Прибыль предприятия. Экономическая сущность, функции прибыли. Валовая и балансовая прибыль
Прибыль—это разница между выручкой и всеми затратами на производственную и финансовую деятельность предприятия. Прибыль предприятия характеризует превышение (если наоборот, то убыток) выручки над расходами, является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
Прибыль выполняет ряд функций:
2. Прибыль является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.
3. Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.
4. Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы. Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности к затратам.
5. Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета.
На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению.
Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Она состоит изприбыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюсвнереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов).
Баланс прибыль = Пр-ль от реализации продукции + Пр-ль от реализации ОФ и имущества + Прибыль от внереализац деят-ти – Расходы (потери)
Основными составными элементами балансовой прибыли являются:
1. Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.
2. Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично,
3.Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции.
4. Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:-штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;-процентов, полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;-курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;-прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;-убытков от стихийных бедствий;-потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;-поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;-прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.
Кроме того, выделяетсяваловая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
На практике принято выделятьналогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении. Она определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остаетсяприбыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий.
Учетная политика и ее влияние на результаты планирования прибыли. Традиционный (производственный) и рыночный (маржинальный) подходы к планированию прибыли.
Учетная политика предприятия—это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
На выбор учетной политики влияют следующие факторы:
• организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
• отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
• масштабы деятельности предприятия (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
• управленческая структура и структура бухгалтерии;
• финансовая стратегия предприятия;
• материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
• степень развития информационной системы, в том числе управленческого учета;
• уровень квалификации бухгалтерских кадров.
При создании учетной политики руководитель и бухгалтер опираются на Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».
Существенными способами ведения бухгалтерского учета, принятыми при формировании учетной политики предприятия и подлежащими раскрытию являются:
• способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (учет износа зданий, оборудования и машин);
• способ оценки производственных запасов, товаров и незавершенного производства и готовой продукции (расчет стоимости продукции на всех этапах се создания);
• способ учета прибыли от реализации продукции.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Руководитель предприятия издает приказ по учетной политике, где объявляет, каким образом в течение года будет решаться вышеперечисленный набор учетных проблем этого предприятия. Принятая предприятием учетная политика должна быть оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Важным показателем для финансового и производственного планирования является маржинальная прибыль. Под маржинальной прибылью понимается разница между полученными доходами и прямыми расходами.
Маржинальный подход к определению прибыли обеспечивает получение данных, необходимых для управленческого планирования и принятия решений. Такой подход применяется при равновесном анализе (анализ безубыточности производства) и анализе соотношения "C-V-P" (издержки - объем - прибыль), при оценке эффективности работы структурного подразделения и его руководителя, при принятии краткосрочных и нестандартных решений.
Особое значение маржинальный анализ приобретает в случае многономенклатурного производства.
Маржинальная прибыль единицы продукта = Цена – Прямые затраты;
Маржинальная прибыль продукта = Маржинальная прибыль единицы продукта * Объем выпуска данного продукта.
Смысл маржинальной прибыли состоит в следующем: формирование прямых затрат осуществляется непосредственно по каждому виду продукции, формирование же накладных расходов осуществляется в рамках всего предприятия. То есть, разница между ценой продукта и прямыми затратами на его производство может быть представлена как потенциальный «взнос» каждого вида продукта в общий конечный результат деятельности предприятия. Или, маржинальная прибыль – это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта.
При многономенклатурном выпуске анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли (так называемый маржинальный анализ) дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды продукции, а также выявить продукцию, которую предприятию не выгодно (или убыточно) производить. Общая сумма маржинальных прибылей по всем видам производимых продуктов представляет собой маржинальную прибыль предприятия.
Традиционный подход
Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :
П тп= Ц тп– С тп ;
Где П тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода ( рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
П рн = В рн - С рн ,
Где, В рн - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),
П рн - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;
С рн– полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Другая разновидность метода прямого счета – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность.
При планирования прибыли аналитическим методом расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.
Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб .
Рб = (По : тп) * 100% ,
Где По – ожидаемая прибыль ( расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
22 Производственный леверидж (операционный рычаг), его сущность, практическое значение, оценка с позиций доходности и риска. Система «директ-костинг».
ЛЕВЕРИДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
Любое изменение объема производства (продаж) оказывает существенное влияние на прибыль. Данная зависимость называется эффектом производственного (или операционного) левериджа. Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства. Производственный леверидж (Лпр) можно представить в следующем виде:
Лпр=(В - Зпер) : П=(Зпост+ П) : П
где П— балансовая прибыль от реализации (до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам): В— выручка от реализации; Зпер— переменные затраты; 3пост— постоянные затраты.
Одним из эффективных методов управленческого учета является методика анализа соотношения “затраты – объем – прибыль” (“Cost – Volume – Profit” или “CVP–анализ”), которая позволяет определить точку безубыточности (порог рентабельности), т.е. момент, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Проведение данного анализа невозможно без такого важного показателя как производственный леверижд (leverage в дословном переводе – рычаг). С его помощью можно прогнозировать изменение результата (прибыли или убытка) в зависимости от изменения выручки предприятия, а также определить точку безубыточной деятельности (порог рентабельности).
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные.
Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:
(1) Эпп=МД/П
либо ,(2) Эпп=Зпост+П / П = 1 + Зпост/П
где ЭПЛ — эффект производственного левериджа;
МД — маржинальный доход;
Зпост — постоянные затраты;
П — прибыль.
Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
· цены и объема продаж;
· переменных и постоянных затрат;
· комбинации любых перечисленных факторов.
1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.
2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. 3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.
4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.
5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени.
Система "директ-костинг", система учета переменных затрат - метод учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которому только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и, следовательно, в оценку конечных запасов, а постоянные общепроизводственные расходы учитываются как периодические текущие расходы
Директ-костинг должен быть определен как разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными и на затраты, которые изменяются пропорционально объему производства.
Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации расходов на постоянные и переменные является то, что продукции промышленного предприятия учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например, прибыли и убытков. Постоянные расходы не включаются в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списываются с полученной прибыли, в течение того периода, в котором они были произведены.
Затраты.
Как правило, выделяются три элемента:
1. Прямые материалы.
2. Прямая заработная плата / заработная плата сдельщиков.
3. Накладные расходы
23. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции. Определение безубыточных объёмов продаж и запаса финансовой прочности.
Понятия выручки и прибыли различны, как по экономическому смыслу, так и по практическому отражению. Прибыль в принципе отражает величину выручки за вычетом всех видов затрат. Но нельзя сказать, что прибыль от выручки зависит прямо пропорционально, так как существует, так называемый эффект операционного рычага.
Эффект операционного рычага заключается в том, что при росте выручки от реализации, прибыль растет более быстрыми темпами, чем выручка. Этот эффект объясняется тем, что в структуре затрат присутствуют постоянные затраты.
Эффект рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли.
Эо.р. = М / П,
где Эо.р. - эффект операционного рычага; М - валовая маржа; П - прибыль.
Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой и условно-переменными расходами.
Эффект операционного рычага рассчитывается в разах или в процентах и его значение показывает на какую величину увеличится прибыль, если выручка увеличится на 1%.
При увеличении объемов производства и продаж общие затраты увеличатся только за счет переменных затрат.
Практическое применение эффекта операционного рычага состоит в том, что даже снижая цену для увеличения объема продаж (при достаточно весомой доле постоянных затрат), увеличивая объем производства, предприятие получит весомый прирост прибыли.
Существует нижний предел выручки от реализации, соответствующий такой выручке, при которой прибыль равна нулю (порог рентабельности).
Порог рентабельности = Zпост. / КВМ,
где Zпост. - постоянные затраты; КВМ = М / Вр - коэффициент валовой маржи; Вр - выручка от реализации.
Отсюда можно определить запас финансовой прочности предприятия:
Запасф.п. = Вр - Порог рентабельности
Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление, при каких, объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких оно будет давать прибыль. С этой целью рассчитывают: а) безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия; б) объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли; в) зону безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости), она показывает на сколько процентов фактический объем продаж выше критического при котором рентабельность равна нулю.
Деление расходов на постоянные и переменные проводится с целью: - прогнозирования прибыли - определения для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность (критический объем).
