Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий: понятие, виды. Особенности возникновения, осуществления и защиты исключительного права на них
Средство индивидуализации – это обозначение, служащее для различения ЮЛ, товаров, услуг, предприятий в сфере гражданского, коммерческого оборота.
К ним относятся фирменные наименования ЮЛ, товарные знаки товаров и знаки обслуживания работ, услуг, а также наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения.
I). Фирменное наименование - это наименование, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при гос регистрации ЮЛ.
Фирменное наименование ЮЛ должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование.
ЮЛ должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. ЮЛ должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов России или иностранном языке.
Правообладателем, т.е. обладателем исключительного права на фирменное наименование выступает сама коммерческая организация. Однако распоряжаться им (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
Коммерческая организация только пользуется своим фирменным наименованием путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в Интернете.
II). Товарный знак и знак обслуживания являются средствами индивидуализации товаров, работ и услуг.
Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров ЮЛ или ИП (Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE, Apple – это все товарные знаки).
Знак обслуживания - это обозначение, служащее для индивидуализации работ или услуг, выполняемых или оказываемых ЮЛ или ИП.
Товарным знаком или знаком обслуживания признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на продукцию, на упаковку, указывается в рекламах, в сопроводительной документации и заменяет собой подчас наименование изготовителя товара.
Гос регистрация товарного знака и знака обслуживания осуществляется Роспатентом в Гос-венном реестре товарных знаков и знаков обслуживания.
На товарный знак, зарегистрированный в Гос-венном реестре товарных знаков, правообладателю выдается свидетельство на товарный знак.
Не признаются товарными знаками обозначения, которые:
а) являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
б) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Товарный знак не может полностью состоять из элементов, представляющих собой:
а) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
б) официальные контрольные, гарантийные печати, награды и другие знаки отличия.
в) и т.д.
Обладателем исключительного права на товарный знак или знак обслуживания может быть ЮЛ или ИП.
Исключительное право - это использование товарного знака или знака обслуживания для индивидуализации товаров, работ или услуг путем размещения товарного знака:
- на товарах (в том числе на этикетках, упаковках товаров);
- при выполнении работ, оказании услуг (для знака обслуживания).
- в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
- в Интернете.
Исключительное право на товарный знак и знак обслуживания действует 10 лет с возможность продлевать неограниченное число раз.
III). Наименование места происхождения товара относится к средствам индивидуализации товаров.
Наименования места происхождения товаров, несмотря на сходство с товарными знаками, обладают рядом специфических признаков:
- обозначение товара в данном случае должно содержать прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности. В этой связи обозначение товара может включать полное или сокращенное официальное или неофициальное название географического объекта - страны, населенного пункта, местности.
- в отличие от товарного знака к наименованию места происхождения товара не предъявляется требование новизны. Это и понятно, т.к. названия географических объектов, включающиеся в обозначения товаров, не являются новыми. Наоборот, именно потому, что они известны публике и связываются ею с определенными свойствами товара, который производится в данной местности, они и подлежат правовой охране (например, Вологодское масло, питьевая минеральная вода Ессентуки, Алтайский мед, Армянский коньяк и т.д.).
Наименование места происхождения товара признается и охраняется только в силу гос регистрации в Роспатенте. Охрана прав конкретного правообладателя осуществляется при условии выдаче ему свидетельства об исключительном праве на такое наименование.
Интеллектуальные права на наименование места происхождения товара состоят из одного исключительного права.
Исключительное право на наименование места происхождения товара - это использование путем размещения наименования места происхождения товара на товарах, этикетках, упаковках и т.д.
Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу по договору, не допускается.
IV). Коммерческое обозначение является средством индивидуализации предприятий.
Под коммерческим обозначением ГК РФ понимает словесное обозначение, с помощью которого индивидуализируется предприятие как имущественный комплекс. Иными словами, им признается само название магазина, кинотеатра, клуба и т.д., которое обычно помещается на вывеске соответствующего заведения. Таким образом, коммерческое обозначения является средством индивидуализации не субъекта, а объекта права, т.е. торгового, промышленного или иного предприятия. Конечно, через коммерческое обозначение косвенно индивидуализируются также владелец данного предприятия и реализуемые им товары, поскольку способы использования коммерческого обозначения в основном совпадают со способами использования фирменных наименований и товарных знаков (указание на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или на их упаковке).