Расчеты производственной мощности предприятия
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный годовой выпуск продукции при заданном ассортименте, при условии полного использования производственного оборудования и площадей на основе применения прогрессивной технологии и рациональной организации производства.
Производственная мощность зависит от факторов: экстенсивных – продолжительности рабочего дня и сменности; интенсивных – прогрессивности технологии и организации производства.
Производственная мощность определяется по каждому виду продукции в натуральном и стоимостном выражении.
Производственная мощность группы оборудования в натуральном выражении определяется по формуле:
, где – эффективный фонд времени единицы оборудования (устанавливается, исходя из утвержденного режима работы, норм времени на ремонт и технологические остановки); – число единиц оборудования на участок; – трудоемкость обработки i изделия на j оборудовании.
Производственная мощность – величина переменная и изменяется в зависимости от количества основных фондов и степени их использования.
Для определения соответствия производственной программы предприятия имеющейся производственной мощности рассчитывают среднегодовую мощность:
, где – мощность на начало планируемого периода; – прирост мощности за счет реализации различных мероприятий; – уменьшение мощности за счет выбытия основных договоров; t1, t2 – число месяцев работы соответствующей мощности.
Для определения степени использования производственной мощности рассчитывается коэффициент использования производственной мощности:
где Q – планируемый объем производства продукции.
Планирование материально-технического обеспечения предприятия
Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое для обеспечения изготовления заданного объема продукции. Основой данного планирования являются объем планируемого производства, номенклатура используемых в производстве материалов и технически обоснованные нормы расхода этих материалов в расчете на единицу готовой продукции. При этом учитывается предполагаемое изменение остатков материальных ресурсов на складах предприятия (т.е. если эти остатки увеличиваются, то и потребность в материальных ресурсах растет, и наоборот).
При определении потребности в материальных ресурсах в стоимостном выражении учитываются кроме перечисленного действующие (или перспективные) цены на отдельные виды ресурсов.
Потребность в материалах для выполнения производственной программы определяется по формуле где N— норма расходов материалов на одно изделие; К. — количество изделий, подлежащих изготовлению; п — номенклатура изделий, изготавливаемых из данного вида материалов. Стоимость материалов, подлежащих приобретению, определяется по формуле: где Ц. — цена материала.
Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового пе риода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.
Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным - на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.
В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок.
В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок: 1. Оптовые закупки. 2. Регулярные закупки мелкими партиями. 3. Закупки по мере необходимости.
Расчет потребности производится централизованно отделом материально-технического обеспечения (ОМТО). План МТО формируется в два этапа. На первом этапе разрабатывается проект плана в форме заявок на необходимые материальные ресурсы, потребность в которых рассчитана укрупнено, исходя из перспективных планов развития и достигнутых результатов в предшествующем году. На втором этапе проект плана корректируется на основе уточненной производственной программы, принятых к реализации мероприятий развития потенциала предприятия, уточненных норм расхода ресурсов и производственных запасов.
Потребность предприятия в материально-технических ресурсах рассчитывается по трем основным видам: сырье и материалы; топливо и энергия; оборудование.
Потребность предприятия в сырье и материалах i-го вида определяется по месту потребления: на основное производство; топливо и энергия; на реализацию мероприятий по развитию предприятия; изготовление технологической оснастки и инструмента; создание необходимых материальных запасов. Общая потребность суммируется.
Потребность в основных материалах определяется прямым счетом (по деталям, изделиям):
,
где gi – норма расхода i-го материала на j изделие; Nj – программа выпуска j-го изделия в штуках; n – номенклатурные позиции.
Потребность во вспомогательных материалах определяется:
,
где: Nв – программа или объем работ в условных измерителях; gв– норма расхода на единицу объема.
Потребность в топливе и энергии определяется по направлениям их использования: на основные технологические процессы, промышленный транспорт, коммунально-бытовые нужды. На первые две группы потребность определяется прямым счетом исходя из объемов производства и норм расхода. На коммунально-бытовые нужды потребность определяется по каждой категории потребителей, с помощью специальных расчетов, учитывающих тип здания, длительность отопительного периода, вид топлива, его калорийность.
