Рогачев Ю.Б. Финансы предприятий (организаций). Учебно-практическое пособие.
Ю.Б. Рогачев
ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)
Часть 1
Учебно-практическое пособие
Для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит» и 351000 «Антикризисное управление» всех форм обучения
Www.msta.ru
4184
Москва – 2004
УДК 336.6
Рогачев Ю.Б. Финансы предприятий (организаций). Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004
В учебно-практическом пособии кандидата экономических наук, доцента Ю.Б. Рогачева в кратком и систематическом виде изложено содержание курса «Финансы предприятия». В основу курса заложена идеология оптимальной организации финансов предприятия, являющейся залогом его успешной деятельности в условиях рыночных отношений. После каждой темы даны вопросы и тесты, позволяющие контролировать степень усвоения материала. Имеется словарь основных понятий.
Пособие предназначено для студентов:
3 курса специальности 060400 очной формы обучения
3 курса специальности 060400 заочной формы обучения
2 курса специальности 060400 заочной сокращенной формы обучения
3 курса специальности 060400 очно-заочной формы обучения
2 курса специальности 060400 очно-заочной сокращенной формы обучения
3 курса специальности 351000 очной формы обучения
3 курса специальности 351000 заочной формы обучения
2 курса специальности 351000 заочной сокращенной формы обучения
Автор: к.э.н., доцент Рогачев Юрий Борисович
Рецензенты: к.э.н. Лихачев Евгений Александрович, зав. сектором Института
социальной политики Академии труда и социальных отношений
к.э.н. профессор кафедры «Организация производства и маркетинг»
Шифман Зиновий Борисович, МГУПП, генеральный директор
Научно-производственной фирмы «ПРОДТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ»
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004
109004, Москва, Земляной вал, 73
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение | |
Тема I. Основы организации финансов предприятий (организаций). | |
1.1. Сущность финансов предприятий. | |
1.2. Финансовые взаимоотношения предприятий. | |
1.3. Финансовые ресурсы предприятий. | |
1.4. Денежные фонды и резервы предприятий. | |
1.5. Принципы организации финансов. | |
1.6. Цели и задачи управления финансами предприятий. | |
1.7. Финансовые службы предприятия. | |
Вопросы для самоконтроля по теме | |
Тесты по теме | |
Тема II. Затраты предприятий (организаций). | |
2.1. Экономическое содержание затрат предприятий. | |
2.2. Затраты на производство и реализацию продукции и их классификация. | |
2.3. Планирование затрат на производство и реализацию продукции. | |
Вопросы для самоконтроля по теме | |
Тесты по теме | |
Тема III. Доходы предприятий (организаций), показатели финансовых результатов их хозяйственной деятельности. | |
3.1. Доходы предприятий и их использование. | |
3.2. Планирование выручки от реализации продукции. | |
3.3. Прибыль предприятия, ее формирование и использование. | |
3.4. Планирование прибыли. | |
3.5. Рентабельность предприятия, ее сущность. Методы оценки эффективности использования ресурсов. | |
Вопросы для самоконтроля по теме | |
Тесты по теме | |
Тема IV. Формирование и использование капитала предприятия. | |
4.1. Заемный капитал и эффективность его использования. | |
Вопросы для самоконтроля по теме | |
Тесты по теме | |
Тема V. Инвестиционная деятельность предприятия. | |
5.1. Сущность инвестиций, деятельность и политика предприятия в области инвестиций. | |
5.2. Инвестиции в основные фонды предприятия. | |
5.3. Амортизация основных фондов предприятия как фактор их воспроизводства. | |
5.4. Лизинг как форма инвестиций предприятия. | |
5.5. Инвестиции предприятия в нематериальные активы. | |
Вопросы для самоконтроля по теме | |
Тесты по теме | |
Тема VI. Оборотный капитал предприятия. | |
6.1. Экономическая сущность оборотного капитала, состав, структура. | |
6.2. Потребность предприятия в оборотных средствах. | |
6.3. Эффективность использования оборотных средств предприятия. | |
6.4. Источники формирования оборотного капитала. | |
Вопросы для самоконтроля по теме | |
Тесты по теме | |
Тема VII. Финансовые инвестиции предприятия. | |
7.1. Сущность финансовых инвестиций предприятия. | |
7.2. Доходность ценных бумаг. | |
7.3. Портфель ценных бумаг. | |
Вопросы для самоконтроля по теме | |
Тесты по теме |
Введение
В современных условиях в системе хозяйственных отношений предприятия оптимальная организация его финансов выходит на передний план. В условиях рыночных отношений эффективные вложения и использование финансовых ресурсов обеспечивают предприятию его устойчивое финансовое положение и конкурентоспособность, факторы, от которых зависит рост доходов собственников и трудящихся.
