Iii. всеобщая форма стоимости
1 сюртук =
10 фунтов чая =
40 фунтов кофе —
20 аршинам холста. |
1 квартер пшеницы =
2 унции золота = Vî тонны железа = х товара А = и т. д. товара ==
К. МАРКС
§ 1. ИЗМЕНЕННЫЙ ВИД ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ
Относительная форма стоимости имеет теперь совершенно измененный вид. Все товары выражают свою стоимость, во-первых, просто, то есть в одном-единственном другом товарном теле, и, во-вторых, единообразно, то есть в одном и том же другом товарном теле. Их форма стоимости проста и обща им всем, то есть всеобща. Для всех разнородных товарных тел холст имеет теперь значение общего им всем и всеобщего воплощения стоимости. Форма стоимости какого-нибудь товара, то есть выражение стоимости этого товара в холсте, теперь не только отличает этот товар как стоимость от его бытия как предмета потребления, то есть от его собственной натуральной формы, но и ставит его как стоимость в отношении ко всем другим товарам, ко всем товарам как к равным ему. Поэтому в этой форме стоимости товар обладает всеобщей общественной формой.
Только благодаря своему всеобщему характеру форма стоимости соответствует понятию стоимости. Форма стоимости должна была быть такой формой, в которой товары выступают по отношению друг к другу только как сгустки лишенного различий, однородного человеческого труда, то есть как вещные выражения одной и той же субстанции труда. Это теперь достигнуто. Ибо все товары выражены как материализация одного и того же труда, а именно труда, содержащегося в холсте, или как одна и та же материализация труда, а именно — в виде холста. Таким образом, качественно они приравнены друг к другу.
В то же время они подвергнуты количественному сравнению, или представлены по отношению друг к другу как определенные величины стоимости. Например, 10 фунтов чая = 20 аршинам холста и 40 фунтов кофе = 20 аршинам холста. Следовательно: 10 фунтов чая = 40 фунтам кофе. Или: в одном фунте кофе содержится только четвертая часть того количества субстанции стоимости, труда, которое содержится в 1 фунте чая.
§ 2. ИЗМЕНЕННЫЙ ВИД ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ФОРМЫ
Особенная эквивалентная форма развилась теперь во всеобщую эквивалентную форму. Или товар, находящийся в эквивалентной форме, есть теперь всеобщий эквивалент.
Так как натуральная форма товарного тела холст получает значение воплощения стоимости всех других товаров, то она
ФОРМА СТОИМОСТИ
есть теперь форма его безразличия, или непосредственной обмениваемости на все элементы товарного мира. Поэтому натуральная форма холста есть в то же время его всеобщая общественная форма.
Для всех других товаров, хотя они суть продукты самых различных видов труда, холст имеет значение формы проявления труда, содержащегося в них самих, следовательно — воплощения однородного, лишенного различий человеческого труда. Ткачество, этот особенный конкретный вид труда, играет теперь — в силу стоимостного отношения товарного мира к холсту — роль всеобщей и непосредственно исчерпывающей формы осуществления абстрактно-человеческого труда, то есть затраты человеческой рабочей силы вообще.
Именно поэтому содержащийся в холсте частный труд выступает также и как такой труд, который находится непосредственно во всеобщей общественной форме, или в форме равенства со всеми другими видами труда.
Следовательно, если какой-нибудь товар обладает всеобщей эквивалентной формой, или функционирует как всеобщий эквивалент, то его натуральная, или телесная, форма играет роль видимого воплощения, всеобщей общественной оболочки всякого человеческого труда.
§ 3. РАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ И ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ФОРМЫ
Степени развития относительной формы стоимости соответствует степень развития эквивалентной формы. Однако — и это важно отметить — развитие эквивалентной формы есть только выражение и результат развития относительной формы стоимости. Инициатива исходит от последней.
