Как учитываются затраты на изготовление визиток для сотрудников (пп. 49 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
Статья 3 Федерального закона от 03.13.2006 N 38-ФЗ среди основных признаков рекламы называет ее направленность неопределенному кругу лиц. Что понимать под неопределенным кругом лиц, ни Налоговый кодекс РФ, ни рекламное законодательство не поясняют.
В Письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" (разослано Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или лица, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.
По данному вопросу есть три точки зрения.
Согласно официальной позиции Минфина России затраты на изготовление визиток нельзя учесть в целях налогообложения прибыли как рекламные расходы. Они не отвечают понятию рекламы, поскольку предназначены для конкретных лиц. Есть работа автора, в которой высказана аналогичная точка зрения.
В то же время согласно позиции, выраженной УФНС России по г. Москве, расходы на изготовление визиток, которые содержат информацию об объекте рекламирования организации, могут учитываться в качестве рекламных. Есть судебные решения и работы авторов, подтверждающие данной подход. Причем некоторые из авторов указывают, что данные расходы являются ненормируемыми. Другие же, напротив, утверждают, что они учитываются в размере, не превышающем одного процента от выручки.
Третья точка зрения, также выраженная УФНС России по г. Москве, заключается в том, что расходы на изготовление визиток сотрудникам могут учитываться как другие расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Есть примеры судебных решений и работы авторов, подтверждающие данный подход.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Затраты не признаются расходами на рекламу
Письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801
Финансовое ведомство разъясняет, что затраты на изготовление для сотрудников визиток, на которых изображен логотип организации, не признаются рекламными расходами, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц.
Статья: Налоговый учет нормируемых рекламных расходов ("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2007, N 10)
Автор делает следующий вывод: затраты на изготовление визиток для работников нельзя учесть в качестве рекламных расходов. Объясняется это тем, что на визитке содержится информация о физическом лице, а не об организации. Кроме того, такая визитная карточка обычно передается конкретному лицу.
Позиция 2. Затраты учитываются в качестве расходов на рекламу
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 N 20-12/102557
Налоговые органы отмечают, что расходы на изготовление визитных карточек, которые содержат информацию об объекте рекламирования организации, относятся к рекламным и учитываются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2008 N А33-14100/07-Ф02-5023/08 по делу N А33-14100/07
Суд признал затраты на изготовление визиток для сотрудников рекламными расходами.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.09.2005 N А33-2033/05-Ф02-4638/05-С1
Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 16.05.2007
Автор со ссылкой на Письма ФСС РФ и ФНС России делает вывод, что налогоплательщик вправе учесть расходы на изготовление визитных карточек сотрудников с логотипом организации, так как содержащаяся в них рекламная информация адресована неопределенному кругу лиц.
Статья: Не теряйте деньги на визитках ("Московский бухгалтер", 2007, N 7)
По мнению автора, фирма, выдавая сотрудникам визитные карточки для последующей их раздачи потенциальным партнерам, стремится, чтобы о ней, об ее деятельности узнало как можно больше людей, а не только те, которым визитки раздаются. Кроме того, нанесение логотипа компании на карточки должно признаваться рекламой, потому что это дает представление о фирме, поддерживает к ней интерес и привлекает внимание клиентов. Таким образом, организация вправе учесть затраты на изготовление визиток в качестве ненормируемых рекламных расходов.
Консультация эксперта, 2012
Автор отмечает, что, если визитные карточки содержат информацию об объекте рекламирования организации, расходы на их изготовление относятся к рекламным и учитываются в размере, который не превышает одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Аналогичные выводы содержит...
Консультация эксперта, 2006
Тематический выпуск: Нормируемые расходы в 2007 году ("Экономико-правовой бюллетень", 2006, N 12)
Тематический выпуск: Нормируемые расходы ("Экономико-правовой бюллетень", 2005, N 8)
Позиция 3. Затраты учитываются в качестве прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 N 20-12/102557
В документе отмечается, что расходы на изготовление визитных карточек работникам учитываются на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом в служебные обязанности данных сотрудников должно входить поддержание контактов с другими организациями. Однако если визитки содержат информацию об объекте рекламирования организации, то расходы на их изготовление относятся к рекламным и учитываются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации.
Постановление ФАС Московского округа от 19.02.2008 N КА-А41/283-08 по делу N А41-К2-22384
Суд признал правомерным признание расходов на изготовление визиток для работников на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Аналогичные выводы содержит...
Постановление ФАС Московского округа от 09.10.2006, 13.10.2006 N КА-А40/8892-06 по делу N А40-71776/05-107-530
Консультация эксперта, 2012
Автор отмечает, что расходы на изготовление визиток учитываются по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, если они произведены в целях представления личности сотрудника и передаются только определенному кругу лиц, которых определяет владелец карточки.
Консультация эксперта, 2007
Авторы указывают, что расходы на изготовление визитных карточек для сотрудников могут учитываться при налогообложении прибыли, потому что перечень расходов не является исчерпывающим.
Аналогичные выводы содержит...
Тематический выпуск: Нормируемые расходы в 2007 году ("Экономико-правовой бюллетень", 2006, N 12)
Обзор: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 22.12.2006
Консультация эксперта, 2006
Тематический выпуск: Нормируемые расходы ("Экономико-правовой бюллетень", 2005, N 8)
Статья: Списать расходы на визитные карточки ("Расчет", 2005, N 11)
Можно ли учесть расходы на изготовление образцов лекарственных товаров, раздаваемых в рекламных целях в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и т.п. (п. 4 ст. 264 НК РФ)?
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальная позиция, выраженная в Письме УФНС России по г. Москве, исходит из того, что распространение образцов лекарственных средств среди участников медицинских круглых столов, семинаров, в лечебно-профилактических учреждениях не является рекламой медицинских товаров. Поэтому затраты на изготовление пробников лекарств не учитываются в расходах. Есть судебное решение и работы авторов, поддерживающие данный подход.
Иная точка зрения выражена в судебном решении и работе автора: распространение пробников лекарств среди ограниченного круга лиц (медицинских, фармацевтических работников) является рекламой, в связи с чем затраты на изготовление данных образцов продукции в расходах учитываются.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Расходы на изготовление образцов лекарственных товаров, раздаваемых в рекламных целях, не учитываются
Письмо УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 N 20-12/036374
Разъясняется, что безвозмездная передача образцов (пробников) товаров (лекарственных средств безрецептурного отпуска) потенциальным потребителям (участникам круглых столов и фармацевтических кружков в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках) в соответствии с Законом N 86-ФЗ, а также Законом о рекламе не входит в понятие "реклама медицинских препаратов".
Аналогичные выводы содержит...
Консультация эксперта, 2008
Консультация эксперта, 2008
Консультация эксперта, 2007
Консультация эксперта, 2007
Постановление ФАС Московского округа от 09.01.2008 N КА-А40/13490-07-2 по делу N А40-74705/06-126-466 (Определением ВАС РФ от 25.04.2008 N 4946/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд решил, что передачу образцов лекарств медицинским работникам нельзя расценивать как рекламу этих средств в соответствии со ст. 264 НК РФ. При этом он указал следующее: врач, обладающий информацией о фармакологическом воздействии препаратов на пациента, не рекламирует, а назначает (рекомендует) ему лекарственные средства для лечения. Широкое воздействие информации о лекарствах на неопределенный круг лиц при таком способе распространения невозможно, так как врач рекомендует лекарства конкретному лицу.
Позиция 2. Расходы на изготовление образцов лекарственных товаров, раздаваемых в рекламных целях, учитываются
Постановление ФАС Московского округа от 06.04.2009 N КА-А40/2670-09 по делу N А40-42169/08-90-146
Суд указал, что перечень затрат на рекламу, содержащийся в п. 4 ст. 264 НК РФ, не является исчерпывающим. Поэтому налогоплательщик правомерно учел в расходах безвозмездное распространение образцов лечебных препаратов среди медицинских учреждений и врачей.
Статья: Об экономической обоснованности расходов на рекламу лекарственных средств ("Ваш налоговый адвокат", 2008, N 6)
Автор утверждает, что затраты на изготовление образцов лекарств, передаваемых на семинарах, симпозиумах, конференциях, в лечебно-профилактических учреждениях, учитываются в расходах.