Общая характеристика налоговой системы современной России
Проанализируем налоговую систему современной России в соответствии с традиционными характеристиками.
Структура поступлений налогов в консолидированный бюджет России в 2008-2009 гг. представлена в таблице 28.
Таблица 28
Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2009 гг., по видам
Сумма, млрд. руб. | Доля, % | Сумма, млрд. руб. | Доля, % | |
Всего | 7 948,9 | 100,0 | 6 288,3 | 100,0 |
в т.ч. Налог на прибыль организаций | 2 513,0 | 31,6 | 1 264,4 | 20,1 |
Налог на доходы физических лиц | 1 665,6 | 21,0 | 1 665,0 | 26,5 |
Налог на добавленную стоимость | 998,4 | 12,6 | 1 176,6 | 18,7 |
Акцизы | 314,7 | 4,0 | 327,4 | 5,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1708,0 | 21,5 | 1 053,8 | 16,8 |
Налоги на имущество | 493,4 | 6,2 | 569,7 | 9,1 |
Прочие налоги | 255,8 | 3,2 | 231,4 | 3,6 |
Из анализа структуры поступлений можно сделать следующие выводы.
Россия постепенно избавляется от характерной для большинства европейских стран относительно высокой доли косвенного налогообложения.
Если рассмотреть традиционные косвенные налоги – НДС и акцизы, то их суммарная доля в консолидированном бюджете страны в 2008 г. составляла лишь 16,6 %. Даже если убрать из расчета налог на добычу полезных ископаемых, то доля НДС и акцизов едва превышала 20 % налоговых доходов, что меньше, чем в США и Канаде (см. табл. 29).
В 2009 г. в связи с уменьшением финансовых результатов российских организаций доля НДС и акцизов выросла до 23,9 % (до 28,7 %, если исключить из расчетов НДПИ). И, тем не менее, она по-прежнему остается не слишком высокой.
Таблица 29
Доля налогов на товары и услуги в общей сумме налоговых поступлений (без учета социального страхования) в 2005 году, %
Австралия | 27,8 | Мексика | 67,2 | |
Австрия | 40,7 | Нидерланды | 43,6 | |
Бельгия | 35,0 | Новая Зеландия | 32,1 | |
Канада | 29,6 | Норвегия | 34,6 | |
Чехия | 49,7 | Польша | 60,9 | |
Дания | 33,0 | Португалия | 57,0 | |
Финляндия | 42,0 | Словакия | 58,3 | |
Франция | 38,5 | Испания | 39,5 | |
Германия | 45,8 | Швеция | 35,5 | |
Греция | 49,5 | Швейцария | 30,2 | |
Венгрия | 57,4 | Турция | 60,1 | |
Исландия | 43,9 | Великобритания | 37,3 | |
Ирландия | 43,9 | США | 22,8 | |
Италия | 36,1 | ЕС (в среднем) | 40,7 | |
Япония | 28,8 | ОЭСР (в среднем) | 42,1 | |
Корея | 43,5 |
Однако налог на добычу полезных ископаемых в России сконструирован как косвенный налог – им облагается количество или стоимость добытых полезных ископаемых. Примерно 90 % поступлений этого налога – на добычу нефти. И если налог на добычу экспортируемой нефти еще можно рассматривать как дополнение к экспортной пошлине, то налог на добычу нефти, реализуемой на внутреннем рынке, в какой-то степени, является универсальным внутренним косвенным налогом, так как энергетическая составляющая есть в стоимости каждого товара.
Учитывая, что около половины добытой в России нефти реализуется на внутреннем рынке, можно сделать вывод о том, что оценку доли косвенного налогообложения следует повысить еще примерно на 10 процентных пунктов.
Но даже при этом, доля косвенного налогообложения в России ниже, чем в среднем по ЕС, и значительно ниже, чем в странах восточной Европы.
В России характер налогообложения является нейтральным с уклоном в регрессивность.
Ни по одному из значимых налогов не установлена прогрессивная ставка. Более того, НДС отнимает большую долю доходов тех граждан, которые тратят полученный доход на потребление, ставки налогов и взносов на социальное страхование – регрессивные.
Правительство часто напоминает налогоплательщикам, что в России самая низкая ставка подоходного налога. Если сравнить ставку российского НДФЛ с максимальными ставками налога на личные доходы в зарубежных странах (см. табл. 30), то создается впечатление, что в России налогообложение намного мягче. Но различия в налоговом бремени на доходы нельзя увидеть ни при сравнении максимальных ставок, ни минимальных, поскольку ставка применяется к налоговой базе, из которой производятся различные вычеты. Кроме того, необходимо учитывать возврат налогов населению посредством социальных трансфертов. Поэтому гораздо более показательной для оценки налогового бремени является доля заработка, остающегося в распоряжении налогоплательщика (см. табл. 30).
Таблица 30
Максимальные ставки подоходного налога и доля заработка, остающегося в распоряжении налогоплательщика в 2005 году, %
Наивысшая ставка подоходного налога | Доля заработка, остающегося в распоряжении работающего (в среднем) | ||
одинокого | женатого с двумя детьми | ||
Австралия | 48,5 | 76,0 | 89,1 |
Австрия | 42,7 | 67,2 | 81,8 |
Бельгия | 45,1 | 58,0 | 77,9 |
Канада | 46,4 | 76,1 | 87,7 |
Чехия | 28,0 | 75,9 | 98,3 |
Дания | 55,0 | 59,2 | 71,2 |
Финляндия | 49,9 | 68,7 | 76,4 |
Франция | 36,5 | 71,1 | 83,1 |
Германия | 44,3 | 56,7 | 76,2 |
Греция | 33,6 | 76,2 | 74,5 |
Венгрия | 56,0 | 66,3 | 80,4 |
Исландия | 38,2 | 74,4 | 93,9 |
Ирландия | 42,0 | 84,7 | 104,4 |
Италия | 44,1 | 72,7 | 89,2 |
Япония | 47,1 | 81,5 | 85,8 |
Корея | 35,6 | 90,1 | 91,3 |
Мексика | 22,5 | 95,4 | 95,4 |
Нидерланды | 52,0 | 67,7 | 78,0 |
Новая Зеландия | 39,0 | 79,6 | 85,6 |
Норвегия | 43,5 | 71,0 | 79,7 |
Польша | 26,2 | 68,2 | 70,1 |
Португалия | 35,6 | 77,6 | 89,5 |
Словакия | 14,4 | 77,9 | 97,0 |
Испания | 45,0 | 79,8 | 87,2 |
Швеция | 51,6 | 68,8 | 76,0 |
Швейцария | 37,8 | 78,3 | 90,5 |
Турция | 35,6 | 69,5 | 69,5 |
Великобритания | 40,0 | 73,1 | 79,7 |
США | 41,3 | 75,7 | 89,1 |
ЕС (в среднем) | 43,4 | 70,3 | 82,9 |
ОЭСР (в среднем) | 40,4 | 73,7 | 84,9 |
Россия | 13,0 | н.д. | н.д. |
Доля заработка, остающегося в распоряжении налогоплательщика, определяется как отношение дохода, оставшегося после уплаты налогов и социальных взносов (в большинстве стран обязанность по уплате социальных взносов распределена между работником и работодателем), увеличенного на полученные пособия, к начисленной заработной плате.
Из данных таблицы 30 видно, что в большинстве стран деятельность государства изымает 10-20 % заработка женатого работающего с двумя детьми, что делает различия в налогообложении личных доходов в России и зарубежных странах не таким большим, как кажется при сравнении максимальных ставок.
В России у аналогичной категории налогоплательщиков тоже остается в распоряжении не 87 % заработка, а больше, поскольку существуют налоговые вычеты, социальные трансферты (например, материнский капитал, социальные пособия). Однако в основном, налоговые вычеты предоставляются по расходам на обучение, лечение, приобретение жилья (особенно, в ипотеку), т.е. уже обеспеченным людям, которые в состоянии нести эти расходы. Для лиц со средней заработной платой такие расходы, а значит, и вычеты, недоступны. Размеры же общедоступных стандартных вычетов крайне низки: возврат НДФЛ составляет 52 рубля в месяц на самого налогоплательщика плюс 260 рублей в месяц семье на одного ребенка.
В зарубежных странах наибольшие вычеты также у лиц с наибольшими доходами, но прогрессивная ставка подоходного налога устраняет эту несправедливость. В России же и налогообложение личных доходов носит регрессивный характер.
Необходимо отметить различия в доле заработка, остающегося в распоряжении одинокого гражданина и женатого с детьми, демонстрирующие налоговую политику зарубежных стран в отношении поддержки семьи.
В России очень высокая степень централизации налоговой системы.
Доля поступлений по федеральным налогам и сборам в 2009 году составила 88,2 %, по региональным – 7,3 %, по местным – 1,8 %, по специальным налоговым режимам – 2,7 %.
Налоговая политика в России практически полностью определяется решениями, принимаемыми на федеральном уровне.
Прямые и косвенные налоги неравномерно распределены между уровнями бюджетной системы.
Структура налоговых доходов федерального бюджета представлена в табл. 31.
Таблица 31
Поступления налогов и сборов в федеральный бюджет Российской Федерации в 2008-2009 гг., по видам
Сумма, млрд. руб. | Доля, % | Сумма, млрд. руб. | Доля, % | |
Всего | 4078,7 | 100,0 | 3012,4 | 100,0 |
в т.ч. Налог на прибыль организаций | 761,1 | 18,7 | 195,4 | 6,5 |
Единый социальный налог | 506,8 | 12,4 | 509,8 | 17,0 |
Налог на добавленную стоимость | 998,4 | 24,5 | 1207,2 | 40,1 |
Акцизы | 125,2 | 3,1 | 81,7 | 2,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1604,7 | 39,3 | 981,5 | 32,6 |
Прочие налоги | 82,5 | 2,0 | 36,8 | 1,1 |
Основу Федерального бюджета составляют поступления косвенных налогов: НДС, акцизов, НДПИ. В 2008 году наиболее высокой была доля НДПИ. В 2009 году основой бюджета стал НДС, в связи со снижением поступлений по НДПИ вследствие падения цены на нефть.
Такая ситуация обусловлена федеративным устройством России, выбором в качестве универсального косвенного налога НДС и наличием на территории России запасов нефти.
Структуру налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ рассмотрим на примере консолидированного бюджета Республики Карелия (табл. 32).
Таблица 32
Поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Республики Карелия в 2008-2009 гг., по видам
Сумма, тыс. руб. | Доля, % | Сумма, тыс. руб. | Доля, % | |
Всего | 14824,4 | 100,0 | 11809,6 | 100,0 |
в т.ч. Налог на прибыль организаций | 4341,3 | 29,3 | 1271,2 | 10,8 |
Налог на доходы физических лиц | 7327,3 | 49,4 | 7316,2 | 61,8 |
Акцизы | 97,6 | 0,7 | 90,6 | 0,8 |
Налог на имущество физических лиц | 29,1 | 0,2 | 40,8 | 0,3 |
Налог на имущество организаций | 1247,4 | 8,4 | 1432,8 | 12,1 |
Земельный налог | 137,1 | 0,9 | 140,7 | 1,2 |
Транспортный налог | 303,0 | 2,0 | 345,4 | 2,8 |
Налог на игорный бизнес | 171,4 | 1,2 | 66,7 | 0,6 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 283,5 | 1,9 | 255,3 | 2,6 |
Сборы за пользование объектами животного мира | 15,3 | 0,1 | 24,1 | 0,2 |
Государственная пошлина | 28,3 | 0,2 | 38,2 | 0,3 |
Единый налог при упрощенной системе налогообложения | 466,1 | 3,1 | 393,1 | 3,2 |
Единый налог на вмененный доход | 367,2 | 2,5 | 385,4 | 3,2 |
Единый сельскохозяйственный налог | 2,5 | 0,0 | 9,1 | 0,1 |
В противоположность федеральному бюджету, консолидированный бюджет Республики Карелия практически целиком обеспечивается поступлениями прямых налогов, в основном, НДФЛ, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций.
Передача на уровень регионов доходов от имущественных налогов и налога на доходы физических лиц вполне логична: владельцы имущества и получатели доходов оплачивают общественные блага от органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по месту своего нахождения. Что касается налога на прибыль, то центры прибыли крупных фирм распределены по регионам их присутствия неравномерно, в связи с чем используется механизм распределения такими фирмами налога на прибыль по регионам пропорционально стоимости основных средств и заработной плате.
Таким образом, налоговая система России является очень централизованной, нейтральной с уклоном в регрессивность, с преимущественно прямым налогообложением на региональном уровне и косвенным – на федеральном. Такие характеристики не соответствуют лучшим мировым образцам. В то же время они обусловлены институциональными ограничениями, неизбежными на современном этапе развития страны.