Простая относительная форма стоимости выражает стоимость какого-нибудь товара только в одном-единственном другом товаре, безразлично в каком. Товар получает здесь форму стоимости только в отличие от своей собственной формы потребительной стоимости, или натуральной формы. И эквивалент его получает тоже только единичную эквивалентную форму. Развернутая относительная форма стоимости выражает стоимость какого-нибудь товара во всех других товарах. Поэтому последние получают форму многих особенных эквивалентов,, или особенную эквивалентную форму. В конце концов товарный мир обретает единую, всеобщую относительную форму стоимости, выделяя из своей среды один-единственный товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость. Вследствие
К. МАРКС
этого выделенный товар становится всеобщим эквивалентом, или эквивалентная форма становится всеобщей эквивалентной формой.
§ 4. РАЗВИТИЕ ПОЛЯРНОСТИ МЕЖДУ
ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ФОРМОЙ СТОИМОСТИ
И ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ФОРМОЙ
Полярная противоположность, или нераздельная взаимная связь и столь же постоянное взаимное исключение относительной формы стоимости и эквивалентной формы, — так что 1) какой-нибудь товар не может находиться в одной форме без того, чтобы другой товар не находился в противоположной форме, и 2) коль скоро какой-нибудь товар находится в одной форме, он не может в то же время внутри того же выражения стоимости находиться в другой форме, — эта полярная противоположность обоих моментов выражения стоимости развивается и закрепляется в той же самой мере, в какой развивается или совершенствуется форма стоимости вообще.
Уже в форме I обе формы исключают одна другую, но только формально. Смотря по тому, читаем ли мы уравнение слева направо или справа налево, каждый из двух товаров, — например, холст и' сюртук, — одинаковым образом находится то в относительной форме стоимости, то в эквивалентной форме. Здесь еще довольно трудно уловить полярную противоположность.
В форме II какой-нибудь товар всякий раз может полностью развернуть свою относительную стоимость, или сам он обладает развернутой относительной формой стоимости, лишь потому и постольку, поскольку все другие товары противостоят ему в эквивалентной форме.
Наконец, в форме III товарный мир обладает всеобщей общественной относительной формой стоимости лишь потому и постольку, поскольку все принадлежащие к нему товары исключены из эквивалентной формы, или формы непосредственной обмениваемости. Наоборот, товар, находящийся во всеобщей эквивалентной форме, или фигурирующий в качестве всеобщего эквивалента, исключен из единой и потому всеобщей относительной формы стоимости товарного мира. Для того чтобы холст, — то есть какой-нибудь товар, находящийся во всеобщей эквивалентной форме, — участвовал в то же время также и во всеобщей относительной форме стоимости, он должен был бы относиться к самому себе как к эквиваленту. В та-
ФОРМА СТОИМОСТИ
ком случае получилось бы: «20 аршин холста = 20 аршинам холста», то есть получилась бы тавтология, в которой не выражаются ни стоимость, ни величина стоимости. Чтобы выразить относительную стоимость всеобщего эквивалента, мы должны перевернуть форму III. Всеобщий эквивалент не обладает общей с другими товарами относительной формой стоимости, а его стоимость выражается относительно в бесконечном ряде всех других товарных тел. Таким образом, развернутая относительная форма стоимости, или форма II, оказывается теперь специфической относительной формой стоимости того товара, который играет роль всеобщего эквивалента.
§ 5. ПЕРЕХОД ОТ ВСЕОБЩЕЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ К ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ
Всеобщая эквивалентная форма есть форма стоимости вообще. Следовательно, она может принадлежать любому товару, но всегда только при том условии, что этот товар выталкивается из среды всех других товаров.
Однако уже одно только различие формы между формой II и формой III показывает нечто своеобразное, чего не было в формах I и II. А именно, в развернутой форме стоимости (форме II) один товар исключает все другие товары, чтобы в них выразить свою собственную стоимость. Это исключение может быть процессом чисто субъективным, например, процессом владельца холста, оценивающего стоимость своего собственного товара во многих других товарах. Напротив, во всеобщей эквивалентной форме (форме III) какой-нибудь товар находится лишь потому и постольку, поскольку он сам как эквивалент исключается всеми другими товарами. Исключение есть здесь независимый от исключаемого товара объективный процесс. Поэтому в историческом развитии товарной формы всеобщая эквивалентная форма может принадлежать попеременно то одному, то другому товару. Но тот или иной товар никогда не функционирует действительно в качестве всеобщего эквивалента, разве только, если его исключение, а следовательно, его эквивалентная форма, не есть результат объективного общественного процесса.
Всеобщая форма стоимости есть развитая форма стоимости и потому — развитая товарная форма. Продукты труда, вещественно совершенно различные, не могут обладать законченной товарной формой и потому не могут функционировать в процессе обмена в качестве товаров, если они не представлены как вещные выражения одного и того же одинакового человеческого
К. МАРКС
труда. Это значит: для того, чтобы получить законченную товарную форму, они должны получить единую, всеобщую относительную форму стоимости. Но эту единую относительную форму стоимости они могут приобрести только благодаря тому, что они выделяют из своей собственной среды какой-то определенный товар в качестве всеобщего эквивалента. И лишь с того момента, когда это выделение окончательно ограничится одним специфическим товаром, единая относительная форма стоимости приобретает объективную прочность и всеобщую общественную значимость.
Отныне специфический товарный вид, с натуральной формой которого общественно срастается эквивалентная форма, становится денежным товаром, или функционирует в качестве денег. Исполнение в товарном мире роли всеобщего эквивалента делается его специфической общественной функцией, а следовательно, его общественной монополией. Это привилегированное место среди товаров, которые в форме II фигурировали как особенные эквиваленты холста, а в форме IIIвсе выражали свою относительную стоимость в холсте, исторически завоевал себе определенный товар, а именно золото. Поэтому если мы в форме IIIна место товара холст поставим товар золото, то получится:
IV. ДЕНЕЖНАЯ ФОРМА
2унциям золота |
20 аршин холста = 1 сюртук = 10 фунтов чая = 40 фунтов кофе = 1 квартер пшеницы = V2 тонны железа = х товара А = и т. д. товара =
§ 1.ОТЛИЧИЕ ПЕРЕХОДА ВСЕОБЩЕЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ К ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ ОТ ПРЕЖНИХ ПЕРЕХОДОВ
При переходе от формы I к форме II и от формы II к форме IIIимеют место существенные изменения. Напротив, форма IV отличается от формы IIIтолько тем, что теперь вместо холста формой всеобщего эквивалента обладает золото. В форме IV золото остается тем же, чем холст был в форме III,— всеобщим эквивалентом. Прогресс состоит лишь в том, что форма непосредственной всеобщей обмениваемое™, или всеобщая экви-
ФОРМА СТОИМОСТИ
валентная форма, теперь окончательно срослась в силу общественной привычки со специфической натуральной формой товара золото.
Золото лишь потому противостоит другим товарам как деньги, что оно раньше уже противостояло им как товар. Подобно всем другим товарам, оно функционировало и как эквивалент — как единичный эквивалент в единичных актах обмена, и как особенный эквивалент наряду с другими товарами-эквивалентами. Мало-помалу оно' стало функционировать, в более или менее широких кругах, как всеобщий эквивалент. Как только оно завоевало себе монополию на это место в выражении стоимостей товарного мира, оно сделалось денежным товаром, и лишь с того момента, когда оно уже стало таким денежным товаром, форма IV начинает отличаться от формы III, другими словами — всеобщая форма стоимости превращается в денежную форму.
§ 2. ПРЕВРАЩЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ СТОИМОСТИ В ФОРМУ ЦЕНЫ
Простое относительное выражение стоимости товара, например холста, в товаре, уже функционирующем как денежный товар, например в золоте, есть форма цены. Следовательно, форма цены холста такова:
20 аршин холста = 2 унциям золота,
или, если 2 ф. ст. представляют собой монетное FiasBaHne двух унций золота:
20 аршин холста = 2 фунтам стерлингов.