Потребность в оборудовании определяется для целей: замены устаревшего оборудования; увеличения производственной мощности в связи с ростом программы; внедрение мероприятий по плану технического развития; ремонтно-эксплутационных нужд.
На основе выявленной потребности составляется баланс материального обеспечения, в котором сопоставляется потребность в материальных ресурсах с источниками и размером их покрытия.
При планировании потребности в сырье и материалах выделяют три источника покрытия:
- остаток на складе на начало планируемого периода;
- количество материалов, которое может быть сэкономлено за счет мобилизации внутренних резервов (завышение нормы, потери);
- внешние поставщики.
При планировании потребности в оборудовании выделяют следующие источники:
- остатки неустановленного оборудования;
- оборудование собственного производства;
- внешние поставки.
Планирование потребности в трудовых ресурсах
Расчет численности работающих по предприятию производится по категориям работающих. Все работники предприятия делятся на промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал. К ППП относятся работники, занятые непосредственно в производстве и обслуживающие его (основные и вспомогательные рабочие, специалисты, служащие, охрана, ученики). Непромышленный персонал (персонал неосновной деятельности) – работники подразделений социальной сферы, находящихся на балансе предприятия.
При разработке долгосрочных и среднесрочных планов численность и состав ППП определяется укрупненным методом, исходя из принятого объема производства и темпов роста производительности труда, и распределяется по категориям на основе структуры персонала базового года с учетом ее изменения в результате реализации стратегии развития предприятия (расширение, создание новых производств и т. п.):
,
где – численность планового и базового периодов, чел.; – индекс изменения численности.
,
где IQ – индекс изменения объема производства; Iq – индекс изменения производительности труда.
При разработке годового плана осуществляется детальный расчет численности по каждой категории.
Планирование численности рабочих.
В основе планирования численности рабочих лежит время работы. Для этого составляется плановый баланс (бюджет) рабочего времени одного рабочего на год (т. е. число дней и часов, которое он должен отработать в течение планового периода).
Различают три фонда времени:
- календарный (Тк) – 365 (366) годовой; 90 (92) квартальный; 30 (31), 28 (29) месячный;
- номинальный (Тн) – максимальное число рабочих дней, которое может быть использовано в плановом периоде:
Тн = Тк – Нерабочие дни (воскресные, праздничные дни);
- полезный (эффективный) (Тэф) – время фактического пребывания рабочего на предприятии:
Тэф = Тн – Неявки по различным причинам (отпуска, болезни и т. д.)
В зависимости от формы оплаты труда (сдельная, повременная) расчет численности рабочих производится двумя способами.
1) Численность основных рабочих-сдельщиков определяется на основе трудоемкости производственной программы:
,
или ,
где – плановая численность рабочих сдельщиков; – плановый эффективный фонд времени рабочего; – коэффициент выполнения норм; – количество изделий; – трудоемкость изготовления изделия i-го вида; – количество номенклатурных позиций плановой производственной программы; – трудоемкость плановой производственной программы, рассчитанная на основе базовой трудоемкости; – предполагаемое изменение трудоемкости в плановом периоде.
Численность вспомогательных рабочих сдельщиков определяется на основе трудоемкости вспомогательных работ аналогично основным.
2) Численность рабочих повременщиков (основных и вспомогательных) определяется по формуле:
,
где: Оо – объем обслуживания (измеритель – в зависимости от профессии – единица оборудования, единица ремонтной сложности, м2 убираемой площади и т. п.); tсм – количество смен; Но – норма обслуживания одним рабочим; kив – коэффициент использования номинального фонда времени .
73. Система планов предприятия.
По срокам (горизонту) планирования различают: долгосрочные планы ( > 5 лет); среднесрочные планы (от 1 до 5 лет); краткосрочные планы (<1 года). По содержанию: стратегические; тактические; оперативные (текущие) планы.
