Анализ финансово-хозяйственной деятельности
13.1.ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
13.2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
13.3.ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОЙ БУХГАЛТЕРИИ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.
Вводное занятие.
Ознакомление с целями, задачами и содержанием практики. Общее ознакомление с предприятием, его историей и ролью в регионе и системе рыночных отношений; формой собственности и основными принципами, обеспечивающими развитие предприятия в рыночной экономику; дать общее представление о структуре предприятия (фирмы) в зависимости от основных функций; режимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распорядка; с перспективами развития предприятия, его основными производственными, финансово-экономическими показателями работы, главными задачами управления, отделов, секций, производственных подразделений, правами и обязанностями сотрудников предприятия; с продукцией, выпускаемой предприятием (фирмой) и её значением для экономики страны, назначением и местом данного подразделения в производственном процессе и его взаимосвязью с другими подразделениями производства, системой маркетинга.
Проведение инструктажа по общим вопросам охраны труда и техники безопасности.
Описать (дать) общую характеристику предприятия, его историю и роль в регионе в системе рыночных отношений, форму собственности;, дать общее представление о структуре предприятия (фирмы) в зависимости от его основных функций.
Раздел 1. «Структура и функции бухгалтерии».
Студент должен:
1.1. Ознакомитьсясо структурой и функциями бухгалтерии; распределением работы между отделами и работниками бухгалтерии; нормативными документами по бухгалтерскому учёту, учётной политикой предприятия.
1.2. Знать:
- Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96г.
- Систему нормативного регулирования бухгалтерского учёта на основании ПБУ;
- Элементы учётной политики организации.
1.3. Уметь:
- формировать учётную политику предприятия.
1.4. Выполнить:
- описать структуру и штаты бухгалтерии и составить краткий обзор отделов бухгалтерии, их основных функций, а также прав, функциональных обязанностей ведущих сотрудников;
- описать учётную политику предприятия; предложить свои варианты по элементам учёта.
Раздел 2. «Учёт основных средств, нематериальных активов»
Студент должен:
2.1. Ознакомиться со структурой и классификацией основных средств, нематериальных активов (обзор инвентарных объектов), принципами их оценки, документальным оформлением и аналитическим учётом поступления и выбытия. Порядок проведения инвентаризации основных средств, нематериальных активов. Нормами инвентаризации, применяемыми на предприятии, методикой ежемесячного расчёта амортизационных отчислений. Учётом расходов по ремонту основных средств.
2.2. Знать:
- классификацию основных средств предприятия по общероссийскому классификатору;
- документацию по учёту поступления и выбытия основных средств и НМА;
- учёт поступления и выбытия основных средств;
- порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств;
- нормы амортизации применяемые на предприятии и методику ежемесячного расчёта амортизационных отчислений;
- учёт расходов по ремонту основных средств;
- особенности учёта арендованных основных средств;
- налог по движению основных средств.
2.3.Уметь:
- составлять первичные документы и учётные регистры по учёту основных средств и НМА;
- рассчитывать амортизацию;
- рассчитывать первоначальную стоимость основных средств и НМА;
- проводить переоценку основных средств.
2.4. Выполнить:
- заполнить первичные документы, инвентарные карточки по поступлению, движению (в т.ч. выбытию) основных средств, нематериальных активов;
- рассчитать первоначальную стоимость и результат от выбытия основных средств и НМА;
- произвести расчёты амортизационных отчислений ( по инвентарным объектам);
- заполнить журнал-ордер;
- составить отчётность по движению основных средств, нематериальных активов.
2.5. Рассмотреть практику оформления документов по учёту основных средств и НМА в условиях компьютерной бухгалтерии.
Раздел 3. « Учёт материальных ценностей».
Студент должен:
3.1.Ознакомиться с документацией по учёту материальных ценностей, применяемыми кодами и шифрами; организацией складского хозяйства, отражение движения материальных ценностей на складе и в бухгалтерии; расчётами с поставщиками и подрядчиками; учётом и списанием транспортно-заготовительных расходов. Организацией учёта, порядком выдачи и списания хозяйственного инвентаря. Инвентаризацией материальных ценностей, её документальным оформлением; регистрами бухгалтерского учёта.
3.2.Знать:
- классификацию производственных запасов, их оценку, документацию по учёту МПЗ;
- учёт материально-производственных запасов;
- порядок инвентаризации материальных ценностей, её документальное оформление и отражение в учёте результатов по ней;
- налоги по хозяйственным операциям движения производственных запасов.
3.3.Уметь:
- рассчитать фактическую себестоимость приобретения МПЗ и отпуска материалов, ТЗР;
- составлять первичные документы и заполнять регистры по учёту производственных запасов.
3.4. Выполнить:
- составить первичные документы и накопительные ведомости по движению мате-риальных ценностей;
- рассчитать фактическую себестоимость приобретения материальных ценностей и отпуска материалов;
- составить инвентаризационную опись и сличительную ведомость, определить окончательный результат по инвентаризации;
- сделать расчёт ТЗР, расчёт фактической себестоимости приобретения материальных ценностей;
- произвести расчёт фактической себестоимости отпуска материалов;
- заполнить ведомости и журналы-ордера по учёту материальных ценностей.
3.5. Рассмотреть практику оформления документов по учёту материальных ценностей в условиях компьютерной бухгалтерии.
Раздел 4. «Учёт труда и заработной платы».
Студент должен:
4.1.Ознакомиться с действующей на предприятии системой и формами оплаты труда; первичной документацией по учёту использования рабочего времени, труда и заработной платы; удержаниями и вычетами из заработной платы; порядком оформления расчётов по заработной плате и её выдачи; с расчётами оплаты отпусков; с учётом депонированной заработной платы; с начислениями взносов в пенсионный и другими фондами; с синтетическим расчётом по учёту заработной платы.
4.2. Знать:
- нормативные документы, виды, формы и системы оплаты труда, документацию по учёту личного состава, порядок начисления заработной платы;
- состав фонда заработной платы и выплат социального характера;
- состав затрат на оплату труда включаемых в себестоимость продукции;
- расчёт нормируемой величины расходов на оплату труда;
- учёт расчётов по оплате труда;
- учёт расчётов по социальному страхованию и обеспечению;
- учёт удержаний из заработной платы.
4.3. Уметь:
- составлять первичные документы по учёту труда;
- начислять заработную плату;
- проводить удержания из заработной платы;
- производить начисления единого социального налога;
- заполнять учётные регистры по учёту труда и его оплаты.
4.4. Выполнить:
- составить табель учёта рабочего времени лицевой счёт работника;
- составить расчётно-платёжные ведомости по оплате труда разным категориям работников;
- начислить пособие по временной нетрудоспособности, отпускных;
- составить свод данных по расчётам с рабочими и служащими;
- заполнить журнал-ордер и ведомость к нему.
Провести практические упражнения по составлению бухгалтерских проводок по операциям начисления заработной платы, удержаний из неё, начислений единого социального налога; рассчитать налог на доходы физического лица по отдельном работникам за различные периоды времени. Оформить необходимый набор документов для налоговой инспекции.
4.5.Рассмотреть практику учёта труда и заработной платы в условиях компьютерной бухгалтерии.
Раздел 5.«Учёт затрат на производство
и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».
Студент должен:
5.1.Ознакомиться: с организацией учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; с системой счетов для учёта затрат на производство (основное, вспомагательное), общепроизводственными и общехозяйственными расходами; с организацией аналитического учёта затрат на производство, содержанием и формированием разработочных таблиц, справок-расчётов, ведомостями, необходимых для заполнения учётных регистров по счетом производственных затрат; с методами учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
5.2.Знать:
- «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», и другие нормативные документы;
- основные принципы организации учёта на производство и калькулирование себестоимости продукции, классификацию производственных затрат, состав затрат включаемых в себестоимость продукции;
- учёт расходов по элементам затрат и по статьям калькуляции;
- учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств;
- сводный учёт затрат на производство, методы учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости;
- учёт и оценку незавершённого производства, документацию по учёту.
5.3. Уметь:
- составлять документацию по учёту затрат на производство продукции (работ, услуг);
- определять фактическую производственную себестоимость готовой подукции.
5.4.Выполнить:
- практические задания по составлению ведомостей распределения материалов, заработной платы с использованием первичных документов. Составить расчёты распределения общехозяйственных расходов;
- подсчитать затраты по вспомагательному производству и их распределение между потребителями продукции (работ, услуг);
- составить журналы ордера.
- определить размер незавершённого производства. Заполнить акты о браке. Заполнить калькуляционные листы и определить себестоимость единицы продукции.
5.5.Рассмотреть практику учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в условиях компьютерной бухгалтерии.
Раздел 6. «Учёт готовой продукции и её реализация».
Студент должен:
6.1. Ознакомиться: с системой учёта готовой продукции, отгрузки и её реализации; оценкой готовой продукции; методикой расчёта сумм, полученных за реализованную продукцию, фактических затрат на её производство и сбыт; документацией готовой продукции, её отгрузкой и реализацией.
6.2. Знать:
- учёт готовой продукции и её оценку, учёт коммерческих расходов; методы учёта готовой продукции;
- документацию по учёту готовой и отгруженной продукции её реализации
- учёт реализации продукции, работ и услуг и определение результатов от реализации;
- учёт инвентаризации готовой и отгруженной продукции;
- налоги по хозяйственным операциям реализованной продукции.
6.3.Уметь:
- рассчитывать результаты от реализации продукции, работ и услуг;
- составлять документацию по учёту готовой продукции и её реализации.
6.4.Выполнить:
- заполнить первичные документы: на сдачу готовой продукции из производства на склад, отгрузку продукции. Составить реестры, предъявляемые на инкассо платёжных требований. Записать документы на отгрузку продукции в ведомости №16.
- определить фактическую себестоимость отгруженной и реализованной продукции;
- произвести расчёты налога с оборота и внепроизводственных доходов. Записать их в учётные регистры;
- выполнить расчёт финансовых результатов от реализации;
- составить журнал-ордер №11.
6.5.Рассмотреть практику учёта готовой продукции и её реализацию в условиях компьютерной бухгалтерии.
Раздел 7 . «Учёт денежных средств и расчётов».
Студент должен:
7.1. Ознакомится: с законодательной и нормативной базой хозяйственных связей и расчётных отношений предприятий, с действующей системой организации расчётов между поставщиками и покупателями; с принципами учёта денежных средств и кредитных операций, кассовых операций, денежных документов, переводов в пути, подотчётных сумм. Роль банков в отношениях с клиентами (поставщиками, подрядчиками).
7.2.Знать:
- порядок ведения кассовых операций в РФ, нормативные документы по учёту денежных
средств, расчётных и кредитных операций в РФ;
- состав первичной документации и учётные регистры по учёту кассовых операций и операций на расчётном счёте;
- учёт кассовых операций;
- учёт кредитных операций;
- учёт расчётов с подотчётными лицами, документальное оформление, формы расчётов, применяемых на предприятии;
- учёт операций по расчётному и другим счетам в банке;
- порядок составления отчёта о движении денежных средств.
7.3.Учеть:
- составлять, обрабатывать денежные документы, учётные регистры по учёту денежных средств, документы отчётности;
- рассчитывать суммы процентов по кредитам банка и займам
7.4.Выполнить:
- документальное оформление кассовых операций; заполнить журнал-ордер №1 и
ведомость к нему;
- документальное оформление и учёт операций по расчётному счёту;
составить бухгалтерские проводки и произвести записи в журнал-ордер №2 и ведомость
к нему;
- составление, проверка и обработка авансовых отчётов составить бухгалтерские проводки
и произвести запись в журнал-ордер №7;
- учёт расчётов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и подрядчиками,
покупателями и заказчиками; с бюджетом и органами социального страхования;
- произвести записи в журнал-ордер №3,8.
- учёт банковских кредитов; порядок оформления расчётов;
- составить бухгалтерские проводки, отразить их в журнал-ордере №4 и ведомости №3.
7.5.Рассмотреть практику учёта денежных средств и расчётов в условиях компьютерной бухгалтерии.
8. «Учёт финансовых инвестиций и ценных бумаг».
Студент должен:
8.1.Ознакомится с видами ценных бумаг и нормативной базой их оборота. С учётом финансовых вложений (инвестиций) и ценных бумаг. С учётом по фиксированному проценту. С документацией по операциям с ценными бумагами и финансовыми вложениями.
8.2.Знать:
- правовую основу финансовых вложений, понятие финансовых вложений, их виды и особенности учёта;
8.3.Уметь:
- решать ситуационные задачи по приобретению ценных бумаг, их оприходованию и реализации, отражать финансовый результат;
8.4.Выполнить:
- составить бухгалтерские проводки по операциям финансовых вложений,:
- определить финансовый результат от финансовых вложений, отразить их в учётных регистрах.
8.5.Рассмотреть практику учёта на предприятии ценных бумаг в условиях компьютерной бухгалтерии. Расчёты и клиринг по ценным бумагам.
9. «Учёт фондов и финансовых результатов».
Студент должен:
9.1. Ознакомится с нормативными документами по организации учёта уставного капитала, фондов специального назначения, прибыли; учётом уставного капитала фондов и резервов; с учётом финансовых результатов и использования прибыли; с учётом расчётов с учредителями.
9.2.Знать:
- нормативные документы по учёту фондов и финансовых результаты хозяйственной
деятельности предприятия;
- учёт использования прибыли;
- порядок образования фондов;
- отчётность о финансовых результатах работы предприятия, документацию по учёту.
9.3.Уметь:
- определять финансовый результат хозяйственной деятельности организации;
- заполнять документацию.
9.4.Выполнить:
- рассчитать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, составить бухгалтерские проводки по учёту прибыли формированию фондов, резервов;
- занести в журналы-ордера данные по операциям, связанным с движением фондов и учетом прибыли и убытка.
9.5.Рассмотреть практику учёта фондов и финансовых результатов в условиях компьютерной бухгалтерии.
Раздел 10. «Налоги и налогообложение».
Студент должен:
10.1. Ознакомится с законодательной и нормативной базой налоговой системы РФ, типами и видами налогов. Система налогообложения предприятия, её основные элементы. Налоговые ставки и налоговые льготы. Ознакомится с регистрационной карточкой налогоплательщика, формированием лицевых счетов, порядком исчисления налогов, сроками уплаты и представления расчётов. Особенности исчисления того или иного налога.
10.2. Знать:
- законодательную и нормативную базу.
10.3.Уметь:
- рассчитывать налогооблогаемую базу,
- заполнять налоговые декларации и справку - расчёт.
10.4.Выполнить:
- используя отчётность предприятия, составить справку-расчёт, заполнить налоговые декларации по налогам уплачиваемым предприятием;
- составить бухгалтерские проводки по расчетам и оплате налогов.
10.5.Рассмотреть практику организации налогообложения в условиях компьютерной бухгалтерии.
Раздел 11. «Отчётность».
Студент должен:
11.1.Ознакомиться с организационно-экономической характеристикой предприятия (фирмы); с положением о бухгалтерских счетах и балансах, формах и содержанием квартальной, полугодовой отчётности, особенностями составления отчёта за год. Учётными работами, связанными с составлением годового отчёта. Методическими приемами и контрольно-ревизионными процедурами, планированием и организацией контрольно-ревизионной работы. Порядком проведения инвентаризации.
11.2.Знать:
- нормативные документы по формированию бухгалтерской отчётности;
- учётные работы по составлению годового отчёта;
- объём и содержание годового отчёта предприятия, организации.
11.3.Уметь:
- составлять формы отчётности:
11.4.Выполнить:
- произвести записи о Главную книгу, вывести остатки по ней;
- составить сальдовый баланс, др. формы отчётности;
11.5.Рассмотретьпрактику организации отчетности предприятия (фирмы) в условиях компьютерной бухгалтерии – формирование отчетности.
Раздел 12. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Студент должен:
12.1. Ознакомиться с организацией аналитической работы, с информационной базой (плановая, нормативная, данные оперативного, бухгалтерского, статистического учёта и отчётности; с видами хозяйственного и экономического анализа, его особенностями, присущими предприятию; последовательностью проведения анализа, документальным оформлением..
12.2. Выполнить практические работы по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы): - анализ финансовых результатов, прибыли; -анализ деловой активности.
12.3.Рассмотреть практику организации анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в условиях компьютеризации.
Раздел 13. «Обобщение материала и оформление отчёта по практике».
В соответствии с программой практики студент должен вести дневник-отчёт, в который систематически вносятся записи о проделанной работе, а также отбирается материал для подготовки и написания отчёта о практике. Сбор материалов для составления отчёта о практике проводится на протяжении всего периода практики в соответствии с перечнем вопросов, предусмотренных заданием.
В заключительный период практики руководитель практики от предприятия должен давать отзыв о выполнении практикантом работы, содержанием собранного материала и дать характеристику его теоретической подготовки. Деловых качеств, организаторских способностей.
Отзыв подписывается руководителем практики и заверяется печатью предприятия (фирмы).
Руководитель практики от ОНТ преподаватель ____________Григорьева О.П.