Задачей настоящего курса является обеспечение студентов комплексом знаний по организации финансов предприятия, определению и реализации его политики в области формирования и использования капитала, инвестиций, налогов и кредитов. Студенты должны быть ознакомлены с идеологией финансового планирования на предприятии и порядком осуществления его денежных расчетов.
В результате изучения курса студенты приобретут необходимые знания, что поможет им ориентироваться в их дальнейшей практической деятельности.
Тема I. Основы организации финансов предприятий (организаций)
1.1. Сущность финансов предприятий (организаций)
Финансы предприятий (организаций) – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала и денежных средств. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые служат основным источником экономического и социального развития общества.
Материальной основой финансов предприятий служит кругооборот капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного оборота, опосредствующего реализацию хозяйственных связей и расчетов, в процессе которых создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях. С их помощью осуществляются: обслуживание индивидуального кругооборота фондов, в процессе которого денежная форма стоимости превращается в товарную, а после завершения процесса производства и реализации готового продукта вновь превращается в денежную; формирование, распределение, перераспределение и использование доходов и прибыли предприятий на их собственные и нужды государства; контроль за соответствием между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов. Иными словами функции финансов предприятий реализуются через денежные потоки, отражающие их финансовую деятельность. Это – формирование и использование финансовых ресурсов и регулирование денежных потоков предприятия, так называемая распределительная функция. А также стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование – контрольная функция. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью анализа финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятий и разработки необходимых мероприятий в целях повышения эффективности распределительных отношений.
1.2. Финансовые взаимоотношения предприятий
В процессе хозяйственной деятельности между предприятием и его партнерами по бизнесу возникает целый спектр финансовых отношений, значительная часть которых регламентирована законодательными актами государства. К ним относятся: порядок и состав затрат, относимых на себестоимость производимой продукции; варианты учетной политики предприятий; порядок, база и уровни налогообложения; организация, ликвидация, банкротство предприятий; формирование уставного капитала; отношения с инвесторами, банками и ряд других отношений.
Спектр финансовых отношений предприятий достаточно широк и может быть сгруппирован в соответствии с их экономическим содержанием. Главным образом – это финансовые отношения между:
- учредителями в момент создания предприятия в части формирования и использования Уставного капитала;
- предприятием и организациями, связанные с производством и реализацией продукции. Это поставщики материальных, сырьевых и топливных ресурсов и покупатели готовой продукции, транспортные, строительные организации, предприятия связи, склады, таможня и др.;
- предприятием и работниками в части оплаты труда, распределения доходов, выплат из фонда потребления, выпуска и размещения ценных бумаг, удержания налогов, применения санкций и взыскания штрафов и др.;
- предприятием и государством по поводу уплаты налогов и сборов, а также при финансировании государством предприятий по целевому назначению;
- предприятием и банковской системой в части хранения денежных средств, расчетов, кредитования нужд предприятия и получения других банковских услуг;
- предприятием и страховыми компаниями;
- предприятиями и инвесторами;
- предприятиями и его подразделениями и др.
Существует еще целый ряд сфер финансовых отношений предприятий, материальной основой которых является движение денежных средств, от организации которых зависит финансовое состояние предприятий.
1.3. Финансовые ресурсы предприятий
Денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия. При этом финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность денежных средств, предназначенных для осуществления деятельности предприятия, получаемых за счет собственных денежных доходов и поступлений извне.
В соответствии с источниками образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные и привлеченные (внешние).
Реальное формирование финансовых ресурсов связано со стадией реализации готовой продукции, когда стоимость реализована и из выручки от продажи выделяются отдельные ее элементы (фонды возмещения, в том числе амортизация, оплата труда и прибыль).
К собственным финансовым ресурсам относятся прежде всего средства предприятия в виде уставного капитала, которые находятся в распоряжении предприятия на протяжении его существования. Источниками пополнения собственных финансовых средств являются доходы и прибыль от основной и прочей деятельности, в том числе эмиссионный доход предприятия, выручка от реализации выбывшего имущества, амортизационные отчисления.
