В реальности организация может реализовать одновременно несколько бизнес-стратегий, то есть осуществить комбинированную стратегию.
Стратегию пора менять, иначе прибыль не видать
К основным причинам, которые должны заставить серьёзно задуматься о стратегической перспективе, можно отнести:
· снижение эффективности работы;
· непредвиденные действия близких конкурентов;
· заметное недовольство персонала и клиентов;
· человеческий фактор – появление в руководстве человека, который требует проведения стратегических реформ.
Основные подходы разработки бизнес-стратегии
Главный стратегический подход – документ разрабатывает руководитель.
Подход делегирования полномочий – руководитель передаёт по иерархии разработку стратегии другим работникам. Несомненным плюсом является то, что в работе участвуют менеджеры разного уровня. К недостаткам относится отсутствие стратегического руководства и контроля со стороны первого руководителя.
Совместный подход – руководитель привлекает к работе над выработкой бизнес-стратегии своих непосредственных подчинённых, в результате чего степень согласованности решений увеличивается.
Инициативный подход – руководитель побуждает подчинённых к самостоятельному созданию стратегии и претворению её в жизнь.
Факторы, определяющие бизнес-стратегию
При разработке бизнес-стратегии необходимо учитывать многие факторы, как внутренние, так и внешние. Они имеют разные значения для различных отраслей, неоднородный состав и меняются во времени.
Внутренние факторы:
· точно определить сильные и слабые стороны компании;
· оценить конкурентные возможности фирмы и её преимущества над конкурентами;
· соответствие корпоративной культуры поставленным задачам;
· личностные качества руководителя – личные устремления, этические принципы.
Внешние факторы:
· привлекательность отрасли;
· сложившийся уровень конкуренции на выпускаемый продукт;
· перспективные возможности фирмы и риски;
· политические, социальные и гражданские регулирующие нормы.
Помимо изучения влияния перечисленных факторов, можно составить профиль среды организации, который включает в себя профили дальнего окружения, ближнего окружения и внутренней среды. Эти данные помогают оценить относительную значимость отдельных факторов среды для конкретной компании.
Бизнес-стратегия не бывает универсальной и всегда ведущей к успеху. Успехи в бизнесе, а также и сама стратегия – уравнение с множеством непостоянных переменных.
Экономическая стратегия фирмы определяет стратегические цели фирмы, вырабатывает долговременные, наиболее принципиальные установки, намерения в отношении развития производства товаров и услуг. Для достижения стратегических целей развития предприятия разрабатываются стратегические долгосрочные программы исходя из разработанных правил и способов экономически эффективного использования ресурсов и заинтересованности всех участников реализации программы.
Цели — это ключевые желаемые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности.Целями могут быть повышение эффективности, финансовой устойчивости, конкурентоспособности, рост рыночной стоимости предприятия. Выбор цели предполагает направление на достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает фирма.
Без установления четких целей немыслимо развитие организации, поскольку:
· цели являются исходной точкой планирования;
· они лежат в основе построения организационных отношений;
· на них базируется система мотивации;
· цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов деятельности.
Цели описывают конечный результат. Без целей отсутствуют критерии оценки, по которым результат можно было бы измерить.
Стратегия деятельности разрабатывается и реализуется в целом для предприятия. Однако каждое предприятие представляет собой сложную многофункциональную систему, поэтому экономическую стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.
Таким образом, функциональная стратегия является одним из видов стратегии в зависимости от уровня управления, в данном случае это уровень отдельных подразделений и служб, т.е. замыкается иерархическая цепочка:
"портфельная стратегия" – уровень крупных корпораций
"деловая стратегия (конкурентная)" – уровень предприятия
"функциональная (рабочая) стратегия" – уровень подразделения.
Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следующие функциональные стратегии: финансовая стратегия, стратегия производства, стратегия организационных изменений, стратегия маркетинга и др.
Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.
Например, финансовая стратегия разрабатывается для достижения поставленных целей в области управления финансами предприятия. Анализ факторов эффективного использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе служит основой разработки финансовой стратегии.
Также учитываются и поставленные цели. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой устойчивости предприятия на перспективу.