Сравнительный анализ инструментов регилированния мировой кредитной системы
Мировой кредитный рынок регулируют несколько институтов. Основными являются организации входящие в систему ООН. Это Мировой валютный фонд (МВФ) и от Группы всемирного банка Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). МВФ предоставляет кратко и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.В таблице 1.1[11] разобраны инструменты международного кредита МВФ.
Одна из основных функций МВФ состоит в оказании финансовой помощи странам-членам в соответствии с политикой и процедурами МВФ в случае фактических, будущих или потенциаль-ных трудностей в области платежного баланса. Эта финансовая помощь позволяет странам пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжить оплату импорта и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем в области платежного баланса.Финансирование МВФ обеспечивает резервные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить для исправления проблем платежного баланса и восстановления условий для активного экономического роста.
МВФ может направлять полученные в счет квот авуары в национальных валютах стран, характеризующихся прочным финансовым положением, на финансирование своих государств-членов. Исполнительный совет обычно избирает эти валюты ежеквартально с учетом состояния платежного баланса и резервов государств-членов. Большинство из них составляют валюты стран с развитой экономикой, но в этот список также включались валюты стран сформирующимся рынком, а в некоторых случаях и стран с низкими доходами. Авуары МВФ в этих валютах вместе с его собственными авуарами специальных прав заимствования (СДР) составляют его используемые ресурсы для предоставления кредитов. В случае необходимости МВФ может на временной основе привлекать заемные средства для пополнения этих ресурсов, как через свои постоянные соглашения о займах, так и по двусторонним соглашениям.
Таблица 1.1
Инструменты мировой кредитной системы МВФ[11]
Название и описание инструмента | Особенности | Вид кредита, срок действия, срок погашения, процентная ставка. |
Договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА). В исторической перспективе основная часть нельготной помощи МВФ предоставляется через СБА. СБА предназначены для помощи странам в преодолении краткосрочных проблем с платежным балансом. | Кредиты СБА могут предоставляться в порядке предосторожности (когда страны предпочитают не использовать утвержденные кредиты, но сохраняют возможность сделать это при ухудшении ситуации). СБА предусматривает гибкость в отношении этапов, в соответствующих случаях с концентрацией предоставляемых средств на начальном этапе. | Срок действия СБА составляет обычно 12–24 месяцев, кредит погашается в течение 3¼-5 лет с момента фактического предоставления.Ставка сбора 1,050%. Не льготный кредит. |
Гибкая кредитная линия (ГКЛ). ГКЛ предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики.(см. приложение 1) | Договоренности о ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критериям доступа. Фактическое предоставление средств в рамках ГКЛ не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики, как в случае СБА, поскольку страны, отвечающие условиям ГКЛ, продемонстрировали положительные результаты в реализации надлежащих мер макроэкономической политики. | Срок действия ГКЛ составляет один или два года с промежуточным обзором соответствия критериям после одного года. Сроки погашения ГКЛ являются такими же, как и в рамках СБА. Ставка сбора 1,050%. Не льготный кредит. |
Линия превентивной поддержки и ликвидности (ЛПЛ). ЛПЛ предназначена для стран с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики. | В странах, соответствующих 3критериям ЛПЛ, могут присутствовать умеренные факторы уязвимости, и эти страны могут не отвечать стандартам соответствия критериям ГКЛ, но они не требуют значительных корректировок в экономической политике, которые обычно связаны с СБА. Для всех договоренностей ЛПЛ в общей сложности может достигать 1000 процентов квоты. | Продолжительность договоренности ЛПЛ составляет шесть месяцев или от одного до двух лет.Сроки погашения ЛПЛ являются такими же, как и в рамках СБА. Ставка сбора 1,050%. Не льготный кредит. |
Продолжение таблицы 1.1
Механизм расширенного кредитования (ЕФФ). Этот механизм был создан в 1974 году для содействия странам в преодолении среднесрочных и более долгосрочных проблем, связанных с платежным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуютфундаментальных экономических реформ. | Допускается также максимальный срок до 4 лет, обусловленный наличием потребности в финансировании платежного баланса, выходящей за рамки трехлетнего периода, продолжительным характером корректировки, необходимой для восстановления макроэкономической стабильности, и наличием достаточных гарантий относительно возможности и желания государства-члена провести глубокие и последовательные структурные реформы. | Как правило, срок договоренностей в рамках ЕФФ больше, чем при СБА, обычно он не превышает 3 лет в момент утверждения. Срок погашения: 4½–10 лет со дня фактического предоставления средств. Ставка сбора 1,050%. Не льготный кредит. |
Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ). РФИ был введен взамен прежних механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. | РФИ обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ в рамках РФИ ограничивается годовым лимитом в 50 процентов квоты и общим лимитом доступа в 100 процентов квоты. | По экстренным кредитам действуют те жеусловия, что и по ГКЛ, ЛПЛ и СБА, сроки погашения составляют 3¼–5 лет. Ставка сбора 1,050%. Не льготный кредит. |
Расширенный кредитный механизм (ЕКФ). Главного инструмент Фонда для оказания среднесрочной поддержки странам с низкими доходами, испытывающим длительные трудности с урегулированием платежного баланса. | Заменил механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) в 2013 году. | Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет. Льготный кредит. |
Кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса. | Может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности.СКФ в 2013 году заменил компонент высокого доступа механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ). | Финансирование в рамках СКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет. Льготный кредит. |
Механизм ускоренного кредитования (РКФ) обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса. | Введение РКФ упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств.(см. приложение 2) | Финансирование в рамках РКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет. Льготный кредит. |
Всемирный банк предлагает широкую гамму кредитных решений проблем развития для всего мира. Финансируя любой проект, Банк со всей серьёзностью относится к ответственности, которую он несёт перед странами-членами, донорами и инвесторами. Банк настойчиво работает над соблюдением надлежащего порядка проведения закупок для проектов, дабы обеспечить целевое расходование кредитных и иных средств. Кредиты МБРР предоставляются динамично развивающимся странам, а кредиты МАР для слабо развивающихся (см. таблицу 1.2 [12]).
Успехи в деле сокращения бедности, достигнутые за последние 20 лет, дают возможность представить себе мир, в котором бедность была ликвидирована в течение жизни одного поколения. Однако более миллиарда человек во всем мире по-прежнему живет в крайней бедности – менее чем на 1,25 долл. США в день. Проблемы сокращения бедности в различных странах и регионах становятся все более многообразными и несхожими, а при их решении необходимо будет опираться на межотраслевые подходы. Достижения становятся весомее тогда, когда инвестиции – в том числе создание более благоприятных условий для частных инвестиций и роста производительности, наращивание человеческого капитала и содействие экономическому росту, не оказывающему негативного воздействия на климат, хорошо продуманы, когда налажена межотраслевая и межрегиональная координация действий, и когда экономический рост отвечает интересам всех слоев населения. Забота о большей социальной справедливости в сочетании с учетом необходимости экономического роста поможет добиться того, чтобы процветание не обошло стороной и 40 процентов самых малообеспеченных членов общества.
Глубина и широта знаний, накопленных Группой Всемирного банка в различных областях, в сочетании с широким спектром имеющихся у нее инструментов финансового и технического содействия способны помочь странам в решении этих проблем. В истекшем финансовом году в Группе Всемирного банка произошли исторические институциональные перемены. Так, например, создание департаментов глобальной практики и комплексных решений облегчит распространение опыта, дополнит принятую в Группе Всемирного банка модель взаимодействия со странами и сильные стороны действующей сети региональных подразделений и страновых представительств Группы. Претворение в жизнь этих изменений означает создание более гибкой глобальной структуры и повышение способности Всемирного банка помогать странам двигаться к достижению двух взаимосвязанных целей – искоренению крайней бедности и ускоренному достижению всеобщего процветания.
Процентные ставки низкие, как и во всех развитых странах. Таким образом, правительства и частные фирмы могут позволить себе мировые кредиты по цене развитых стран. Как правило во всех развивающихся странах процентные ставки высокие. В таблице 1.3[12] это можно рассмотреть подробнее.