§ 3. ПРОСТАЯ ТОВАРНАЯ ФОРМА ЕСТЬ ТАЙНА ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЫ
Мы видим, что собственно денежная форма сама по себе не представляет никаких трудностей. После того* как постигнута всеобщая эквивалентная форма, уже совершенно не надо ломать голову, чтобы понять, что эта эквивалентная форма закрепляется за таким специфическим товаром, как золото; понять это тем легче, что всеобщая эквивалентная форма по самой своей природе обусловливает общественное выделение одного определенного товара всеми другими товарами. Дело теперь только в том, что это выделение приобретает объективно общественную консистенцию и всеобщую значимость; поэтому оно не оказывается попеременно уделом различных товаров
К. M A P К С
и имеет отнюдь не только местное значение и не только в каких-то особенных сферах товарного мира.
Трудность, заключающаяся в понятии денежной формы, ограничивается трудностью понимания всеобщей эквивалентной формы, следовательно, всеобщей формы стоимости вообще, формы III. По форма III разрешается ретроспективно в форму II, а конституирующим элементом формы II является форма I: «20 аршин холста = 1 сюртуку», или «х товара А = у товара В». Если мы знаем, что такое потребительная стоимость и что такое меновая стоимость, то мы найдем, что эта форма I есть самый простой, самый неразвитый способ представить любой продукт труда, например холст, как товар, то есть как единство противоположностей потребительной стоимости и меновой стоимости. Вместе с тем мы легко найдем тогда ряд тех метаморфозов, через которые должна пройти простая товарная форма: «20 аршин холста = 1 сюртуку», для того чтобы приобрести свою законченную форму: «20 аршин холста == 2 фунтам стерлингов», то есть чтобы приобрести денежную форму.
t 165
К. МАРКС
[ФРАГМЕНТЫ ИЗ АВТОРИЗОВАННОГО
ФРАНЦУЗСКОГО ИЗДАНИЯ
I ТОМА «КАПИТАЛА»]"
Перевод полностью переработан Печатается по тексту
К. Марксом первого издания
в сентябре 1872 — ноябре 1875 г. 1872—1875 гг.
Перевод с дЗранцузспого
[ 167
LE CAPITALPAR KARL MARX
Traduction de M. J. Roy, entièrement revisée par l'auteur. Paris. Editeurs Maurice Lachatre et Cie
(Карл Маркс. Капитал. Перевод г-на Ж. Руа, полностью переработанный автором. Париж. Издатели Морис Лашатр и К0).
СОДЕРЖАНИЕ
КНИГА ПЕРВАЯ РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Первый отдел
ТОВАР И ДЕНЬГИ
Глава первая. Товар
I. Два фактора товара: потребительная стоимость и меновая стоимость, или стоимость в собственном смысле (субстанция стоимости, величина стоимости) II. Двойственный характер представленного товаром труда
III.Форма стоимости
IV. Фетишистский характер товара и его тайна Глава вторая. Обмен
Глава третья. Деньги, или обращение товаров I. Мера стоимостей II.Средство обращения
a) Метаморфоз товаров. Т — Д. Первый метаморфоз товара, или продажа. Д — Т. Второй, или конечный, метаморфоз — купля
b) Обращение денег
c)Монета. Знак стоимости
К. МАРКС
III. Деньги
a) Образование сокровищ
b) Средство платежа
c) Мировые деньги
Второй отдел ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕНЕГ В КАПИТАЛ Глава четвертая. Всеобщая формула капитала Глава пятая. Противоречия всеобщей формулы капитала Глава шестая. Купля и продажа рабочей силы
Третий отдел
ПРОИЗВОДСТВО АБСОЛЮТНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Глава седьмая. Производство потребительных стоимостей и производство прибавочной стоимости
I. Производство потребительных стоимостей
II. Производство прибавочной стоимости
Глава восьмая. Постоянный капитал и переменный капитал Глава девятая. Норма прибавочной стоимости
