Объектные сметы и сметные расчеты

Объектные сметные расчеты (сметы) составляются в текущем уровне цен на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет), с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости “строительные работы” (земельные, отделочные, кровельные и др.), “монтажные работы” (монтаж энергетического, подъемно-транспортного оборудования, электромонтажные работы и др.), “оборудование, мебель и инвентарь”, “прочие затраты”.

В сметной стоимости строительства промышленного предприятия предусматривают затраты на приобретение оборудования, приспособлений, инструмента и инвентаря, необходимых при производстве. Сметная стоимость оборудования складывается как сумма всех затрат на его приобретение и доставку на приобъектный склад или франко-место передачи в монтаж. Сметная стоимость оборудования складывается из следующих затрат: рыночная цена приобретения оборудования; стоимость запасных частей; стоимость тары, упаковки и реквизита; транспортные расходы и услуги посредников или снабженческо-сбытовых организаций; расходы на комплектацию; заготовительно-складские расходы; таможенные платежи. Также в сметах учитывается сметная стоимость инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря. Сметная стоимость инвентаря определяется отдельно на инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, исходя из типовых наборов инструмента и инвентаря и отпускных цен с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. Средства для покрытия затрат на приобретение инструмента, приспособлений и механизмов для оснастки и производственного инвентаря в сметной документации учитываются в графе сметной стоимости – «Оборудование, мебель и инвентарь», а затраты на хозяйственный инвентарь – в графе «Прочие затраты».

В целях определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости смр, определенной в текущем уровне цен, дополнительно включаются средства на покрытие лимитированных затрат в т.ч.:

· на удорожание работ, выполняемых в зимнее время,

· стоимость временных зданий и сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость смр и предусматриваемые в составе главы “Прочие работы и затраты” сводного сметного расчета стоимости строительства в текущем уровне цен;

· часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты

К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства и капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства смр и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные (для обеспечения нужд строительства в целом, осуществляются за счет средств гл.8 сводного сметного расчета) и нетитульные, учитываемые в составе накладных расходов. Затраты на Взд определяются либо по нормам, либо по набору Взд предусмотренных ПОС и ППР. Построенные Взд ставятся на баланс заказчика как ОС. По окончании строительства подлежат разборке подрядчиком, платит заказчик. Взд = % * Осмр.

Сметными нормами учтены доп. затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время: доплаты рабочим при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях; затраты, связанные с изменением технологии производства отдел. стр. работ, с повышенным расходом строительных материалов. Нормы на зимнее удорожание установлены в зависимости от температурных зон.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам, предусмотренным в утвержденном проекте. Резерв определяется по итогам глав 1-12 в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% для объектов производственного назначения.

Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемых от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования).

Кобелян Мартирос

13. Сводный сметный расчет стоимости строительства.

Порядок составления. Состав затрат. Номенклатура глав в сводных сметных расчетах стоимости производственного, жилищно-гражданского строительства и для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения.

14. Определение средств на проектно-изыскательские работы, авторский надзор.

Базисные цены на проектно-изыскательские работы. Методы определения стоимости проектных работ.

15. Разработка сметной документации на пусконаладочные работы.

Виды пусконаладочных работ. Порядок отнесение и учет затрат на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую» и «под нагрузкой» в сметной документации. Сметные расценки на пусконаладочные работы. Сводные сметы на ввод в эксплуатацию предприятий, зданий, сооружений.

16. Методы определения сметной стоимости.

Базисно-индексный метод. Сметные нормы, расценки. Показатели изменения сметной стоимости. Ресурсный, ресурсно-индексный метод. Сметные нормы, применяемы при определении стоимости ресурсным методом. Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов. Пути стабилизации стоимости строительной продукции.

Котов Алексей

17. Порядок расчетов за выполненные работы.

Договор подряда на строительство. Порядок и сроки приемки выполненных работ. Расчеты за выполненные строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы (виды работ, этапы, за полностью готовые объекты и др). Формы КС-2, КС-3 (справка о выполненных работах, акт приемки выполненных работ).

ВОПРОС № 17

Расчеты за выполненные работы
Порядок расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком является важным элементом договора строительного подряда. Расчеты могут осуществляться:
  • за выполненные и принятые заказчиком работы в целом по договору или этапу;
  • авансовыми платежами с последующим окончательным расчетом за принятые работы.
При расчетах за принятые заказчиком работы в целом по договору или этапу техническая (промежуточная) приемка работ может не осуществляться. При расчетах авансовыми платежами в договоре следует предусмотреть порядок проведения таких расчетов. Например, стороны договорились о текущем (промежуточном) финансировании строительства путем оплаты подрядчику фактически выполненных за определенный период времени работ. Если цена договора определена в соответствии с правилами сметного ценообразования, то в данном случае целесообразно проводить техническую (промежуточную) приемку работ заказчиком с составлением акта по форме КС-2 и справки по форме КС-3, на основании которой заказчик будет осуществлять промежуточные расчеты с подрядчиком. Если цена договора твердая (фиксированная), то по окончании определенного периода времени стороны должны определить процент технической готовности выполненных работ исходя из физических объемов. Сумма текущего финансирования в этом случае определяется как твердая (фиксированная) цена, умноженная на процент технической готовности работ. Порядок документального оформления стоимости выполненных работ, рассчитанной по проценту технической готовности, определяется сторонами при заключении договора. Практика показывает, что подрядные строительные организации иногда подменяют понятие «приемка работ заказчиком» понятием «расчеты с заказчиком за выполненные работы». Это неправильно. Как было указано выше, к расчетам могут относиться и авансовые платежи, в том числе рассчитанные из стоимости выполненных за определенный период работ, юридическая приемка которых заказчиком не осуществлялась. Поэтому и порядок приемки работ заказчиком, и порядок расчетов за выполненные работы должны отдельно определяться в договоре строительного подряда.

Заказчик, получивший сообщение Подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по настоящему Договору работ, обязан в течение двух рабочих дней приступить к его приемке. Приемка законченных строительных работ должна проводиться комиссией, состоящей из представителей Заказчика и Подрядчика. Сдача результата работ Подрядчиком и приемка его Заказчиком оформляются актом, подписанным уполномоченными представителями Сторон. При отказе одной из Сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается только другой стороной. Если в ходе приемки работ обнаружены дефекты материалов, оборудования, деталей и узлов или же выполненные на Объекте работы не отвечают требованиям Договора, СНиПов, ТУ и ПСД, Подрядчик устраняет такие недостатки или производит соответствующую замену за свой счет в указанные Заказчиком сроки. Если дефект не подлежит исправлению, он должен быть компенсирован в 100%-ном (стопроцентном) размере. За два дня до начала приемки Подрядчик письменно извещает Заказчика о готовности отдельных ответственных конструкций и скрытых работ.

Их готовность подтверждается двухсторонними актами промежуточной приемки ответственных конструкций и скрытых работ. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после письменного разрешения Заказчика.

Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее. Работы по настоящему Договору считаются выполненными только после передачи Подрядчиком Заказчику всей необходимой исполнительной документации по выполненным работам, документов, подтверждающих качество использованных материалов (если они представлялись Подрядчиком), в полном объеме по акту приема-передачи, подписанному Сторонами. Заказчик назначает своего представителя на строительстве, который от его имени совместно с Подрядчиком осуществляет приемку по акту выполненных работ, технический надзор и контроль за их выполнением и качеством, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям Договора и утвержденной проектной документации Объекта. Представитель Заказчика имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время в течение всего периода выполнения работ по Договору. Окончательная приемка работ по Договору осуществляется в соответствии с установленным порядком приемочной комиссией с участием полномочных представителей Подрядчика и Заказчика. Окончание сроков действия Договора не освобождает Подрядчика от ответственности за нарушение его условий.

Акт о приемке выполненных работ, форма КС-2 состоит из двух частей.

В первой (титульной) части указываются координаты контрагентов – наименование, адреса и телефоны заказчика (генподрядчика) и подрядчика (субподрядчика). Затем указываются наименование и адрес стройки, наименование объекта, даты и номер договора подряда, дата составления документа и отчетный период за который он составлен, а также отмечается сметная стоимость в соответствии с договором подряда.
Вторая часть формы КС-2 – это таблица, которая состоит из 8 колонок: Колонка 1: порядковый номер;
Колонка 2: номер позиции по смете;
Колонка 3: наименование работ;
Колонка 4: номер единичной расценки;
Колонка 5: единица измерения;
Колонка 6: количество выполненных работ (с отражением итоговых данных);
Колонка 7: цена за единицу;
Колонка 8: стоимость выполненных работ (с отражением итоговых данных).На основании акта по форме № КС-2 составляется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3). Следует учесть, что оба этих первичных документа следует рассматривать как нечто единое и цельное, так как друг без друга эти формы №№ КС-2 и КС-3 силы не имеют.

Форма № КС-3 - это прежде всего документ, подтверждающий стоимость выполненных работ и также состоит из двух частей. Первая (титульная) часть аналогична форме № КС-2. Вторая же часть (таблица) имеет несколько иной вид – в ней всего 6 колонок:

Колонка 1: порядковый номер;
Колонка 2: наименование пусковых комплексов, этапов, объектов, видов выполненных работ, оборудования, затрат;
Колонка 3: код;
Колонка 4: стоимость выполненных работ и затрат с начала проведения работ;
Колонка 5: стоимость выполненных работ и затрат с начала года;
Колонка 6: стоимость выполненных работ и затрат в том числе за отчетный период

Важно помнить, что стоимость выполненных работ в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) указывается без учета налога на добавленную стоимость (НДС). А в справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) отдельно указывается сумма стоимости работ без учета НДС (налогооблагаемая база); затем отмечается сумма НДС по ставке, принятой законодательством на момент составления документов. Также отдельно указывается сумма выполненных работ с учетом НДС.

Следует учитывать, что за неправильное составление документов по формам №№ КС-2 и КС-3, действующим законодательством предусматривается наказание для руководителя и бухгалтера предприятия. Поэтому важно грамотно и верно составлять эти первичные документы. Большим подспорьем здесь будет введение на предприятии автоматизации составления смет, благодаря специальным компьютерным программным продуктам, которые способны самостоятельно выводить формы №№ КС-2 и КС-3.

Вопросы к гос экзамену
по дисциплине «Управление проектами»

Котов

1. Основные этапы и предпосылки перехода к Управлению проектами. Управление проектами и управление, построенное на проектах.

2. Понятия «проект» и «управление проектами», «программа» и «портфель проектов».

3. Основные процессы управления проектами.

Наши рекомендации