Этапы (Стадии) проведения аудита

Стадии аудита – временные этапы аудита, характеризующиеся общностью видов выполняемых работ и рисков с которыми сталкивается аудитор.

1. Предиследовательская стадия – на этой стадии аудитор изучает особенности предприятия , изучается учетно-аналитический и контрольный процесс на предприятии, согласовывается с заказчиком объем работ и формы предоставления результатов. Заканчивается подписанием договора на проведение аудита.

2. Стадия планирования - это система мероприятий, направленных на эффективное и своевременное проведение аудита.

3. Основная стадия – предусматривает осуществление аудиторских процедур

4. На заключительной стадии оформляются результаты аудиторской проверки, подписывается аудиторский отчет и аудиторское заключение.

Договор на проведение аудита является основным документом, который удостоверяет факт достижения договоренности о проведении аудита между заказчиком и аудиторской фирмой. Подписанию договора предшествует обмен письмами между сторонами.

Заказчик направляет аудиторское письмо предложение, аудитор отвечает письмом обязательством. После этого осуществляется подписание договора.

Составление договора на проведение аудита

Договор на проведение аудиторской проверки является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения между клиентом и аудитором. Существенной особенностью при его составлении является негласный учет интересов третьей стороны (потребителей информации финансовой отчетности). Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. Этот этап включает в себя, в частности, определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, потребности в привлечении сторонних консультантов и экспертов. В договоре обязательно указывается предмет и срок проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. Договор, как правило, основывается на требованиях Международного стандарта аудита «Условия договоренности об аудиторской проверке».

В предмете договора необходимо четко определить перечень вопросов, которых будет касаться аудиторская фирма в процессе предоставления услуг. В перечне обязательств аудитора необходимо указывать: соблюдение условий конфиденциальности информации; форму, в которой будет выдана информация о результатах работы аудитора (объем и состав переданной заказчикам документации); соблюдение аудитором принципов аудита; соблюдение требований к качеству согласно стандартам и нормативам аудита.

В разделе договора о стоимости работ и порядке расчетов должна указываться исключительно национальная валюта. В случае если цены на аудиторские услуги формируются в иностранной валюте и на дату заключения договора не известен эквивалент суммы в национальной валюте, можно оформить расчет приложением к договору "Протокол согласования стоимости услуг".

Этапы планирования аудита

При планировании аудита следует выделить такие этапы:

— предварительное планирование;

— подготовка общего плана аудита;

— составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская орга­низация положительно решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом. С помощью проведения аналитических процедур ауди­торская организация должна выявить области, значимые для аудита.

В процессе подготовки общего плана и программы ауди­торская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку риска систе­мы внутреннего контроля.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пе­ресмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые изменения, а также причины изменений аудитору следу­ет подробно документировать.

Общий план аудита - это совокупность наиболее важной информации, которую следует принимать во внимание при проведении аудита с учетом специфики предприятия. В общем плане аудиторская организация должна пре­дусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству клиента) и аудиторского заключения.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привле­чения экспертов в процессе проведения аудита.

Программа аудита - это детальный перечень содержания аудиторских процедур.

Собственный риск

Собственный риск – субъективно определяемая аудитором вероятность выявления существенных искажений в БУ, статье баланса, однотипной группе хоз операций, отчетности эк субъекта в целом до того, как эти искажения будут выявлены системой внутреннего контроля.

Признаки повышения вероятности появления ошибок в учете:

- выявление существенных ошибок по рез-там предыдущих контрольных проверок

- сложности ведения БУ, приводящая к ошибкам при обработке данных

- наличие видов затрат, которые сложно подсчитывать и отражать в учетных регистрах

Факторы, влияющие на оценку собственного риска:

1) Местонахождение клиента (страна, регион, экономическая и политическая стабильность)

2) Условия и методы ведения хоз деят-ти (смена поставщиков и покупателей, число банкротств)

3) Штат и организация бизнеса (численность персонала, квалификация, организационная структура)

4) возможность контроля за деятельностью п\п со стороны собственников.

5) доходы и планы операционной деят-ти (уменьшение качества или количества реальной продукции, изменение в технологии пр-ва, существенное отклонение по рез-там инвестирования.

6) Финансово-экономическое состояние п\п

7)Наличие хоз операций, порядок правильного оформления которого неоднозначно трактуется действующим законодательством.

8) наличие редких не стандартных операций

Общий план аудита. Особенности его составления

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также их причины следует подробно документировать.

В общем плане организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

-- реальные трудозатраты;

-- расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

-- уровень существенности;

-- проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков. В случае решения провести выборочный аудит формируется выборка в соответствии с Правилом (Стандартом) « Аудиторская выборка».

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

а) формирование группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению работы;

б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

д) разъяснение руководителем методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем группы и ее рядовым членом.

Общий план аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечание

Руководитель аудиторской организации,

имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени

Руководитель аудиторской группы

29. Аудиторские процедуры.

Аудиторские процедуры – совокупность соответствующих действий аудитора относительно проверки финансово – хозяйственной деятельности, состояние учета и отчетности субъекта хозяйствования.

Аудиторские процедуры могут быть представлены в виде изучения форм и методов учета и определения их соответствия действующим требованиям, получение и анализ информации о деятельности клиента в целом и анализ форм и методов учета с письменным документированием результатов.

Среди аудиторских процедур значительную роль играют аналитические процедуры - МСА№520 «Аналитические процедуры», анализ коэффициентов и тенденций имеющих важное значение при оценке финансово-экономического состояния субъекта хозяйствования, включая последующее изучение их колебаний и взаимосвязей, если они не согласовываются с др. уместной информацией или отклонение от предоставленных значений.

Основной целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определение области потенциального риска и требующие особого внимания аудитора.

На этапе планирования аудита выполнение аудиторских процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта и более точному определению уровня аудиторского риска.

На основном этапе аудита аналитические процедуры помогают выявить отклонения показателей финансовой отчетности.

На заключительной стадии они помогают выявить области проверки, которые требуют дополнительных аудиторских процедур.

Наши рекомендации