Тема 3. Государственный бюджет

1. Социально-экономическая сущность бюджета.

История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития и долгое время различные государства просто не имели бюджета. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда государство в свою финансовую деятельность вводит плановое начало. А именно составляет смету доходов и расходов на определённый период. В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения государства и местных органов самоуправления. Государственный бюджет в экономической литературе рассматривается с 2 позиций:

1) Как финансовый план формирования и использования денежных средств

2) Как совокупность денежных отношений, имеющих объективный характер, которые складываются у государства (у органов государственной власти) с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода. Эти денежные отношения имеют специфический характер и называются бюджетными.

Специфика бюджетных отношений проявляется в следующем:

ü Перераспределительное отношение

ü Бюджетные отношения выполняют особое назначение, поскольку выступают инструментом распределительным: ВВП, НД, национального богатства, доходов от внешнеэкономической деятельности для выполнения функций государства

Бюджет как экономическая категория выполняет 2 функции:

v Распределительная (распределяет денежные доходы между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества)

v Контрольная (отражает все отклонения бюджетных средств)

С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план страны по образованию, распределению и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Этот план отличается от других финансовых планов тем, что:

§ Огромными масштабами

§ Исключительная мобильность, как формирований, так и использования средств

Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в бюджетном механизме.

Бюджетный механизм – методы мобилизации доходов, виды дохода бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного перераспределения средств.

2. Бюджетные устройства и бюджетная система государства

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы государства и принципы её построения.

Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

В Республике Беларусь бюджетная система двухуровневая:

1) Республиканский бюджет

2) Местные бюджеты

В свою очередь, местные бюджеты с учётом территориального уровня делятся на:

· Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городов районного подчинения)

· Бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения))

· Бюджеты областного уровня и бюджет города Минска

Кроме того, различают на практике такую форму как «консолидированный бюджет» как совокупность бюджетов соответствующей административно-территориальной единицы республики, например, консолидированный бюджет района включает в себя: 1) бюджеты сельсоветов; 2) бюджеты посёлков городского типа; 3) бюджеты городов районного подчинения; 4) районный бюджет

Основными принципами бюджетной системы Республики Беларусь являются:

1) Принцип единства бюджета. Он обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единые правила ведение учёта и отчётности

2) Принцип полноты отражения. Все доходы и расходы, определённые законодательством республики и местными органами самоуправления, подлежат отражению бюджета в полном объёме

3) Принцип сбалансированности

4) Принцип гласности

5) Принцип самостоятельности и так далее

В настоящее время в бюджетном устройстве нашей страны наиболее сложной проблемой являются межбюджетные отношения центра и региона. Поэтому Программой социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 годы предусмотрено:

ü Упорядочение и закрепление доходных источников и соответствующих расходов за каждым уровнем бюджетной системы республики на долгосрочной основе, а также обеспечение взаимосвязи и соответствия между ними

ü Обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан независимо от места их проживания

ü Создание долгосрочных стимулов для местных органов власти для поддержания предпринимательской деятельности на местах, тем самым расширяя налогооблагаемую базу, а соответственно и возможные доходные поступления в бюджет

3. Доходы и расходы бюджета.

Доходы – денежные отношения, возникающие между государством, юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти.

По своему материально-вещественному содержанию доходы бюджета – деньги, поступившие безвозвратно и в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством в бюджетные органы власти и самоуправления.

В соответствии с бюджетным кодексом Республики Беларусь доход бюджета классифицируется по группам:

1) Налоговые доходы

2) Взносы на государственное социальное страхование

3) Неналоговые доходы

4) Безвозмездные поступления

К налоговым доходам относятся:

Ø Установленные налоговым законодательством налоги, сборы, пошлины и местные налоги и сборы

Ø Суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам

Ø Пеня

Ø Налоговый кредит (отсрочка или рассрочка платежа)

Ø Проценты за пользование налоговым кредитом (отсрочкой или рассрочкой)

Ø Денежные взыскания (штрафы) за нарушение налогового (таможенного) законодательства

К неналоговым доходам относятся:

Ø Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

Ø Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы деятельности

Ø Денежные штрафы, иные штрафы за исключением штрафных санкций, относящихся к налоговым доходам

Ø Прочие неналоговые доходы

К безвозмездным государственным фондам относятся:

Ø Необязательные текущие платежи

Ø Необязательные капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертом. Безвозмездные поступления как таковые идут непосредственно в доходную часть того бюджета, который является получателем этих средств

Кроме названной классификации доходов на практике присутствует классификация по другим признакам:

v В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы: собственные доходы бюджета (доходы, закреплённые на постоянной основе за соответствующим уровнем бюджета)

v Регулирующие доходы (республиканские налоги, которые в дальнейшем распределяются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях регулирования в случае нехватки доходов местных бюджетов, перераспределение идёт по определённым нормативам при утверждении вышестоящего бюджета)

По источникам образования:

§ Доходы, поступающие от юридических лиц

§ Доходы, поступающие от населения

По конкретным видам:

§ Прямые налоги

§ Косвенные налоги

К прямым налогам относят подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с юридических лиц.

Косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины

Конкретный перечень доходов республиканского бюджета предусматриваются ежегодными законами (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года №331-З «О республиканском бюджете на 2012 год»). Доходная часть местных бюджетов утверждается решениями местных Советов депутатов «О бюджете на очередной финансовый год».

На практическом занятии рассмотреть республиканский бюджет за 2010-2012 годы (в динамике), его доходную часть, то есть состав, структуру, источников формирования доходов.

Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, по целевому, по территориальному назначениям. Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая/уменьшая общий объём расходов на отдельные отрасли и сферы экономики (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение). Кроме этого, осуществляется государством и косвенное воздействие на развитие отраслей, сфер и так далее – через дотации, субсидии, субвенции и так далее. Расходы республиканского бюджета, а в дальнейшем и местных бюджетов определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы с разбивкой по годам.

На практике существует ряд признаков классификации расходов государства. Важнейший признак – функциональный. Согласно ему расходы бюджета делятся на:

o Общегосударственные расходы

o Национальная оборона

o Судебная власть, правоохранительная деятельность и так далее

o Общеэкономические вопросы

o Сельское хозяйство

o Лесное хозяйство

o …

o Образование

o Социальная политика

Например, общегосударственные расходы включают в себя затраты, обеспечивающие функционирование Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и так далее.

Расходы по национальной обороне охватывают финансовые ресурсы, необходимы для обороны и вооружённых сил военно-мобилизационной и войсковой подготовки, проведение научных исследований в области обороны, функционирования Министерства обороны страны.

Расходы на общеэкономические вопросы – затраты на регулирование экономической деятельности страны, включая мероприятия по санации, банкротству, развитию предпринимательства и так далее.

В расходной части бюджета предусмотрено создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и правительства страны, общий размер резервных фондов не может превышать 2% от расхода бюджета, а предельный размер резервного фонда Президента не превышает 1% от расходной части республиканского бюджета.

По участию в общественном воспроизводстве:

o Финансирование материального производства

o Использование средств на непроизводственную сферу

По экономическому содержанию:

o Текущие

o Капитальные

В соответствии с бюджетным кодексом Республики Беларусь средства из бюджета предоставляются в формах:

v Расходы на функционирование бюджетных организаций

v Бюджетные трансферты населению

v Субсидии организациям и физическим лицам

v Межбюджетные трансферты

v Бюджетные ссуды и займы

v Расходы на обслуживание долговых обязательств Республики Беларусь

4. Дефицит бюджета

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Начиная с 1995 года в республике, наблюдался дефицит бюджета. Экономическая наука установила, а практика подтвердила, что предельным уровнем бюджетного дефицита является 3% от ВВП, а временный дефицит вполне допустим, и это является своеобразным стимулом для эффективного развития либо сокращение непроизводительных расходов. На практике бюджетного планирования различают (а):

1) Структурный дефицит

2) Циклический дефицит

Структурный дефицит. Государство сознательно ведёт к увеличению бюджетных расходов или снижению налоговой нагрузки на предприятии, что ведёт к бюджетному дефициту.

Циклический дефицит – следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла, то есть налоговые поступления, изменения величины их происходит автоматически

Активный и пассивный бюджетный дефицит (б).

Активный дефицит возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики.

Пассивный дефицит возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране (изменение ВВП).

Долгосрочный и краткосрочный дефицит (в).

Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 года в качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, будут:

Ø Повышение эффективности работы в сфере материального производства, что будет способствовать росту денежных накоплений, а соответственно и поступлений налоговых платежей

Ø Изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью повышения финансовой отдачи бюджетных средств

Ø Привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются несколько задач, причём не только фискального характера (дополнительные поступления дополнительных налоговых доходов), сокращаются расходов на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые рабочие места, а соответственно новые налогоплательщики.

Наши рекомендации