Процедуры внутреннего контроля качества в аудиторской организации по основным направлениям
Аудиторским стандартом № 7 определены конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита по следующим направлениям:
1. профессиональные требования;
2. профессиональная компетентность;
3. поручение заданий;
4. контрольные полномочия;
5. консультирование;
6. работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
7. мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.
Процесс внутреннего контроля качества должен охватывать все основные процессы проведения аудиторской проверки: документирование аудита, аудиторские доказательства, аудиторскую выборку и т.д.
До сведения работников аудиторской организации доводятся цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения. Для этого необходимо:
- информировать работников об общих целях и конкретных процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также о том, что они должны знать эти цели и процедуры;
- придавать особое значение независимости мышления в процессе обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;
- своевременно информировать работников о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости, в том числе:
1) составить и вести список аудируемых лиц, лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, и других лиц (аффилированных, ассоциированных и т.д.);
2) предоставить указанный список работникам, которым он будет необходим для определения ими своей независимости;
3) установить процедуры по уведомлению работников об изменениях, внесенных в список.
Для регулярного наблюдения за соблюдением норм профессионального поведения, определяемых в соответствии с кодексом профессиональной этики аудиторов, в аудиторской организации необходимо:
- обеспечить представление ежегодно работниками письменных заявлений, подтверждающих, что:
1) работники ознакомлены с общими целями и конкретными процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором);
2) запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись в течение определенного периода;
3) не существует запрещенных отношений и не осуществлялись операции, не соответствующие принципам аудиторской организации (индивидуального аудитора);
- возложить ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
- возложить ответственность за получение письменных заявлений и проведение анализа на предмет полноты документации, подтверждающей соблюдение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
- периодически анализировать взаимоотношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости или содержат признаки нанесения такого ущерба;
- разработать процедуры, направленные на разрешение этических конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;
- проводить процедуры, предусматривающие периодическую (не реже одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.
Принцип профессиональной компетентности заключается в том, что персонал аудиторской организации должен состоять из работников, знающих требования законодательства РФ, а при необходимости и других государств, и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью.
В штате аудиторской организации должно состоять достаточное количество работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора. В аудиторской фирме должна быть разработана программа по привлечению квалифицированных работников.
При этом разрабатывается программа найма работников, которая предусматривает:
1) установление направлений поиска потенциальных работников;
2) методы установления контактов с потенциальными работниками;
3) сообщение информации лицам, занимающимся вопросами найма, о потребностях в работниках и целях найма;
4) периодическую проверку результатов найма с целью определения того, удовлетворяется ли потребность в работниках и др.
Аудиторская организация должна установить квалификационные требования и разработать методические рекомендации для оценки потенциальных работников всех уровней, для чего:
- определить качества, которыми должен обладать работник (интеллект, порядочность, честность и профессиональные способности);
- определить профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников (образование, служебный и профессиональный рост, опыт работы);
- разработать методические рекомендации по найму работников.
В аудиторской организации должны быть разработаны и доведены до сотрудников методические рекомендации и требования по непрерывному профессиональному образованию.
Для обеспечения контроля качества необходимо определить квалификационные характеристики для различных уровней ответственности в аудиторской организации, а именно:
- подготовить методические рекомендации с описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности;
- определить критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и профессионального уровня, (аудиторская квалификация, необходимая для повышения до уровня, позволяющего выполнять контрольные функции);
- использовать справочник и другие информационные средства с целью доведения до сведения работников информации о процедурах повышения в должности.
Аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.
Должен быть утвержден график проведения аудита и назначений работников для проведения аудита.
В части разработки процедур по осуществлению контрольных полномочий необходимо направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно. Для этого разрабатываются контрольные процедуры.
Для планирования аудита:
- назначение ответственных за планирование лиц;
- подготовка предварительной справочной информации об аудируемом лице;
- составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки;
- анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо и др.
Для поддержания стандартов качества аудиторской организации при выполнении аудиторской работы:
- контроль на всех административных уровнях;
- методические указания в отношении формы и содержания рабочих документов;
- использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники;
- методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита.
Для обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита.
В случае необходимости в аудиторской организации либо вне ее следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями.
Для осуществления контрольных процедур при консультировании необходимо.
Определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять работников к получению консультаций и использованию необходимых источников в случае возникновения сложных или необычных проблем.
Назначать компетентных работников и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций.
Определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, для чего должны быть установлены методы оценки потенциальных аудируемых лиц, в т.ч.:
- получение и просмотр имеющейся финансовой (бухгалтерской) отчетности потенциального аудируемого лица;
- получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному аудируемому лицу. Вопросы могут быть адресованы сотрудникам банка, юристам, обслуживающим данное лицо, и другим представителям финансовых и деловых кругов;
- анализ контактов с предшествующим аудитором (честности руководства, разногласия с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, касающиеся мнения предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов);
- установление того факта, что заключение договора с клиентом не будет нарушать кодекс профессиональной этики аудиторов;
- назначение лица или группы лиц соответствующего уровня для оценки полученной информации о предполагаемом аудируемом лице и решения вопроса о сотрудничестве с ним;
- информировать соответствующих работников о процедурах сотрудничества с аудируемыми лицами;
- назначить лицо или группу лиц для оценки полученной информации и принятия решения о продолжении работы с аудируемым лицом.
Аудиторская организация должна регулярно проводить мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.
Мониторинг — это процесс, предусматривающий непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, включая периодическую инспекцию на выборочной основе завершенных заданий, осуществляемый с целью достижения разумной уверенности в том, что система контроля качества функционирует эффективно.
Для этого:
· определяется объем и содержание программы аудиторской организации по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества (определение целей, подготовка инструкции и программы проверки, используемых при наблюдении; методические указания в отношении объема работ и критериев отбора аудиторских заданий, подлежащих обзорной проверке; периодичность и сроки проведения мероприятий в ходе осуществления наблюдения и т.п.);
· проверяется соблюдение принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора);
· проверяются аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам;
· осуществляются мероприятия по наблюдению;
· проводится общая проверка системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации.