Анализ ассортимента и структуры продукции(сущность, показатели, влияние на эффективность)
Ассортимент –перечень выпускаемых п-п изделий с указанием артикула размера и т.д. Развернутый ассортимент отражается в договорах между покуп-и и пост-и. % выполнения плана по ассор-ту рассч-ся путем отношения продукции, зачтенной в выполнении плана по ассо-ту к плановому объему продукции: %АСС = (ΣПасi/Пп)*100%.В выполнение плана по ассортименту засчитывается факт-й выпуск продукции, но не выше запланированного.
Структура продукции –соотношение отдельных ее видов в общем объеме выпускаемой прод. Выполнить план по структуре означает сохранить в фактич-м объеме вып-й прод. запланированное соотношение отдельных ее видов. Т.к. материалоемкость, трудоемкость, рентабельность отдельных видов продукции различны, изменение структуры выпускаемой продукции оказывает влияние на такие показатели, как себест-ть прибыль, объем выпус-ой прод-и в стоимостном выражении.
% выполнения плана по структуре определяется путем отношения выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по структуре, к фактическому объему выпускаемой продукции. В выполнение плана по структуре засчитывается фактический выпуск при фактической структуре, но не выше фактического выпуска при плановой структуре. Фактический выпуск при плановой структуреопределяется путем умножения фактического выпуска продукции (всего) на плановый уд-й вес каждого вида продукции.
106. Анализ качества продукции (сущность, показатели, способы определения – примеры).Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Колич-я хар-а одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: - удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; - удельный вес аттестованной продукции. Индивидуальные показатели харак-ют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству прод-ии исп-ют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения факт-ого и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. Качество прод-ии является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы п/п-я, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П)
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту с/с прод-и и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной прод-и, определяют потери от брака и потери прод-и. После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возник-ия, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
107.Анализ себестоимости продукции (сущность, виды, влияние на эффективность – примеры)
Анализ себестоимости проводят по следующим направлениям:
1. Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.
2. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
3. Анализ себестоимости важнейших изделий.
4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
5. Анализ косвенных затрат.
Изучение структуры затрат на произ-во и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фак-ки выпущенной прод-ии сос-ют следующий этап анализа с/с.
А-з себ-сти начинают с анализа динамики себ-сти всей товарной прод-и. При этом сравнивают факт-кие затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе а-за выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.
А-з структуры себ-сти проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.
При помощи показателей структуры рассматривается влияние каждой статьи на сумму абс-ой и отнс-ой экономии или перерасхода затрат. А-з структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себ-сть прод-ии. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себе-сть 1 руб. товарной прод-ии расч-ся уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.
108. Анализ прибыли предприятия (сущность, виды, резерв увеличения – примеры).
А-з формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
А-з состава и динамики балансовой прибыли.
А-з финансовых результатов от обычных видов деятельности.
А-з уровня среднереализационных цен.
А-з финансовых результатов от прочих видов деятельности.
А-з рентабельности деятельности предприятия.
А-з распределения и использования прибыли
В а-зе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Прибыль от продаж продукции в целом по п-приятию зависит от четырех факторов первого ур-ня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себес-сти (Зi) и ур-ня среднереализационных цен (Цi).
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной. (
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
структуры товарной продукции
средних цен реализации
себестоимости реализуемой продукции
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:.Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат..
Следует проанализ-ать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов прод-ии, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид.
109.Анализ рентабельности
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые рез-ты деят-ти п/п-я, яв-ся рентаб-сть. Рентаб-сть хар-ет прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или в иные финансовые операции.
На составе им-ва п/п-я, в к-ое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателем хоз-ых и финн-ых операциях, основывается система показателей рентаб-сти:
- коэф-т рентабельности продаж (К1):
К1 = Рn / N, где
Рn – прибыль от продаж;
N – выручка.
Рост коэф-та может отражать рост цен при постоянных затратах на произ-во или снижение затрат при постоянных ценах. Снижение коэф-та свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах или о повышении затрат на произ-во при постоянных ценах, что харак-ет снижение спроса на прод-ию.
- коэф-т рентаб-сти всего капитала (К2): К2 = Р /В, где Р – чистая прибыль; В – валюта баланса.
Этот коэф-т хар-ет эф-сть исп-ия всего им-ва п/п-я. Снижение коэф-та свидетель-ет о снижении спроса на прод-ию и о перенакоплении активов.
- коэф-т рентабельности ОС и прочих ВОА (К3): К3 = Р / F, где Р – чистая прибыль; F – внеоборотные активы.
Увеличение коэф-та при снижении К2 свидетельствует об избыточном увели-и мобильных средств. Это проявляется в виде излишних товароматериальных ценностей, затоваривание ГП, чрезмерного увеличения деб.эадол-ти.
- коэф-т рентаб-сти соб-ого кап-ла (К4): К4 = Р / Сс, где: Р – чистая прибыль; Сс – собственный капитал.
Данный коэф-т показывает эф-сть исполь-ия соб-ого кап-ла и исполь-ся для оценки котировок акций на бирже.
- коэф-т рентаб-сти перманентного капитала (К5):
К5 = Р / (Сс+З), где Р – чистая прибыль; Сс – собственный капитал; З – долгосрочные обязательства.
Этот показатель хар-ет эф-сть исп-ия средств, вложенных в д-сть фирмы на длительный срок.
По рез-там расчетов делается обобщающее заключение о рентаб-сти произ-ва в целом.
С помощью перечисленных выше показателей рентабельности можно проанализировать эф-сть использования активов предприятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.