Долгосрочные планы задают общие цели и приоритеты развития предприятия. В них определяется: организационная структура; общая кадровая и финансовая политика; общая стратегия сбыта и производства; общая политика в области научных исследований и разработок; выбор новой продукции; объем капитальных вложений.
В среднесрочных планах задания стратегического плана детализируются с точки зрения выбора средств и нахождения путей эффективного использования ресурсов в производственном процессе. Тактически планирование направляет деятельность предприятия на достижение стратегических целей, выбирает оптимальный путь их достижения, обеспечивает согласованную работу структурных подразделений.
Краткосрочное (текущее)планирование включает: анализ текущего сбыта, планирование и регулирование производства, закупки сырья и материалов, планирование и контроль уровня производственных запасов, затрат на производство, прибыли.
Кроме того, планы предприятия можно разделить следующим образом:
· комплексный план развития и функционирования предприятия на определенный плановый период, охватывающий все стороны деятельности;
· целевые программы для решения конкретных задач в различных сферах деятельности (разработка и освоение производства новой продукции, техническое перевооружение, подготовка персонала, снижение затрат и др.);
· бизнес–план для обоснования целесообразности осуществления отдельных проектов.
Результатом планирования на предприятии должно быть создание системы взаимоувязанных и согласованных планов всех видов в рамках общей цели и стратегии на определенный период времени. Эта система включает четыре локальных комплекса:
Генеральное целевое планирование – определяет миссию предприятия, виды деятельности, направления получения и использования прибыли.
Стратегическое планирование – планирование продуктовых программ и потенциала предприятия, охватывает прежде всего планирование сфер бизнеса, в увязке с требуемыми для них инвестициями, а также организационную структуру и информационную систему.
Оперативное планирование – разработка краткосрочных программ и планирование деятельности структурных подразделений.
Планирование результатов и финансов, т. е. монетарное (денежное) отражение предыдущих трех комплексов. Это многоступенчатая система плановых расчетов, дающих стоимостную оценку генеральных целей и денежного влияния стратегических и оперативных мероприятий, а также планирование внешнего финансирования и балансовые расчеты.
74. Бизнес-план: задачи, структура
Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
Задачи:
ü Конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей
ü Определение степени жизнеспособности и устойчивости предприятия
ü Привлечение внимания потенциальных инвесторов
ü Помогает получить опыт планирования
Структура:
1) Резюме, где необходимо отразить суть проекта, основное содержание и факторы проекта (эффективность проекта)
2) История бизнеса: когда основано предприятие, основные этапы развития, руководство
3) Описание продукта (услуги)
4) Анализ положения дел в отрасли (дать тенденции развития рынка по этому продукту)
5) План маркетинга: оценка конкурентов, выбор конкурентной стратегии, формирование цен и каналов сбыта
6) План производства, т.е. экономические расчёты издержек на производство
7) Организационный план: организационная структура и персонал
8) Финансовый план: прогноз продаж, прогноз прибылей, бюджетное движение денег, анализ чувствительности проекта, оценка риска
9) Расчёты экономической эффективности
Планирование бюджета.
Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подразделениям.
Бюджеты подразделяются на 4 группы.
1. Основные бюджеты: бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), расчетный баланс (РБ).
2. Операционные бюджеты: бюджет продаж (БП), бюджет прямых материальных затрат (БПМЗ), бюджет управленческих расходов (БУР) и др.
3. Вспомогательные бюджеты: бюджет налогов, план капитальных затрат, кредитный план.
4. Дополнительные (специальные) бюджеты: бюджет распределение прибыли, бюджет отдельных проектов и программ.
Бюджет денежных расходов и поступлений.
Плановый бюджет расходов и поступлений позволяет оценить перспективы с точки зрения обеспечения ликвидности деятельности фирмы.
Разработка планового бюджета позволяет:
- выявить дефицит денежных ресурсов и заблаговременно предпринять меры по его устранению;
- определить величину временно свободных денежных средств и предусмотреть меры по их рациональному использованию;
- оценить возможность использования различных источников финансирования;
- осуществлять контроль за использованием денежных ресурсов.
