Признаются ли внереализационными расходами текущего периода скидки, предоставленные в виде снижения цены единицы товара (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ)?
Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2010.
Согласно пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю, признаются внереализационными расходами.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальная позиция заключается в том, что скидки, предоставляемые в виде снижения цены на единицу товара, в составе внереализационных расходов этого периода не учитываются. Аналогичной точки зрения придерживаются и авторы.
В то же время есть судебное решение и работы авторов, в которых указано, что из буквального толкования п. 1 ст. 265 НК РФ следует, что скидка, предоставленная путем изменения цены единицы товара, учитывается в периоде ее предоставления.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Скидки не признаются расходами текущего периода
Письмо Минфина России от 29.06.2010 N 03-07-03/110
Финансовое ведомство разъясняет, что в отношении скидок, предоставленных покупателям в форме корректировки цены единицы товара и сопровождаемых внесением изменений в договор купли-продажи (поставки), положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяться не могут. При изменении цены единицы товара налогоплательщик должен скорректировать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль. В то же время согласно п. 1 ст. 54 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) с 01.01.2010 он вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, если такие ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо Минфина России от 23.06.2010 N 03-07-11/267
Письмо Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/1/411
Финансовое ведомство отмечает, что на скидки, предоставленные покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, правила пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не распространяются.
Письмо УФНС России по г. Москве от 25.12.2006 N 20-12/115048
Налоговые органы разъясняют, что скидки, предоставленные покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не охватываются. Поэтому организации следует внести изменения в первичные документы, а также документы налогового учета. Помимо этого следует подать уточненные налоговые декларации за тот период, в котором произошла реализация ценностей.
Аналогичные выводы содержит...
Письмо УФНС России по г. Москве от 14.11.2006 N 20-12/100238
КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2006 года
Позиция 2. Скидки признаются расходами текущего периода
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 N Ф04-6332/2007(38166-А67-15) по делу N А67-8448/2006
Содержит вывод суда о том, что налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов скидки, предоставляемые путем изменения цены товара.
Статья: Скидки у продавца ("Новая бухгалтерия", 2007, N 7)
Автор отмечает следующее: из буквального прочтения норм п. 1 ст. 265 НК РФ не следует вывод о том, что скидки, сопряженные с изменением цены единицы товара, не учитываются в составе внереализационных расходов. Поэтому представлять уточненные налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль за период реализации товара не следует.
Статья: Внимание! "Горящие" путевки ("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 5)
По мнению автора, утверждение чиновников о том, что в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ содержится ограничение и скидка должна быть предоставлена без изменения цены товаров, неверно. В Налоговом кодексе РФ такого условия нет. Норма ст. 54 НК РФ о пересчете налоговых обязательств перед бюджетом распространяется на ошибки и искажения налоговой базы, а не на предоставление скидок. Проводить аналогию между этими понятиями не совсем корректно. Ведь скидка предоставлена после реализации товаров. Поэтому на момент их реализации продавец отразил выручку без ошибок исходя из фактической цены продажи. Следовательно, организация должна учитывать предоставленную задним числом скидку в составе расходов текущего периода, а не подавать "уточненку".
Аналогичные выводы содержит...
Статья: Скидки на разговоры ("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)
Статья: Новые правила скидок ("Расчет", 2006, N 11)