I. Степень эксплуатации рабочей силы
II. Выражение стоимости продукта в соответствующих
долях самого продукта
III. «Последний час» Сениора
IV. Чистый продукт Глава десятая. Рабочий день
I. Пределы рабочего дня
II. Свойственная капиталу жажда прибавочного труда.
Боярин и фабрикант
III. Рабочий день в тех отраслях английской промышленности, где эксплуатация не ограничена законом
IV. Дневной и ночной труд. Система смен
V. Принудительные законы об удлинении рабочего дня
с середины XIV до конца XVII столетия VI. Борьба за нормальный рабочий день. Принудительное ограничение рабочего времени в законодательном порядке. Английское фабричное законодательство с 1833 по 1864 год VII. Борьба за нормальный рабочий день. Влияние английского законодательства па другие страны
Глава одиннадцатая. Норма и масса прибавочной стоимости
[фрагменты из французского издания I т. «капитала»! 169
Четвертый отдел
ПРОИЗВОДСТВО ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Глава двенадцатая. Относительная прибавочная стоимость Глава тринадцатая. Кооперация
Глава четырнадцатая. Разделение труда и мануфактура I. Двоякое происхождение мануфактуры П. Частичный рабочий и его орудие
III. Общий механизм мануфактуры. Ее две основные формы: гетерогенная мануфактура и серийная мануфактура
IV. Разделение труда внутри мануфактуры и внутри общества
V. Капиталистический характер мануфактуры
Глава пятнадцатая. Машины и крупная промышленность I. Развитие машин и машинного производства П. Стоимость, переносимая машиной на продукт
III. Ближайшие действия машинной промышленности на рабочего
IV. Фабрика
V. Борьба между рабочим и машиной
VI. Теория компенсации
VII. Отталкивание и притяжение рабочих фабрикой. Кризисы в хлопчатобумажной промышленности VIII. Революционизирование крупной промышленностью мануфактуры, ремесла и работы на дому IX. Фабричное законодательство X. Крупная промышленность и земледелие
Пятый отдел
ДАЛЬНЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Глава шестнадцатая. Абсолютная прибавочная стоимость и
относительная прибавочная стоимость Глава семнадцатая. Изменения в соотношении между величинами прибавочной стоимости и стоимости рабочей силы I. Дано: Продолжительность и интенсивность труда постоянны. Производительность переменна II. Дано: Продолжительность и производительность труда постоянны. Интенсивность переменна
К. МАРКС
III. Дано: Производительность и интенсивность труда постоянны. Продолжительность труда переменна
IV. Дано: Одновременные изменения продолжительности, производительности и интенсивности труда
Глава восемнадцатая. Различные формулы нормы прибавочной стоимости
Шестой отдел ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Глава девятнадцатая. Превращение стоимости или цены рабочей силы в заработную плату Глава двадцатая. Повременная заработная плата Глава двадцать первая. Сдельная заработная плата Глава двадцать вторая. Национальные различия в нормах заработной платы
Седьмой отдел НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА Введение
Глава двадцать третья. Простое воспроизводство Глава двадцать четвертая. Превращение прибавочной стоимости в капитал I. Воспроизводство в расширенном масштабе. Как право собственности при товарном производстве становится правом капиталистического присвоения II. Ошибочное понимание производства в расширенном масштабе
III. Разделение прибавочной стоимости на капитал и доход. Теория воздержания
IV. Обстоятельства, определяющие размеры накопления независимо от той пропорции, в которой прибавочная стоимость делится на капитал и доход. Степень эксплуатации рабочей силы. Производительность труда. Увеличение разницы между применяемым капиталом и потребляемым капиталом. Величина авансированного капитала
V. Так называемый рабочий фонд
Глава двадцать пятая. Всеобщий закон капиталистического накопления I. Когда строение капитала остается прежним, рост накопления ведет к повышению нормы заработной платы