К источникам пополнения, приравненным к собственным, можно отнести кредиторскую задолженность, постоянно находящуюся в распоряжении предприятия, а также средства, поступающие в порядке перераспределения, и бюджетные ассигнования (привлеченные, или внешние).
Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно также разделить на собственные и заемные. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в уставный капитал предприятия в качестве добавочного в целях участия в управлении предприятием и получения прибыли, то результатом такого вложения является образование привлеченных собственных ресурсов.
В случаях недостатка финансовых средств собственных источников предприятия могут привлекать заемные средства в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов банков, ссуд и займов бюджетных, юридических и физических лиц (в виде векселей, облигационных займов и пр.).
Ссудный капитал передается предприятию во временное пользование на условиях возвратности и платности.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, после уплаты налогов и других платежей, распределяется на цели накопления и потребления и используется на развитие производства и решение социальных задач.
Амортизационные отчисления как часть финансовых ресурсов носит двойственных характер, поскольку включаются в себестоимость продукции предприятия, а также в составе выручки от реализации продукции являются внутренним источником финансирования расширенного воспроизводства.
Эмиссионный доход представляет собой средства от продажи собственных акций, облигаций и др. видов ценных бумаг на фондовом рынке.
Финансовые средства, поступающие в порядке перераспределения, складываются из страховых возмещений по наступившим рискам, финансовых ресурсов, поступающих от головных организаций, дивидендов и процентов по ценным бумагам других организаций, бюджетных субсидий. Бюджетные ассигнования могут использоваться как на возвратной, так и безвозвратной основе, в зависимости от цели субсидирования и степени важности инвестирования программ.
Финансовые ресурсы предприятия находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и кассе предприятия.
1.4. Денежные фонды и резервы предприятий
Важнейшей стороной хозяйственной деятельности предприятий является формирование его денежных фондов. При этом основным первоначальным источником собственных средств предприятия, а именно основного и оборотного капитала, является уставный капитал. Порядок его формирования, минимальная величина, сроки взносов учредителей, дополнительное привлечение средств регламентируется законодательством. Величина уставного капитала разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, а его минимальный уровень должен быть достаточным, чтобы обеспечить защиту интересов кредиторов. Совокупные активы предприятия образуют его собственный капитал, который состоит из постоянной(уставный капитал) и переменной составляющих. Величина переменной составляющей определяется эффективностью хозяйственной деятельности предприятия. В его состав входят: добавочный капитал, нераспределенная прибыль, резервный капитал и специальные фонды.
Источником добавочного капитала могут быть: прирост стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионный доход, безвозмездные поступления денежных и материальных средств. Добавочный капитал может быть направлен на увеличение уставного капитала, на погашение сумм снижения стоимости имущества по результатам переоценки, на погашение убытков, выявленных за отчетный год по результатам работы предприятия, а также полученных от передачи имущества другим организациям и лицам на безвозмездной основе. Получаемую от продажи продукции выручку предприятие направляет на возмещение материальных затрат, связанных с ее производством и реализацией и оплату труда. За счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений и прибыли.
После налоговых выплат и перечислений у предприятия остается чистая (нераспределенная прибыль), которая направляется на формирование фонда накопления, фонда потребления, резервного фонда и других целевых фондов.
Фонд накопления представляет собой фонд денежных средств, предназначенных для развития и расширения производства, и его использование может быть связано не только с увеличением имущества предприятия, но и с финансовыми вложениями в целях извлечения прибыли.
Фонд потребления – это денежные средства, предназначенные для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений.
Эти фонды формируются в соответствии с учредительными документами предприятия, решениями собрания акционеров (участников), учетной политикой предприятия.
Резервный фонд (капитал) представляет собой денежный фонд предприятия, предназначенный для покрытия возможных убытков отчетного периода и выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли на эти цели. Резервный фонд образуется на основании нормативных актов государства, а также учредительных документов и учетной политики предприятия.
Если предприятие получает валютную выручку, то оно имеет право на формирование собственного валютного фонда, порядок образования и использования которого также регламентирован законодательством.
Амортизационный фонд, образуемый на предприятии, предназначен для финансирования воспроизводства его основных фондов.
Предприятие может иметь также ряд других денежных источников, имеющих характер фондов. Это может быть целевое финансирование и поступления из бюджетов различных уровней, из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, других предприятий и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения и др.
В процессе производственной деятельности предприятия, в денежный оборот вовлекаются и другие источники денежных средств в форме кредитов и займов, а также кредиторской задолженности.
