Нормируются ли расходы на рекламу, размещаемую на транспорте, в том числе в метрополитене (пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ относит к ненормируемым расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов (абз. 3 п. 4 ст. 264).

Про учет расходов на рекламу, размещенную на транспорте, в Налоговом кодексе РФ не указано ничего. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" разделяет наружную рекламу и рекламу на транспорте.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно официальной позиции расходы на рекламу, размещенную на транспортных средствах, в том числе в метрополитене, относятся к нормируемым расходам и учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Есть примеры судебных решений, из которых следует, что расходы на рекламу к ненормируемым расходам не относятся. Аналогичное мнение высказано в авторских консультациях.

В то же время есть судебное решение, согласно которому расходы на рекламу в метрополитене не нормируются.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Расходы нормируются

Письмо Минфина России от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334

Финансовое ведомство разъясняет, что реклама, размещенная на транспорте, не относится к наружной, поэтому расходы на такую рекламу учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо Минфина России от 30.12.2005 N 03-03-04/2/148

Письмо Минфина России от 15.07.2005 N 03-03-04/1/75

Консультация эксперта, 2006

Статья: Расходы на рекламу: острые углы ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 8)

Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-03-04/1/361

Финансовое ведомство указало, что деятельность метрополитена в соответствии с кодом 60.21.23 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, относится к деятельности сухопутного транспорта. В связи с этим расходы на размещение рекламы в метрополитене учитываются при налогообложении прибыли, но в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Аналогичные выводы содержит...

Письмо УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 N 20-12/43630

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2011 по делу N А44-6339/2009

Суд указал, что расходы на рекламу в метрополитене относятся к расходам на транспортных средствах и являются нормируемыми. При этом суд отметил, что к таковым относятся также затраты на рекламу, размещенную на эскалаторных щитах и сводах станций метрополитена.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152

Суд указал, что расходы по размещению рекламы на транспорте в ненормируемые расходы включены быть не могут.

Консультация эксперта, 2005

Автор указывает, что реклама на эскалаторах, в вестибюлях и вагонах метрополитена не отвечает признакам наружной рекламы. Законодательство о рекламе (как утративший силу Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ, так и вновь принятый Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ) разделяет наружную рекламу и рекламу на транспорте. Исходя из этого, автор делает вывод, что расходы на размещение рекламы на транспорте, в том числе в метрополитене, являются нормированными и учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Позиция 2. Расходы не нормируются

Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2007, 01.06.2007 N КА-А40/4651-07 по делу N А40-66040/06-151-394

Суд указал, что реклама в метрополитене относится к наружной рекламе, следовательно, данные затраты учитываются в полном объеме. При этом в рассматриваемый спорный период действовал Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", однако вновь принятый Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ, так же как и старый, разделяет наружную рекламу и рекламу на транспорте.

Наши рекомендации