[фрагменты из французского пздания I т. «капитала»! 171
II. Последовательные изменения в строении капитала по мере роста накопления и относительное уменьшение той части капитала, которая обменивается на рабочую силу
III. Возрастающее производство относительного перенаселения, или промышленной резервной армии
IV. Формы существования относительного перенаселения. Всеобщий закон капиталистического накопления
V. Иллюстрация всеобщего закона капиталистического накопления
Восьмой отдел ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ
Глава двадцать шестая. Тайна первоначального накопления Глава двадцать седьмая. Экспроприация сельского населенна Глава двадцать восьмая. Кровавое законодательство против экспроприированных с конца XV столетия. Законы о заработной плате Глава двадцать девятая. Генезис капиталистических фермеров Глава тридцатая. Обратное влияние земледельческой революции на промышленность. Создание внутреннего рынка для промышленного капитала Глава тридцать первая. Генезис промышленного капиталиста Глава тридцать вторая. Историческая тенденция капиталистического накопления Глава тридцать третья. Современная теория колонизации
172 ]
ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ ТОВАР И ДЕНЬГИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ТОВАР
II. ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРЕДСТАВЛЕННОГО ТОВАРОМ ТРУДА
...Более значительное количество потребительной стоимости образует явственным образом большее материальное богатство; двумя сюртуками можно одеть двух человек, одним — только одного и т. д. Однако возрастающей массе вещественного богатства может соответствовать одновременное понижение его стоимости. Это противоречивое движение возникает из двойственного характера труда. Эффективность полезного труда в пределах данного времени зависит от его производительной силы. Следовательно, полезный труд оказывается более или менее обильным источником продуктов в прямой зависимости от увеличения или уменьшения его производительной силы. Напротив, изменение этой последней никогда не затрагивает прямо труда, представленного в стоимости. Так как производительная сила принадлежит конкретному и полезному труду, то она уже не затрагивает труда, как только оставляют в стороне полезную форму. Каковы бы ни были изменения производительной силы труда, один и тот же труд, функционируя в течение одного и того же времени, фиксируется всегда в одной и той же стоимости. Но он приносит за определенное время большую потребительную стоимость, если его производительная сила увеличивается, и меньшую, если она уменьшается. Всякое изменение производительной силы, которое увеличивает плодотворность труда и, следовательно, массу доставляемых им потребительных стоимостей, уменьшает стоимость этой увеличенной массы, если сокращается общее время, необходимое для ее производства. И наоборот.
Из предыдущего следует, что если в товаре и нет, собственно говоря, двух видов труда, то все-таки один и тот же труд в нем
[фрагменты из французского издания I т. «капитала»] 173
противопоставляется себе самому, смотря по тому, относят ли его к потребительной стоимости товара, как его продукту, или к стоимости этого товара, как чисто объективному его выражению. Всякий труд есть, с одной стороны, расходование чело-| веческой силы в физиологическом смысле, и в этом качестве одинакового человеческого труда он образует стоимость товаров. , С другой стороны, всякий труд есть расходование человеческой силы в той или иной производительной форме, преследующей достижение какой-либо особой цели, и в этом качестве конкретного и полезного труда он производит потребительные стоимости, или полезности. Подобно тому, как товар должен быть прежде всего полезностью, чтобы быть стоимостью, так и труд должен быть прежде всего полезным, чтобы считаться расходованием человеческой силы, человеческого труда в абстрактном смысле слова [стр. 181 52.