1.5. Принципы организации финансов
Организация финансов на предприятиях предполагает реализацию таких принципов, которые обеспечивали бы принятие эффективных финансовых решений для осуществления их хозяйственной деятельности.
Экономическая наука классифицирует эти принципы, однако разные источники предлагают их разную классификацию. Тем не менее в общем виде, дополняя и взаимоувязывая одни принципы с другими возможно их представить в следующем виде.
1. Принцип хозяйственной самостоятельности, который предполагает, что предприятия всех организационно-правовых форм (кроме унитарных и казенных), для которых в современных условиях значительно расширены права в области хозяйственной, коммерческой деятельности и инвестиций, самостоятельно определяют свою экономическую политику и направления вложения капитала в целях получения прибыли.
2. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие, с одной стороны, объема реализации продукции потребностям рынка (платежеспособного спроса), с другой стороны, соответствие используемых материальных трудовых и финансовых ресурсов потребностям предприятия для производства этой продукции и ее реализации.
3. Принцип самофинансирования и финансовой устойчивости, который означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, развитие производства за счет собственных средств и при необходимости за счет заемных (банковских кредитов, займов, ссуд и др.). Финансовая устойчивость предполагает обеспечение финансовой независимости предприятия, т.е. соблюдение рационального соотношения величин собственного и заемного капитала в общей его величине, и платежеспособность предприятия. Реализация этого принципа является одним из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающего конкурентоспособность предприятия в рыночной среде.
4. Принцип рациональности и минимизации издержек инвестирования капитала означает, что финансирование любых инвестиций и затрат должно реализовываться с минимумом издержек и рисков при максимальной эффективности.
5. Принцип материальной ответственности предполагает реализацию системы ответственности за нарушение обязательств, связанных с невыполнением условий хозяйственных договоров, налогового законодательства, расчетной и трудовой дисциплины, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качественных показателей и др. Финансовые методы, применяемые для осуществления принципа материальной ответственности, предусматривают систему штрафов, пени, неустоек, лишения премиальных, увольнения с работы, дифференцированную в соответствии с уровнем ответственности.
6. Принцип заинтересованности предусматривает реализацию интересов в эффективной деятельности предприятия как собственников, так и его работников и государства в целом. Интересы собственников должны удовлетворяться высоким уровнем дивидендов, работников предприятия – системой оплаты труда, стимулирующей повышение качества и эффективности труда (уровень заработной платы, премии, надбавки и т.д.). Интересы государства заключаются в стимулировании предприятия в повышении уровня хозяйствования через систему оптимального налогообложения.
7. Принцип маневренности и обеспечения финансовых резервов реализует возможность маневра финансовыми ресурсами при необходимости изменений в деятельности предприятия, обусловленных колебаниями рыночной конъюнктуры, инфляцией, просчетами в разработке производственной программы, ухудшением хозяйственных связей с партнерами, ужесточением налоговой, кредитной политики и т.д. В соответствии с законодательством финансовые резервы могут формироваться на предприятиях всех организационно-правовых форм из его чистой (нераспределенной) прибыли.
1.6. Цели и задачи управления финансами предприятий
Основной целью финансового менеджмента в современных условиях является построение такой системы управления финансами, которая обеспечивала бы финансовую стабильность, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли. Организация системы управления финансами предприятия зависит от его организационно-правового статуса, формы собственности, отраслевых и технологических особенностей производства, размера.
Организацией финансовой работы на предприятии занимается, главным образом, специальная финансовая служба. Хотя на практике функции финансовой службы могут быть распределены внутри других служб. Бывает, что главный бухгалтер совмещает и обязанности финансового управляющего. Тем не менее задачи, которые должны решаться финансовым менеджментом предприятия, идентичны и включают в себя:
- обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности предприятия за счет собственных и заемных средств и выбор их оптимального сочетания (соотношение собственных и заемных средств) в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
- эффективное и рациональное использование финансовых ресурсов для реализации стратегических и тактических целей предприятия.
Таким образом, сущность финансовой работы на предприятии состоит в обеспечении кругооборота основного и оборотного капитала в процессе его хозяйственной деятельности.
Стратегические цели управления финансами предприятия состоят в:
- обеспечении устойчивости его финансового положения;
- расширении производства, росте объемов и реализации продукции;
- обеспечении конкурентоспособности на рынке товаров и услуг;
- обеспечении платежеспособности и ликвидности активов.
