Логистические активности могут быть в виде логистических операций и логистических функций
Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование любого потока (материального и/или информационного или финансового).
Логистическая функция – укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы.
Логистические функции бывают:
Базисные – снабжение, производство, сбыт.
Ключевые: - соблюдение стандартов, управление запасами, транспортировка, тарификация (ценообразование)
Поддерживающие (вспомогательные) : компьютерно-информационные, возврат данных, складирование.
9. Логистической канал — это наименее упорядоченная структура. которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы, которое осуществлял доставку материального потока от производителя к потребителю.
Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множества предприятий и организаций, которые связывают потребителя с производителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой (потребителю).
Звенья логистической цепи:
→ поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов;
→ склады;
→ транспортные предприятия;
→ производители товаров;
→ потребители продукции;
→ распределительные центры;
→ финансовые учреждения (банки, биржи);
→ предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи.
Элементы логистической системы также можно объединить в логистическую сеть, т. е. связать между собой на основе материальных, финансовых и информационных потоков.
Звенья логистической системы могут быть трех основных видов:генерирующие, преобразующие и поглощающие; им соответствуют проходящие вместе с ними информационные потоки. Зачастую встречаются смешанные виды логистической системы, в которых три перечисленные характеристики комбинируются между собой.
8 и 9 . Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические активности, организационно завершенная, с единым процессом управления.
Взаимодействие звеньев логистической системы
Этапы развития логистики
Первый этап: Фрагментализации (до 60-х г)
возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.
Утверждение концепции: 1960-1970
Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг.
развитие компьютерной техники и разработка различных моделей контроля запасов, позволило более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.
Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:
1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;
2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.
На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.
3 этап : Повышение качества (70-80)
(80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:
– быстрый рост стоимости физического распределения;
– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;
– долгосрочное планирование в сфере логистики;
– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;
– централизация физического распределения;
– четкое определение действительных расходов распределения;
– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.
К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
4 этап: Широкое распространение вычислительной техники (80-95)Ренессанс
относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:
– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;
– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;
– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;
– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;
– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.