Бухгалтерский учет совместной деятельности

В силу недостаточной нормативной проработки вопросов по совместной деятельности предприятий практика работы в рамках такой деятельности показывает необходимость решения многих неоднозначных вопросов.

Кратко рассмотрим отдельные из них, касающиеся учета, отчетности и налогообложения.

Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей поручается одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц на основании доверенности (п. 2 ст. 1043 ГК РФ и письмо Минфина РФ от 24. 01. 94 №7 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности”).

Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о результатах совместной деятельности определен указанным выше письмом Минфина РФ от 24. 01. 94 №7. В соответствии с этим порядком данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включается. Стоимость передаваемого имущества для ведения совместной деятельности не списывается каждым участником с его баланса, а подлежит отражению в балансе как краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения в зависимости от срока, на который заключен договор о совместной деятельности. У каждого участника договора передача имущества (материалов, продукции и др.) для осуществления совместной деятельности рассматривается как реализация продукции (работ, услуг).

Исходя из вышеперечисленных условий, для признания факта совместной деятельности налоговыми органами, требуется соблюдение следующих условий:

à наличие уполномоченного лица, ведущего по доверенности общие дела участников;

à ведение отдельного баланса по совместной деятельности уполномоченным лицом наряду с собственным балансом.

Ст. 1048 ГК РФ и ст. 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости их вкладов в общее дело, если иное не предусмотрено договором.

Участники совместной деятельности являются также плательщиками налога на имущество в части имущества, передаваемого в качестве взноса для осуществления совместной деятельности и в части имущества, созданного в результате осуществления совместной деятельности (п. 2 инструкции Госналогслужбы РФ №33 от 08. 06. 95 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”).

По остальным налогам, сборам и платежам (в том числе и во внебюджетные фонды), за исключением платы за землю, в отношении которых нормативными актами налогоплательщик не определен, уплачивать их должен участник, ведущий общие дела товарищества, так как субъектом налогообложения в данном случае является не простое товарищество без образования юридического лица, а организация – уполномоченный участник совместной деятельности и являющаяся юридическим лицом и налогоплательщиком по законодательству РФ.

В нормативных документах не решен вопрос представления налоговой отчетности по совместной деятельности в налоговые органы, поэтому нет единого подхода к данной проблеме.

Представляется, что предприятию-участнику, ведущему общие дела, необходимо согласовывать с налоговой инспекцией, в которой он состоит на учете, объем представляемой налоговой отчетности.

Налоговая инспекция вправе потребовать представления двойных расчетов по каждому виду налога, основываясь на подп. “е” ст. 14 Закона “Об основах налоговой системы в РФ” от 27. 12. 1991 г., которым ей разрешено получать от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиком.

Что касается бухгалтерской отчетности, то необходимо представление уполномоченным участником обособленного баланса по совместной деятельности наряду с балансом по основной деятельности, а также всех остальных форм, предусмотренных соответствующими приказами Минфина РФ по представлению организациями отчетности, так как п. 1 письма Минфина РФ от 24. 01. 94 №7 запрещено включать результаты совместной деятельности в состав баланса участника, ведущего общие дела.

Наши рекомендации