Тактическими целями финансового менеджмента предприятия можно считать:
- сбалансированность поступления и расходования сумм денежных средств, а также минимизацию сроков их поступления;
- достаточность объемов поступлений денежных средств;
- финансовую стабильность на рынке продаж.
Все эти цели взаимосвязаны между собой и финансовая служба предприятия должна постоянно контролировать их комплекс. Важнейшими направлениями финансовой работы предприятия являются: финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.
1.7. Финансовые службы предприятия
Структура финансовой службы во многом зависит от организационно-правовой формы предприятия, вида деятельности и задач, поставленных перед ним, его размеров и некоторых других факторов. На крупных предприятиях для управления финансами может быть создана финансовая дирекция или финансовое управление, включающие, как правило, финансовый отдел и бухгалтерию. На средних предприятиях это может быть финансовый отдел. Может быть и финансовый директор или только главный бухгалтер, совмещающий ведение бухгалтерского учета с вопросами финансового управления предприятием.
Примерная структура финансовой службы может выглядеть следующим образом:
Рис. 1.7.1.
Отдел финансового планирования обеспечивает выполнение следующих задач:
- разработку финансовых и кредитных планов;
- определение потребности в собственном оборотном капитале;
- определение источников финансирования деятельности предприятия;
- разработку плана инвестиций;
- участие в разработке планов реализации продукции и определение планируемой прибыли и рентабельности;
- участие в составлении кассового плана.
Отдел оперативного управления занимается вопросами:
- обеспечения необходимых платежей по срокам и объемам бюджету, банкам, поставщикам материальных ресурсов и топлива, транспортным, строительным организациям, работникам предприятия и пр.;
- оформления банковских и коммерческих кредитов, займов, ссуд;
- ведения оперативного учета показателей финансового плана (поступлений и расходования средств);
- регулирования финансовых отношений между предприятием и контрагентами по различным вопросам, в том числе претенциозным.
Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансового состояния предприятия, отысканием узких мест, составлением планов устранения причин ухудшения финансового состояния, мерами повышения его уровня, составлением прогнозов финансового развития предприятия.
Финансовое планирование, оперативное финансовое управление и контрольно-аналитическая работа предприятия осуществляется совместно с бухгалтерией, а также на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, статистической, управленческой отчетности.
Бухгалтерия предприятия осуществляет бухгалтерский учет хозяйственных операций предприятия и формирует финансовую отчетность в соответствии с установленными требованиями.
Отдел ценных бумаг и валют оперирует и управляет портфелем ценных бумаг, поддерживая его оптимальность, с позиций обеспечения доходности предприятия и минимизации его рисков. Отдел может принимать также участие в работе фондовых и валютных бирж в целях обеспечения текущих потребностей предприятия в рублевых и валютных средствах.
Вопросы для самоконтроля по теме
1. Раскрыть сущность понятия «финансы предприятий».
2. Охарактеризовать виды финансовых отношений предприятия.
3. Сущность функций финансов предприятия.
4. Характеристика принципов организации финансов.
5. Понятие и состав финансовых ресурсов предприятия.
6. Источники формирования денежных фондов и резервов предприятия.
7. Резервные фонды предприятия, цели их формирования.
8. Содержание и направления финансовой работы на предприятии.
9. Структура финансовой службы на предприятии.
10. Функции финансовых подразделений и содержание их работы.
Тесты по теме
I. Финансовое положение предприятия характеризуется:
1) совокупностью производственно-хозяйственных факторов;
2) системой показателей, которые отображают наличие финансовых ресурсов;
3) системой показателей, которые отображают наличие и формирование финансовых ресурсов;
4) системой показателей, которые отображают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов;
5) системой показателей, которые отображают формирование и использование финансовых ресурсов.
II. Функциями финансов предприятия (организации) являются:
1) распределительная, контрольная;
2) регулирующая, контрольная, функция использования;
3) стимулирующая, накопительная, регулирующая;
4) фискальная, распределительная, накопительная;
5) воспроизводственная, функция использования, контрольная.
III. Какие из принципов организации финансов предприятия предусматривают обязательное получение прибыли:
1) самоокупаемость;
2) коммерческий расчет;
3) самофинансирование;
4) сметное финансирование;
5) хозяйственный расчет.
IV. Финансовые ресурсы предприятия – это:
1) денежные средства хозяйствующего субъекта, имеющиеся в его распоряжении;
2) денежные средства, авансированные в оборотный капитал;
3) собственный капитал организации;
4) заемный капитал организации;
5) привлеченный капитал организации.