Предприятия могут использовать различные формы бюджета в зависимости от особенностей функционирования предприятия.
Планирование бюджета может осуществляться или укрупненным методом, или на основе подготовленных графиков поступлений и расходования денежных средств.
При использовании укрупненного метода планирования бюджета поступления и расходы по основной деятельности отчетного периода корректирующая в зависимости от изменения объема продаж в плановом периоде. При планировании может быть использованы следующая зависимость:
, где – денежные поступления или расходы в плановом периоде; – денежные поступления или расходы в отчетном периоде; – темп роста объема продаж в плановом периоде.
Более точно планировать бюджет можно на основе графиков поступлений и расходов. В этом случае работники предприятия, осуществляющие процесс планирования бюджета, должны разработать плановые графики движения денежных средств на основе заключенных договоров, сроков выплаты заработной платы, и налогов, а также статистики об отклонениях при осуществлении платежей потребителями продукции.
Планирование средств на оплату труда.
Плановая потребность в средствах на оплату труда может определяться укрупнено – по численности работников и средней заработной плате или нормативу заработной платы в одном рубле продукции.
или ,
где – плановый фонд заработной платы; – плановая численность работников; – плановая средняя заработная плата; – плановый объем производства продукции; – норматив заработной платы в одном рубле продукции.
Эти методы используются в основном в перспективном планировании и при разработке проекта годового плана.
В текущем планировании используется дифференцированный расчет по элементам выплат, с помощью которых определяется ФЗП по категориям персонала по предприятию в целом и его подразделениям.
При расчете ФЗП рабочих последовательно определяют часовой, дневной и месячный (годовой) фонд заработной платы, которые отличаются составом включаемых элементов заработной платы.
Величина доплат, включаемых в часовой, дневной и месячный фонды заработной платы, определяется на основании трудового законодательства и коллективного договора.
Тарифный фонд заработной платы для сдельщиков (ФЗПтар.сд), т. е. занятых на нормируемых работах, выплачивается либо за выработанную продукцию (единицу), либо за отработанное время (часы).
1) , где Ni – число изделий по плану, шт.; Сi – сумма сдельных расценок на единицу i изделия, руб./шт.
2) , где – средняя часовая тарифная ставка работ, руб./норма-час; – плановая трудоемкость производственной программы, час.
Тарифный ФЗП для повременщиков определяется:
, где – плановая численность рабочих повременщиков, чел.; – плановый эффективный фонд времени, час; – средняя часовая тарифная ставка рабочего, руб./чел.-час.
Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности
77. Задачи и принципы анализа ФХД предприятия
Целью анализа является изучение технического, организационного и экономического уровня работы предприятия и его подразделений, оценка результатов его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также диагностика его банкротства.
Данная цель предусматривает решение ряда частных задач, таких, как оценка качества, вскрытие неиспользованных возможностей и резервов производства, выявление причин отклонений от нормативов, установление влияния отдельных видов деятельности на общие результаты хозяйствования, прогнозирование ожидаемых результатов деятельности и подготовка данных для принятия управленческого решения и т.п.
Основные принципы анализа – это общие требования е его проведению, которые выработала практика:
1) Анализ базируется на использовании системы конкретных показателей, характеризующих деятельность предприятия и его отдельные стороны. Для этого используются показатели, имеющиеся в информационной базе анализа или дополнительно созданные на предприятии.
2) Анализ проводят, начиная с обобщаю щих (итоговых) показателей, переходя к более частным показателям и факторам или наоборот. Этим достигается углубление и расширение анализа или его обобщение.
3) Анализ деятельности предприятия требует изучения анализируемого показателя в динамике.
4) Анализ необходимо проводить при любом характере изменений показателя отчётного периода от их уровня за предыдущий период (или ряд периодов).
5) Анализ при необходимости должен обосновывать плановый уровень показателя, т.е. сравнение планового показателя с достигнутым уровнем за предыдущий периодод или с нормативным.