IV. ФЕТИШИСТСКИЙ ХАРАКТЕР ТОВАРА И ЕГО ТАЙНА
На первый взгляд товар кажется тривиальной и понятной вещью. Наш анализ, напротив, показывает, что это очень сложная вещь, полная метафизических тонкостей и теологических ухищрений. Как потребительная стоимость, он не заключает в себе ничего загадочного, будем ли мы рассматривать его с той точки зрения, что он своими свойствами удовлетворяет человеческие потребности или что эти свойства были приданы ему человеческим трудом. Очевидно, что человек своей деятельностью видоизменяет вещества, доставленные природой, таким образом, чтобы они были ему полезны. Форма дерева, например, изменяется, если делают из него стол. Тем не менее стол остается деревом, обыденной и чувственно воспринимаемой вещью. Но как только он начинает выступать как товар — тут уже совсем другое дело. В одно и то же время он чувственно воспринимаемый и чувственно невоспринимаемый; ему уже недостаточно стоять ногами на земле; он уже становится, так сказать, на свою деревянную башку перед лицом других товаров и предается капризам более причудливым, чем если бы он пустился в пляс.
Мистический характер товара, следовательно, не проистекает из его потребительной стоимости. Он не проистекает также из свойств, которые определяют стоимость. Во-первых, на самом деле, как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, это физиологическая истина, что они являются прежде всего функциями человеческого
7 М. и Э., т. 49
К. МАРКС
организма и что всякая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, есть, в сущности, затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д. Во-вторых, что касается того, что служит для определения количества стоимости, то есть продолжительности этой затраты, или количества труда, то нельзя отрицать, что это количество труда совершенно отчетливо отличается от его качества. При всех общественных укладах человека должно было интересовать то время, которое необходимо для производства средств потребления, хотя и не одинаково на различных ступенях цивилизации х). Наконец, раз люди так или иначе работают друг на друга, их труд тем самым получает общественную форму.
Итак, откуда же возникает загадочный характер продукта труда, как только он приобретает форму товара? Очевидно, из самой этой формы.
Равенство различных видов человеческого труда приобретает форму качества — стоимости продуктов труда; измерение индивидуальных видов труда их продолжительностью приобретает форму величины стоимости продуктов труда; наконец, отношения производителей, в которых проявляется общественный характер их труда, приобретают форму общественного отношения продуктов труда. Вот почему эти продукты превращаются в товары, то есть в такие вещи, которые воспринимаются и не воспринимаются нашими чувствами, то есть в общественные вещи. Так световое воздействие какого-нибудь предмета на глазной нерв представляется не как субъективное раздражение самого нерва, а как чувственно воспринимаемая форма какой-либо вещи, которая существует вне нашего глаза. Следует добавить, что в акте видения свет действительно отбрасывается одним внешним предметом на другой предмет, на глаз; это физическое отношение между физическими вещами. Но форма стоимости и отношение стоимости продуктов труда абсолютно ничего общего не имеют с их физической природой. Это только определенное общественное отношение людей между собой, которое приобретает здесь фантастическую форму отношения вещей. Чтобы найти аналогию этому явлению, надо было бы забраться в туманные области религиозного мира. Там продукты человеческого мозга представляются самостоятельными предметами, одаренными собственной жизнью, имеющими связь с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире това-
•> У древних германцев арпан земли измеряется трудом одного дня; отсюда название арпана: Tagewerk,Mannewerk и т. д. (Juraale или jumelle, terra jurnalls илиdiurnalis). Между прочим,выражение «journal» земли существует все еще в некоторых частях Франции.
[фрагменты из французского издания I т. «капитала»] 175
ров с продуктами человеческих рук. Это можно назвать фетишизмом, который присущ продуктам труда, коль скоро они выступают как товары, фетишизмом, который неотделим от этого способа производства.
Вообще предметы потребления становятся товарами только потому, что они суть продукты частных работ, выполняемых независимо одна от другой. Совокупность этих частных работ образует общественный труд. Так как производители вступают в общественный контакт лишь путем обмена своих продуктов, то и общественный характер их частных работ проявляется прежде всего только в рамках этого обмена. Другими словами, частные работы фактически выступают как звенья общественного труда лишь благодаря тем отношениям, которые обмен устанавливает между продуктами труда и косвенно между производителями. Поэтому последними отношения их частных работ воспринимаются как они есть, то есть не как непосредственные общественные отношения лиц в самом их труде, а как общественные отношения между вещами.