V. Источниками формирования оборотных активов организации являются:
1) уставный капитал, добавочный капитал, краткосрочные кредиты и займы;
2) собственный капитал, долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность;
3) краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, собственный капитал.
VI. Финансовая работа на предприятии заключается в следующем:
1) финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа;
2) контроль за производством, реализацией продукции и осуществлением расчетов с покупателями и поставщиками;
3) размещение свободных денежных средств на фондовом рынке.
Тема II. Затраты предприятий (организаций)
2.1. Экономическое содержание затрат предприятий
Планирование и расходование затрат, связанных с производством и реализацией продукции, является важнейшей составляющей финансового менеджмента, поскольку финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия зависят от эффективности использования его материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Характер, состав и структура затрат предприятия зависят от его организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, занимаемой ниши на рынке товаров и услуг, объема производимой продукции, финансовой, инвестиционной и учетной политики, а также государственной политики в областях налогообложения, кредитования, страхования и инвестиций.
Исходя из экономического содержания все затраты предприятия можно подразделить на следующие категории:
- расходы, связанные с производством и реализацией продукции;
- расходы инвестиционного характера, связанные с формированием и приростом активов предприятия;
- расходы потребительского характера, связанные с реализацией социально-культурных, благотворительных и гуманитарных мероприятий;
- расходы вмененного или принудительного характера – это налоговые платежи и отчисления в государственный бюджет и внебюджетные фонды, расходы по созданию резервов и др.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, состоят из материальных, трудовых затрат, а также накладных расходов.
К материальным затратам относятся расходы: по сырью, материалам, полуфабрикатам и комплектующим изделиям, топливу и энергии, таре и упаковочным материалам, запасным частям; на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по услугам производственного характера, связанным со сторонними организациями и др. Структура материальных затрат во многом зависит от отраслевой принадлежности предприятия. К примеру, стоимость материальных затрат в отраслях пищевых производств может составлять до 90% от общих затрат на производство и реализацию продукции, в связи с этим величина прибыли предприятия, рентабельность и его финансовая устойчивость напрямую связаны с этой группой затрат, с их оптимальным формированием и рациональным использованием.
В состав затрат на оплату труда работников предприятия входят выплаты из фондов оплаты труда и материального поощрения, целевые доплаты и надбавки, оплата дополнительных отпусков, материальная помощь, единовременные пособия, компенсационные и другие выплаты.
Накладные расходы представляют собой затраты на содержание административно-управленческого аппарата, арендную плату, затраты вспомогательных производств, амортизацию нематериальных активов и пр.
Расходы инвестиционного характера связаны с расширением и развитием собственного производства, а также с вложениями на финансовых и фондовых рынках. Источники финансирования инвестиций различны. Это могут быть как собственные, так и заемные средства. Структура инвестиций и их объемы зависят от применяемой предприятием политики в области капитальных вложений.
Расходы потребительского характера реализуют обеспечение социально-культурной сферы предприятия (содержание учреждений оздоровления и отдыха, столовых, детских образовательных и спортивных комплексов и пр.). К этому виду затрат могут относиться также затраты на улучшение бытовых условий работников предприятия, повышение их квалификационного уровня и др. Источником финансирования этих затрат, главным образом, является прибыль предприятия.
2.2. Затраты на производство и реализацию продукции и их классификация
Затраты на производство и реализацию продукции классифицируются в зависимости от признаков, положенных в основу той или иной классификации. Основные признаки классификации – это подразделение затрат по экономическим элементам (учетный признак), по способу отнесения затрат на единицу производственной продукции (по статьям затрат), по степени однородности затрат (одноэлементные и комплексные, прямые и косвенные, нормируемые и ненормируемые и т.д.).
При формировании расходов по элементамзатрат в их состав включаются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.
Расходы предприятия, связанные с закупкой сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др. видов материальных ресурсов относятся на себестоимость пропорционально объемам произведенной и реализованной продукции и ее нереализованной частью, которая хранится в виде запасов на складах.
Что касается затрат на оплату труда, то вне зависимости от того, произвело ли предприятие реальные денежные выплаты или нет, они полностью включаются в состав себестоимости продукции.
В состав отчислений на социальные нужды входят затраты, связанные с выплатами единого социального налога (ЕСН) на формирование Пенсионного фонда, Фондов обязательного медицинского и социального страхования. Отнесение затрат на социальные нужды на себестоимость продукции производится при начислении заработной платы вне зависимости от ее фактической выплаты по нормам и в порядке, обусловленном нормативными документами.
Отнесение амортизационных отчислений основных производственных фондов на себестоимость продукции также осуществляется по установленным нормам. Базой для расчетов является балансовая стоимость фондов.
В состав прочих затрат входит неоднородная группа затрат, имеющих различное экономическое содержание и по разному относимых на себестоимость продукции. Одна часть затрат в соответствии с установленными нормативами прямо относится на себестоимость продукции, другая – покрывается частично, в том числе за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В прочие затраты входят административные расходы, представительские, командировочные, канцелярские, почтовые, расходы, связанные с рекламной деятельностью, с погашением процентов по краткосрочным кредитам, некоторые виды налогов, сборов и платежей, арендная плата, затраты на создание ремонтных фондов и др.
По способу отнесения затрат на единицу произведенной продукции в их состав включаются сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды; расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; потери от брака; прочие производственные расходы; коммерческие расходы.
В настоящее время важным для принятия финансовых решений является подразделение затрат, включаемых в себестоимость единицы производимой продукции, на ее постоянные и переменные составляющие.
В состав постоянных расходов включаются административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, арендная плата, хозяйственные расходы и др. Эти расходы не связаны и не зависят от изменения объемов выпускаемой продукции.
К переменным расходам относят сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др. Эти расходы изменяются в связи с изменением объемов производимой продукции.
В зависимости от методов, применяемых при принятии финансовых и других экономических решений, затраты на производство и реализацию продукции могут формироваться по признакам: прямых и косвенных, основных и накладных, одноэлементных и комплексных, постоянных и единовременных, нормируемых и ненормируемых и т.д. Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство. При этом выделяются материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие виды производств, где структура затрат имеет большое значение в принятии хозяйственных и финансовых решений.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету расходы предприятия в зависимости от их характера, направлений и условий осуществления подразделяются по следующим видам:
- расходы по обычным видам деятельности;
- операционные расходы;
- внереализованные расходы;
- прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности связаны с производством и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением других обычных видов деятельности, обусловленных уставными документами предприятия.
К операционным расходам относятся расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых предприятию кредитными организациями; предоставлением за оплату во временное пользование активов организации и прав, возникающих из патентов на приобретения промышленных образцов продукции, товарных знаков, «цены фирмы» и др. видов интеллектуальной собственности; продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; прочие операционные расходы.
Внереализационными расходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в учетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, др. долгов, не реальных для взыскания; курсовые разницы, суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные расходы.
К прочим расходам относятся также чрезвычайные расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
2.3. Планирование затрат на производство и реализацию продукции
От качества управления затратами на производство и реализацию продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия, из них важнейшие – прибыль и рентабельность. В связи с этим в процессе финансового планирования большое внимание уделяется планированию себестоимости.
Смета затрат на производство и реализацию продукции является основным отправным документом планирования, определения взаимоотношений с бюджетом и инструментом финансового управления предприятием.
Традиционный подход к определению себестоимости реализуемой продукции при ее планировании базируется на применении формулы:
,
где Зр – затраты на реализованную продукцию по производственной
плановой себестоимости;
Т – товарный выпуск планируемого года по производственной
себестоимости;
О1 – остатки готовой нереализованной продукции по фактической
производственной себестоимости на начало планового периода;
О2 – остатки готовой нереализованной продукции по плановой
производственной себестоимости на конец планового периода.
Состав остатков готовой продукции зависит от метода учета выручки от реализации продукции на предприятии. Если моментом реализации считается фактическая отгрузка продукции и выписка платежных документов, то остатки нереализованной продукции на начало планового периода совпадают с фактическими складскими запасами готовой продукции. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчетного периода. В составе остатков продукции на конец планового периода учитывается только плановая величина остатков готовой продукции по плановой производственной себестоимости и нормы запаса в днях. Норма запаса в днях рассчитывается ориентировочно, исходя из сроков комплектации готовой продукции, ее накопления для формирования отгрузки по имеющимся заказам, а также из динамики отчетных данных о ежедневных остатках продукции.
Если моментом реализации продукции считается момент оплаты счетов, то остатки готовой нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя готовую продукцию на складе; остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил; остатки товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, товаров на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта. Эти остатки рассчитываются без учета внепроизводственных расходов по фактической себестоимости, исходя из ожидаемых остатков. На конец планируемого периода остатки определяются, как правило, только по готовой продукции на складе и в товарах отгруженных, срок оплаты которых не наступил. Остатки определяются, исходя из плановых норм запаса готовой продукции на складе и нормально сложившихся остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил. По товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, норма в днях соответствует сроку документооборота (выписка документов, обработка в банках, передача покупателю) до момента получения выручки от реализации.
В современных условиях использование сметы затрат в качестве отправной точки при планировании себестоимости реализованной продукции становится недостаточным. Другим, дополняющим традиционные методы планирования, является метод, основанный на раздельном планировании переменных и постоянных затрат. При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат осуществляется на основе норм их расхода на единицу продукции и фактических данных за истекший период о себестоимости продукции. Общая величина переменных затрат при неизменной их стоимости может быть определена по формуле:
,
где С – планируемая сумма переменных затрат в стоимостном измерении;
Н – норма затрат на единицу продукции в стоимостном измерении;
В – плановый объем выпуска продукции в натуральном выражении.
Если на момент планирования имеются фактические данные за отчетный период, то планируемая величина переменных затрат может быть рассчитана по формуле:
,
где Сфакт. – фактическая величина переменных затрат в отчетном периоде в
стоимостном измерении;
Вплан. – плановый объем выпуска продукции в натуральном выражении;
Вфакт. – фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном
выражении.
Если в отчетном периоде нормы расходования ресурсов на единицу продукции выполнялись, то плановая величина переменных затрат будет соответствовать фактическим данным за отчетный период. Положительная или отрицательная разница между плановой величиной переменных затрат и фактическими затратами будет говорить либо об экономии, либо о перерасходе затрат в отчетном периоде и даст информацию экономическим службам предприятия о необходимости принятия соответствующих решений в части возможного пересмотра норм расходования ресурсов или проведения мероприятий, связанных с экономией ресурсов и обеспечением их расходования в соответствии с уставленными нормами.
В условиях экономической нестабильности величина переменных затрат и цена реализации находятся в зависимости от уровня и темпов инфляции. Конъюнктура рынка и изменчивость платежеспособного спроса также сказываются на динамике переменных затрат.
В нормальных условиях величина переменных затрат при неизменных нормах расходования ресурсов меняется в соответствии с изменением объема производимой продукции. В то же время постоянные расходы существенно не меняются, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.
Однако постоянные затраты также могут меняться под воздействием экономических факторов: изменений цен и тарифов, переоценки основных фондов, изменений норм амортизационных отчислений и т.п.
Влияние внешних факторов не поддается планированию, однако финансовая служба предприятия должна тщательно отслеживать тенденции их текущих изменений и при планировании затрат составлять несколько вариантов планов.
Вопрос повышения эффективности использования ресурсов предприятия тесно связан с оптимизацией структуры затрат на производство продукции. Оптимальное соотношение между постоянными и переменными затратами, связанное с отысканием резервов экономии позволит предприятию выбрать наилучший вариант плана в соответствии с конкретными экономическими условиями.
Вопросы для самоконтроля по теме
1. Дать определение понятию себестоимости производства и реализации продукции.
2. Признаки классификации затрат и виды затрат.
3. Что представляет из себя смета на производство?
4. Раскрыть направления затрат по видам деятельности предприятия.
5. Методология планирования затрат на производство и реализацию продукции.
6. Резервы снижения затрат и связь затрат на производство и реализацию продукции с конечными результатами хозяйственной деятельности предприятия.
Тесты по теме
I. Затраты – это:
1) уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или)
возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала
организации;
2) выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
3) стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, трудовых ресурсов и других ресурсов.
II. Себестоимость продукции – это:
1) уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации;
2) выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию;
3) стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, трудовых ресурсов и других ресурсов.
III. При применении системы «директ-костинг» в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
1) прямые затраты;
2) прямые переменные затраты;
3) косвенные затраты;
4) переменные косвенные затраты;
5) прямые переменные и переменные косвенные затраты..
IV. Начисленные проценты по просроченному кредиту банка, взятому для пополнения оборотных средств организации, признаются в бухгалтерском учете организации в качестве:
1) расхода по обычным видам деятельности;
2) операционного расхода;
3) расхода, осуществляемого за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
V. Какой способ оценки материально-производственных запасов в большей
степени уменьшает прибыль при инфляции:
1) ЛИФО;
2) ФИФО;
3) по средней себестоимости;
4) по себестоимости каждой единицы.