Методы математического программирования для решения проблем в туризме
Математическое программирование представляет собой совокупность методов, используемых для нахождения оптимальных решений в управлении турпредприятием. Например, надо спланировать эффективную рекламную кампанию. При правильно выбранном критерии оценки успешности рекламной кампании поставленная задача планирования будет иметь количественный характер. В свою очередь, критерий эффективности зависит от характера рекламной кампании, ее цеди и содержания.
Задача нахождения оптимального решения проблемы заключается в выборе методов, при котором критерий эффективности рекламной кампании был бы максимальным или минимальным. Целесообразно рассмотреть некоторые из методов математического прогнозирования, используемые в турбизнесе.
Классические методы математического программирования (метод нахождения максимума и минимума функции, вариационное исчисление) используются при решении технических проблем в индустрии гостеприимства, например выпуск комфортабельных туристских автобусов, яхт для туристов, инвентарь и оборудование для экстремальных видов туризма. Однако по ряду причин эти методы не всегда применяются для нахождения оптимальных решений в турбизнесе.
Линейное программирование применяется для нахождения оптимального решения управленческих процессов на турпредприятии. Если процесс одноэтапный, критерий эффективности представляет собой линейную функцию переменных, система ограничений имеет набор линейных неравенств (уравнений). Многоэтапные процессы иногда могут быть сведены к задаче линейного программирования. Это программирование позволяет оценивать эффективность информационно-технических систем, профессионализм персонала, находить оптимальные варианты управления тур- предприятием, решать такие задачи, как транспортные и распределение ресурсов по видам деятельности.
Нелинейное программирование применяется для нахождения оптимального решения в случае одноэтапных процессов, когда критерий и ограничения являются нелинейными функциями переменных. Многие задачи, связанные с планированием туристских мероприятий, сводятся к задачам нелинейного программирования.
Динамическое программирование представляет собой метод нахождения оптимального решения в случае многоэтапных процессов и используется для решения задач линейного программирования.
Принцип максимума Л. С. Понтрягина сводится к поиску оптимальных решений с непрерывными во времени действиями. С некоторыми видоизменениями этот принцип применим и для решения дискретных задач. В таком виде его называют дискретным принципом максимума.
Целочисленное программирование является методом нахождения оптимального решения задач в целых числах. Многие задачи тур- бизнеса можно свети к задачам целочисленного программирования.
Стохастическое (вероятностное) программирование представляет собой метод нахождения оптимальных решений в условиях неопределенности, когда часть исходных данных является случайными величинами.
С помощью параметрического программирования изучается влияние изменений параметров на решение поставленных задач руководством турпредприятия.
Блочное программирование в турбизнесе используется для получения оптимального решения важных задач на основании результатов частных задач с меньшим числом переменных и ограничений. Этот метод применим для математического моделирования турпродукта.
Эвристическое программирование служит примером логико-аналитических методов. Это программирование представляет собой метод нахождения решений на основе логического отбора лучших решений и последующего их математического анализа в целях оптимизации лечебно-оздоровительных программ. Этот метод используется в турпредприятии при составлении опорного бизнес- плана, который затем уточняется другими методами программирования.
Теория игр в туризме
Теория игр исследует конфликтные ситуации. Форму конфликта может принять конкуренция между двумя сторонами. Исход возникшего конфликта зависит не только от принятого решения одной из сторон, но и от ответных действий другой. В таких ситуациях предугадать исход, а тем более определить действия, при которых он оказался бы наиболее благоприятным, сложно. В условиях неопределенности обращаются к теории игр, позволяющей изыскать рекомендации для принятия решений. Неопределенную ситуацию подразделяют на известную и неизвестную части, затем строят игровую модель изучаемых действий, которая позволяет принять оптимальное решение.
Теория игр в туризме предусматривает конструирование схемы деятельности, в которой конкуренты (игроки) имеют свои цели и различные пути их достижения. Обязательное условие — достижение одним из игроков своей цели в зависимости от выбора способа действия другим игроком. Отличительная особенность игры в сравнении с реальной ситуацией состоит в том, что она проводится по заранее разработанным правилам.
Теория игр применяется для обоснования оптимальных вариантов использования ресурсов с учетом неизвестных ответных действий конкурента. Диапазон использования теории игр в туризме широк — от оценки экономической эффективности до распределения ресурсов в турбизнесе и выбора оптимальных вариантов действий.
Рассмотрим использование теории игр в решении такой проблемы, как реализация тур продукта.
Формы реализации тур продукта и итоговые результаты заключаются в высокой точности, эффективности управленческих решений; выборе приоритетных направлений развития турпредприятия; точности расчетов экономической эффективности производственной деятельности; устранении неопределенности результатов; снижении рисков.
Проектный подход рассматривает следующие проблемы: организацию разработки турпродукта, внедрение и коммерциализацию новшеств в виде инноваций; бизнес-планирование; анализ и оценку; организацию финансирования инновационного проекта. Реализация проекта заключаются в типе стратегического планирования, подборе производственно-технических и маркетинговых мероприятий.
Проектный подход предусматривает исследование новых тур- продуктов, потребительские и стоимостные показатели, ресурсы, технологические и финансовые возможности.
На основе балансовой отчетности и движения денежных потоков осуществляются следующие действия:
проводятся технико-экономический, правовой, коммерческий, экологический и финансовый анализы;
дается оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта;
рассчитываются сроки окупаемости, индекс доходности, чистый дисконтированный доход, внутренние нормы рентабельности, риски;
определяются потребности в финансировании, а также поиск денежных источников под проект.
Маркетинговый подход рассматривает проблемы ориентации турпредприятия на стратегию и включает следующие конкурентные преимущества: создание ассортимента услуг-заменителей; экспансию на новые рынки услуг с учетом запросов потенциальных потребителей. В комплексном исследовании рынка услуг проводятся прогноз конъюнктуры рынка услуг, его емкость, сегментация, поведение конкурентов, время выхода на рынок услуг.