Таблица 1.2
Инструменты мировой кредитной системы МБРР и МАР[3]
Описание | Особенности | Вид кредита, срок действия, срок погашения, процентная ставка. |
Финансирование инвестиционных проектов (ФИП). Используется во всех секторах и областях деятельности, прежде всего в таких, как инфраструктура, развитие человеческого потенциала, сельское хозяйство и государственное управление. | В отличие то кредитования на коммерческих условиях, осуществляемое Банком ФИП не только обеспечивает предоставление необходимых финансовых ресурсов странам-заемщикам, но также служит устойчивым механизмом распространения глобальных знаний и оказания технической помощи. | ФИП рассчитано на долгосрочную перспективу (от 6 до 10 лет). |
Операции в поддержку политики развития (ОПР).Операции в поддержку политики развития предусматривают ускоренное оказание финансовой помощи, позволяющей заемщику покрыть текущие или прогнозируемые потребности в финансировании. | ОПР имеют целью содействие усилиям, прилагаемым заемщиком к обеспечению устойчивого развития в рамках программы действий политического и институционального характера, таких как повышение эффективности управления государственными финансами, улучшение инвестиционного климата, устранение недостатков с целью повышения эффективности оказания услуг и диверсификация экономики. | Операции в поддержку политики развития обычно рассчитаны на один-три года и предусматривают |
БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ Всемирный банк содействует эффективному использованию финансовых ресурсов путём оказания традиционных и инновационных финансовых услуг, включая применение соответствующих инструментов смягчения риска. | Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставляет странам-членам, имеющим право на получение его помощи, полный спектр банковских продуктов и услуг в области управления рисками. | Эти банковские продукты характеризуются максимальной гибкостью, обеспечивая индивидуальный подход к таким условиям, как график погашения задолженности, выбор валюты займа, в том числе и местной валюты, а также стабильность процентной ставки. |
ТРАСТОВЫЕ ФОНДЫ И ГРАНТЫ Трастовые фонды представляют собой финансовые и административные договоренности Всемирного банка с внешними донорами, позволяющие финансировать посредством грантов, кредитов, займов или гарантий высокоприоритетные потребности развития, включая техническое содействие, консультационные услуги, снижение бремени задолженности переход к мирной жизни в постконфликтный период и софинансирование. | Средства трастовых фондов учитываются отдельно от собственных ресурсов Банка.Банк также предоставляет гранты, которые финансируются напрямую или управляются партнерствами. Большая их часть направлена на поощрение новых идей, подходов и решений проблем развития, сотрудничества с другими организациями, а также вовлечение заинтересованных сторон в процесс развития на национальном и местном уровнях. | В МАР учётная ставка на гранты в настоящее 5%. Процентная ставка 0,75%.В МБРР можно занимать кредиты до 35 лет. |
Таблица 1.3
Процентные ставки по кредитам МБРР[12]
Средний срок погашения | Кредиты утверждены / После 12 февраля 2008 (2) и с приглашения напереговоры,выданные до 23 июля 2009 | Кредиты с приглашения к переговорам,опубликованном / после 23 июля 2009 года (3) или Утверждено После 30 ноября 2009 | Кредиты Утверждены После 30 июня 2010 года и до 1 июля 2014 (4) | Кредиты Утверждены После 1 июля 2014 (5) | ||||||||
Доллар | Евро | Японская иена | Доллар | Евро | Японская иена | Доллар | Евро | Японская иена | Доллар | Евро | Японская иена | |
До 8 лет | 0.43% | 0,38% | 0,28% | 0.63% | 0,58% | 0,48% | 0.63% | 0,58% | 0,48% | 0.63% | 0,58% | 0,48% |
8-10 лет | 0,48% | 0.43% | 0,33% | 0,68% | 0.63% | 0.53% | 0,68% | 0.63% | 0.53% | 0,68% | 0.63% | 0.53% |
10-12 лет | 0,48% | 0.43% | 0,33% | 0,68% | 0.63% | 0.53% | 0,68% | 0.63% | 0.53% | 0,68% | 0.63% | 0.53% |
12-15 лет | 0,58% | 0.53% | 0.43% | 0,78% | 0,73% | 0.63% | 0,78% | 0,73% | 0.63% | 0,78% | 0,73% | 0.63% |
15-18 лет | 0,68% | 0.63% | 0.53% | 0,88% | 0,83% | 0,73% | 0,88% | 0,83% | 0,73% | 0,88% | 0,83% | 0,73% |
18-20 лет | N / A | N / A | N / A | N / A | N / A | N / A | N / A | N / A | N / A | 0,88% | 0,83% | 0,73% |
Когда МВФ предоставляет финансирование государству-члену, с его официальными органами достигается договоренность о мерах экономической политики, необходимых для преодоления проблем платежного баланса, которые побудили страну обратиться к международному сообществу за финансовой помощью. Конкретнее, в соответствии со Статьями соглашения и исполнением решений Исполнительного совета, определяются условия программы относительно использования ресурсов Фонда, чтобы обеспечить предоставление таких ресурсов государству-члену для содействия ему в решении проблем платежного баланса в соответствии со Статьями соглашения, а также обеспечить достаточные защитные механизмы в отношении временного использования ресурсов МВФ.
МВФ занимается стабилизацией платёжного баланса на определённых политических условиях. Для этого организации использует ряд кредитных инструментов для не-льготного (развивающиеся страны) и льготного (беднейшие страны) финансирования. Группа Всемирного Банка занимается кредитованием реального сектора экономики, выделяя средства начиная от правительств и заканчивая частными фирмами. В составе группы МБРР выдаёт кредиты развивающимся странам, а МАР выдаёт кредиты беднейшим странам мира. В следующей главе проведён анализ выданных кредитов на последние 5 лет от Группы Всемирного Банка для развития мировой экономики и кредиты МВФ для поддержания платёжного баланса за последние 5 лет.