6) Анализ, как правило, должен содержать количественную оценку влияния факторов на изменение анализируемого показателя.
7) Анализ наиболее полезен при комплексном его выполнении, т.е. наличие единой цели анализа, всестороннее изучение объекта анализа, одновременность проведения.
8) Оперативность и своевременность выполнения анализа (быстро и чётко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь).
78. Обобщающая оценка эффективности деятельности предприятия
Основные задачи:
ü Оценка имущественного положения предприятия
ü Оценка капитала, вложенного в имущество предприятия
ü Анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами
ü Оценка влияния факторов на величину их изменения
ü Анализ эффективности использования оборотных средств
ü Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия
ü Оценка платёжеспособности и ликвидности предприятия
Отдельные составляющие эффективности как общественного производства, так и отдельных его звеньев чаще всего изменяются в различных соотношениях и направлениях. Этим объективно обусловлена необходимость конструирования обобщающих показателей, по уровню и динамике которых можно судить об изменении эффективности производства в целом. Выделение для этой цели каких-то частных показателей, характеризующих одну или несколько важных сторон эффективности, неправомерно, так как при рассмотрении достаточно продолжительного промежутка времени все эти стороны выступают как одинаково важные. Поэтому построение обобщающего показателя основывается на приведении частных к сопоставимому виду и последующего их интегрирования в одном.
Названным этапом завершается анализ эффективности производственной деятельности хозяйственного объекта. По его результатам формулируются окончательные выводы об уровне выполнения плана по всем основным показателям, о состоянии резервов по всем видам применяемых ресурсов, возможностях использования тех из них, размеры которых превышают оптимальные. Для этого величины отчетных показателей корректируются в зависимости от влияния факторов, не зависящих от деятельности анализируемого объекта. Проводится их сопоставление с плановыми (базовыми) показателями, выявляются тенденции в их динамике за ряд лет.
На этой стадии основное внимание должно уделяться изучению уровня и динамики наиболее обобщающих показателей, состав и количество которых до последнего времени строго не регламентируется. Большинство исследователей, помимо рассмотренных выше, к числу обобщающих относят следующие показатели:
- рентабельность (общую и расчетную) по отношению к сумме основных промышленно-производственных фондов и оборотных средств;
- темпы роста объема производства чистой (условно-чистой) или товарной продукции;
- показатели эффективности использования ресурсов: чистая продукция на рубль основных промышленно-производственных фондов; нормируемых оборотных средств и фонда заработной платы.
79. Горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ. Их сущность и направления использования
Горизонтальный (временной) анализ базируется на изучении динамики показателей отчётного года путём сравнения статей отчётности, оценки их резких изменений и сравнения с изменениями других статей. Методом горизонтального анализа даётся оценка динамики имущества; капитала, вложенного в имущество; прибыли отчётного года.
Мб в абс выражении и в %, позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.
Вертикальный (структурный) анализ базируется на расчёте и сравнении удельных весов отдельных статей отчётности в общем итоговом показателе. Пример: структурный анализ активов (имущества предприятия); капитала, вложенного в имущество; прибыли; денежных потоков и др. Показатели вертикального анализа должны сравниваться со среднеотраслевыми данными и показателями предприятий-конкурентов.
Трендовый анализ – это анализ динамики временных рядов показателей для проектирования (прогнозирования) будущих значений показателей на основании обнаруженного тренда с использованием экстрополяционных методов прогнозирования.
Является разновидностью горизонтального анализа, ориентированного на перспективу. Трендовый анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени, при этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд, т.е. основная повторяющаяся тенденция развития показателя, очищенная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов. Трендовый анализ позволяет оценить качественные сдвиги в имущественном положении организации и предположить перспективу.
84.Факторный анализ: сущность и направления использования
Факторный анализ заключается в оценке влияния отдельных факторов на изменение результирующего показателя при наличии закономерностей однозначно определяющих результаты (детерминированные зависимости). Для проведения факторного анализа необходимо построить факторную модель в зависимости от цели анализа и знать приёмы её решения. Например: