение
ü Бюджетные отношения выполняют особое назначение, поскольку выступают инструментом распределительным: ВВП, НД, национального богатства, доходов от внешнеэкономической деятельности для выполнения функций государства
Бюджет как экономическая категория выполняет 2 функции:
v Распределительная (распределяет денежные доходы между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества)
v Контрольная (отражает все отклонения бюджетных средств)
С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план страны по образованию, распределению и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Этот план отличается от других финансовых планов тем, что:
§ Огромными масштабами
§ Исключительная мобильность, как формирований, так и использования средств
Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в бюджетном механизме.
Бюджетный механизм – методы мобилизации доходов, виды дохода бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного перераспределения средств.
2. Бюджетные устройства и бюджетная система государства
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы государства и принципы её построения.
Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
В Республике Беларусь бюджетная система двухуровневая:
1) Республиканский бюджет
2) Местные бюджеты
В свою очередь, местные бюджеты с учётом территориального уровня делятся на:
· Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городов районного подчинения)
· Бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения))
· Бюджеты областного уровня и бюджет города Минска
Кроме того, различают на практике такую форму как «консолидированный бюджет» как совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы республики, например, консолидированный бюджет района включает в себя: 1) бюджеты сельсоветов; 2) бюджеты посёлков городского типа; 3) бюджеты городов районного подчинения; 4) районный бюджет
Основными принципами бюджетной системы Республики Беларусь являются:
1) Принцип единства бюджета. Он обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единые правила ведение учёта и отчётности
2) Принцип полноты отражения. Все доходы и расходы, определённые законодательством республики и местными органами самоуправления, подлежат отражению бюджета в полном объёме
3) Принцип сбалансированности
4) Принцип гласности
5) Принцип самостоятельности и так далее
В настоящее время в бюджетном устройстве нашей страны наиболее сложной проблемой являются межбюджетные отношения центра и региона. Поэтому Программой социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 годы предусмотрено:
ü Упорядочение и закрепление доходных источников и соответствующих расходов за каждым уровнем бюджетной системы республики на долгосрочной основе, а также обеспечение взаимосвязи и соответствия между ними
ü Обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан независимо от места их проживания
ü Создание долгосрочных стимулов для местных органов власти для поддержания предпринимательской деятельности на местах, тем самым расширяя налогооблагаемую базу, а соответственно и возможные доходные поступления в бюджет
3. Доходы и расходы бюджета.
Доходы – денежные отношения, возникающие между государством, юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти.
По своему материально-вещественному содержанию доходы бюджета – деньги, поступившие безвозвратно и в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством в бюджетные органы власти и самоуправления.
В соответствии с бюджетным кодексом Республики Беларусь доход бюджета классифицируется по группам:
1) Налоговые доходы
2) Взносы на государственное социальное страхование
3) Неналоговые доходы
4) Безвозмездные поступления
К налоговым доходам относятся:
Ø Установленные налоговым законодательством налоги, сборы, пошлины и местные налоги и сборы
Ø Суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам
Ø Пеня
Ø Налоговый кредит (отсрочка или рассрочка платежа)
Ø Проценты за пользование налоговым кредитом (отсрочкой или рассрочкой)
Ø Денежные взыскания (штрафы) за нарушение налогового (таможенного) законодательства
К неналоговым доходам относятся:
Ø Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности
Ø Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы деятельности
Ø Денежные штрафы, иные штрафы за исключением штрафных санкций, относящихся к налоговым доходам
Ø Прочие неналоговые доходы
К безвозмездным государственным фондам относятся:
Ø Необязательные текущие платежи
Ø Необязательные капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертом. Безвозмездные поступления как таковые идут непосредственно в доходную часть того бюджета, который является получателем этих средств
Кроме названной классификации доходов на практике присутствует классификация по другим признакам:
v В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы: собственные доходы бюджета (доходы, закреплённые на постоянной основе за соответствующим уровнем бюджета)
v Регулирующие доходы (республиканские налоги, которые в дальнейшем распределяются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях регулирования в случае нехватки доходов местных бюджетов, перераспределение идёт по определённым нормативам при утверждении вышестоящего бюджета)
По источникам образования:
§ Доходы, поступающие от юридических лиц
§ Доходы, поступающие от населения
По конкретным видам:
§ Прямые налоги
§ Косвенные налоги
К прямым налогам относят подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с юридических лиц.
Косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины
Конкретный перечень доходов республиканского бюджета предусматриваются ежегодными законами (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года №331-З «О республиканском бюджете на 2012 год»). Доходная часть местных бюджетов утверждается решениями местных Советов депутатов «О бюджете на очередной финансовый год».
На практическом занятии рассмотреть республиканский бюджет за 2010-2012 годы (в динамике), его доходную часть, то есть состав, структуру, источников формирования доходов.
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, по целевому, по территориальному назначениям. Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая/уменьшая общий объём расходов на отдельные отрасли и сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение). Кроме этого, осуществляется государством и косвенное воздействие на развитие отраслей, сфер и так далее – через дотации, субсидии, субвенции и так далее. Расходы республиканского бюджета, а в дальнейшем и местных бюджетов определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы с разбивкой по годам.
На практике существует ряд признаков классификации расходов государства. Важнейший признак – функциональный. Согласно ему расходы бюджета делятся на:
o Общегосударственные расходы
o Национальная оборона
o Судебная власть, правоохранительная деятельность и так далее
o Общеэкономические вопросы
o Сельское хозяйство
o Лесное хозяйство
o …
o Образование
o Социальная политика
Например, общегосударственные расходы включают в себя затраты, обеспечивающие функционирование Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и так далее.
Расходы по национальной обороне охватывают финансовые ресурсы, необходимы для обороны и вооружённых сил военно-мобилизационной и войсковой подготовки, проведение научных исследований в области обороны, функционирования Министерства обороны страны.
Расходы на общеэкономические вопросы – затраты на регулирование экономической деятельности страны, включая мероприятия по санации, банкротству, развитию предпринимательства и так далее.
В расходной части бюджета предусмотрено создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и правительства страны, общий размер резервных фондов не может превышать 2% от расхода бюджета, а предельный размер резервного фонда Президента не превышает 1% от расходной части республиканского бюджета.
По участию в общественном воспроизводстве:
o Финансирование материального производства
o Использование средств на непроизводственную сферу
По экономическому содержанию:
o Текущие
o Капитальные
В соответствии с бюджетным кодексом Республики Беларусь средства из бюджета предоставляются в формах:
v Расходы на функционирование бюджетных организаций
v Бюджетные трансферты населению
v Субсидии организациям и физическим лицам
v Межбюджетные трансферты
v Бюджетные ссуды и займы
v Расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь
4. Дефицит бюджета
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Начиная с 1995 года в республике, наблюдался дефицит бюджета. Экономическая наука установила, а практика подтвердила, что предельным уровнем бюджетного дефицита является 3% от ВВП, а временный дефицит вполне допустим, и это является своеобразным стимулом для эффективного развития либо сокращение непроизводительных расходов. На практике бюджетного планирования различают (а):
1) Структурный дефицит
2) Циклический дефицит
Структурный дефицит. Государство сознательно ведёт к увеличению бюджетных расходов или снижению налоговой нагрузки на предприятии, что ведёт к бюджетному дефициту.
Циклический дефицит – следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла, то есть налоговые поступления, изменения величины их происходит автоматически
Активный и пассивный бюджетный дефицит (б).
Активный дефицит возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики.
Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране (изменение ВВП).
Долгосрочный и краткосрочный дефицит (в).
Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 года в качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, будут:
Ø Повышение эффективности работы в сфере материального производства, что будет способствовать росту денежных накоплений, а соответственно и поступлений налоговых платежей
Ø Изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью повышения финансовой отдачи бюджетных средств
Ø Привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются несколько задач, причём не только фискального характера (дополнительные поступления дополнительных налоговых доходов), сокращаются расходов на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые рабочие места, а соответственно новые налогоплательщики.