Лишь в обмене продукты труда приобретают в качестве стоимостей идентичное и единообразное общественное существование, отличное от их вещественного и многообразного существования в качестве предметов потребления. Это расщепление продуктов труда на предмет потребления и предмет стоимости расширяется на практике с того момента, когда обмен приобретает распространение и значение, достаточное для того, чтобы предметы потребления производились ради обмена, чтобы стоимостной характер этих предметов имелся в виду уже при самом их производстве. С этого момента частные работы производителей получают на деле двойной общественный характер. С одной стороны, они должны быть полезным трудом, удовлетворяющим общественные потребности и проявляющимся, следовательно, в качестве составных частей совокупного труда, звеньев общественного разделения труда, которое складывается стихийно; с другой стороны, они удовлетворяют разнообразные потребности самих производителей, и поэтому каждый вид полезного частного труда может быть обменен на все другие частные виды полезного труда, то есть он имеет репутацию равного с ними. Равенство работ, которые toto coelo * отличаются друг от друга, может состоять лишь в отвлечении от их реального неравенства, в сведении их к их общему характеру затраты человеческой силы, человеческого труда вообще. И только обмен осуществляет это сведение, ставя лицом
* — do всех отношениях. Ред.
7*
К. МАРКС
друг к другу на равных условиях самые различные продукты труда.
Двойственный общественный характер частных работ отражается в голове производителей только лишь в той форме, которую этим работам придает торговая практика, обмен продуктов. Когда производители вступают в контакт друг с другом и благодаря этому отношению продукты их труда становятся стоимостями, то это происходит не потому, что они видят в стоимостях простую оболочку, под которой скрывается однородный человеческий труд. Как раз наоборот: приравнивая в обмене свои различные продукты друг к другу, они тем самым приравнивают друг к другу свои различные работы. Они это делают, не сознавая этого 1). Таким образом у стоимости не написано на лбу, что она такое. Более того, она превращает каждый продукт труда в иероглиф. Только со временем человек начинает стремиться расшифровать смысл этого иероглифа, проникнуть в тайну общественного творения, которое он сам создает. А превращение полезных предметов в стоимости есть продукт общества точно так же, как и язык.
Сделанное позже научное открытие, что продукты труда как стоимости представляют собой простое выражение человеческого труда, затраченного при их производстве, знаменует эпоху в истории развития человечества, но отнюдь не рассеивает фантасмагории, в силу которой общественный характер труда кажется характером вещей, самих продуктов. Лишь для данной особенной формы производства, для товарного производства, справедливо, что общественный характер самых различных работ состоит в их равенстве как человеческого труда и что этот специфический общественный характер приобретает объективную форму, форму стоимости продуктов труда. Этот последний факт для людей, захваченных механизмом и отношениями товарного производства, представляется, как после, так и до открытия природы стоимости, столь же неизменным и естественным, как газообразная форма воздуха, которая остается все такой же как после, так и до открытия его химических элементов.
Практически лиц, обменивающихся продуктами, интересует прежде всего вопрос: сколько они получат при обмене своих продуктов, то есть пропорция, в которой продукты обмениваются между собой. Когда эта пропорция приобретает известную прочность и становится привычной, тогда кажется, что
»i Поэтому, когдаГалиани говорит: стоимость есть отношение между двумя лицами,«La Ricchézzaè unaragione tra due persone» (Galiani. Delia Moneta.p. 221, том III, издания Кустоди: «ScrittoriClassici Italiani di Economia Politica». Parte Moderna, Milano, 1803),то он должен былбы добавить: отношение, прикрыто« вещной оболочкой,