1) Безубыточный объем продаж ( критический объем ) определяется по формуле: Вк(б)=Зпост./(Ц-Зпер.уд.) Где Зпост.-постоянные издержки на весь выпуск, руб.; Ц-цена единицы продукции, руб. Зпер.уд.- удельные переменные издержки (на единицу продукции), руб.
2) Зона безопасности предприятия определяется по формуле Зб=(Вф-Вк(б))/В*100 Где Вф- фактический объем продаж, шт.
23(2). Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции. Определение безубыточных объёмов продаж и запаса финансовой прочности.
Анализ поведения затрат и взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли традиционно называют CVP-анализом. Классический CVP-анализ основан на следующих основных допущениях: все затраты строго делятся на постоянные — не зависящие от объема производства (арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала), и переменные — зависящие от изменения объемов производства (затраты на сырье и материалы, прямая оплата труда и т. д.); переменные затраты в расчете на единицу продукции, цена единицы продукции, ассортимент — величины неизменные; объем продаж равен объему производства; между переменными затратами и объемом производства существует линейная зависимость; объем является единственным фактором, влияющим на изменение затрат и прибыли.
Маржинальный доход является одним из основных понятий CVP-анализа. Он показывает величину дохода, который приносит каждая дополнительно произведенная единица продукции. Маржинальный доход, по своей сути, является промежуточным финансовым результатом, показывающим сумму постоянных затрат и прибыли в расчете на одну произведенную единицу продукции.
Организация имеет положительный финансовый результат, если валовой маржинальный доход больше совокупных постоянных затрат за тот же период.
Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. В свою очередь, как с изменением выручки растет прибыль показывает операционный рычаг (операционный леверидж).
Формула расчета точки безубыточности в денежном выражении:
Тбд = В*Зпост/(В - Зпер)
Формула расчета точки безубыточности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара):
Тбн = Зпост / (Ц - ЗСпер)
Рн—объем реализации в натуральном выражении.
Зпер—переменные затраты.
Зпост—постоянные затраты.
Ц—цена за шт.
ЗСпер—средние переменные затраты (на единицу продукции).
Тбд—точка безубыточности в денежном выражении.
Тбн—точка безубыточности в натуральном выражении.
Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж.
Ценовой операционный рычаг вычисляется по формуле:
Рц = В/П
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:
Рц = (П + Зпер + Зпост)/П =1 + Зпер/П + Зпост/П
Натуральный операционный рычаг вычисляется по формуле:
Рн = (В-Зпер)/П
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, можно записать:
Рн = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П
В—выручка от продаж.П—прибыль от продаж.Зпер—переменные затраты.Зпост—постоянные затраты.Рц—ценовой операционный рычаг.Рн—натуральный операционный рычаг.
Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показывает запас финансовой прочности. Это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.
Формула запаса финансовой прочности в денежном выражении:
ЗПд = (B -Тбд )/B * 100%, где
ЗПд — запас финансовой прочности в денежном выражении.
Формула запаса финансовой прочности в натуральном выражении:
ЗПн = (Рн -Тбн )/Рн * 100%, где
ЗПн — запас финансовой прочности в натуральном выражении.
В—выручка от продаж.Рн—объем реализации в натуральном выражении.Тбд—точка безубыточности в денежном выражении.Тбн—точка безубыточности в натуральном выражении.
24. Планирование чистой прибыли предприятия. Влияние налогов. Финансовый леверидж: сущность принцип и сфера действия.
Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.
Существует три основных метода планирования прибыли:
1. метод прямого счета
2. аналитический метод
3. метод совмещенного расчета
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:
П = (О × Ц) ― (О × С),
где П – плановая прибыль, О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении, Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов), С – полная себестоимость единицы продукции
Прибыль от реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле
Прп = Врп – Срп,
где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок), Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции
Объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (пн) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле
Прп = Пн + Птп – Пк
Достоинством данного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Метод совмещенного расчетавключает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Существуют факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам:
- внешние -это природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли.
- внутренние –подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы – это факторы которые непосредственно влияют на производство; интенсивные–качественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.
Внепроизводственные факторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.