Спишите, вставляя в предложения вводные слова и словосочетания.
Правда
Правда, хорошо, что он приехал? (правда – вводное слово в значении «не правда ли?»).
Правда, на дискуссию у него ушло много сил, но зато молодежь многому научилась (Н. О.)
(правда – вводное слово в функции уступительного союза).
Мужики... не были убеждены, что сараи теперь и правда стали не их (С.) (правда– частица в значении «действительно»).
Знаешь
Он, знаешь, человек обязательный (вводное слово).
А нам за это знаешьчто будет? (близко к частице).
Потом зимы были знаешь какие!
Я нашел на столе знаетечто? (знаешь, знаете в значении экспрессивно-усилительной частицы).
Наконец
Да уходите же, наконец! (Ч.).
В значении же «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным, например:
...Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы (З.); ...Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены, наконеци большая часть приданого дочери (Г.).
Пожалуйста
Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (пожалуйста – вводное слово =«прошу вас»).
Скажи пожалуйста, какой храбрец! (цельное сочетание скажи пожалуйста при выражении удивления, возмущения, негодования).
Вечером пожалуйста, а днем прийти не могу (пожалуйста – частица для выражения согласия, в значении «да»).
Однако
Смотри, однако, будь осторожна. Сколько хлопот, однако. (вводное слово однако обособляется, если стоит в середине или в конце предложения).
Мы не надеялись встретиться, однаковстретились. (слово однако не является вводным: стоит в начале предложения ( части сложного предложения) или связывает однородные члены ( в этих случаях имеет значение противительного союза но).
Исключение составляют те случаи, когда слово однако в начале предложения имеет значение междометия и на этом основании отделяется запятой:
Однако, какой ветер! (Ч.).
Если вводное слово стоит в начале или в концеобособленного оборота, то между ними запятая не ставится:
Ребёнок, /очевидно испугавшись посторонних/, бросился к матери. | Сравните: Ребёнок,/ испугавшись, очевидно, посторонних/, бросился к матери. |
На этом основании слова например, в частности, главным образом и др., стоящие в начале уточняющего или присоединительного оборота, выделяются запятыми вместе со всем оборотом, т. е. после них никакого знака не ставится.
При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:
Дождь, однако же, кажется, зарядил надолго.
Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения?
Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры
(и и но);
Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но,во-первых, работы было
мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела.
Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно
объявил, что песня моя нехороша (Пушкин);
И, как водится, вспоминали только одно хорошее (Крымов).
если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится ( и, но и а).
Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее.
И в самом деле, послышались голоса внизу (Ч.) И пожалуй, это все.
Но конечно, все кончилось благополучно.
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:
авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
и др.
Если во вводной конструкции пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире:
С одной стороны,сочинение интересно по своему содержанию, с другой – оно страдает неровностью изложения.
Задание.
№ 1 Прочитайте текст, определите роль вводных слов, запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
В текстах какого стиля чаще всего используются слова во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, значит и т. д. как средство связи между предложениями и абзацами?
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первон..чальную свежесть…
Я предпол..гаю что слово оживает в двух случаях. (Во)первых когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу…
(Во)вторых даже стёртое слово поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд как (бы) насыщается общей мелодией стиха…
И (на)конец поэзия богата аллитерациями. (К. Паустовский).
Спишите, вставляя в предложения вводные слова и словосочетания.
Выразите мысли с уверенностью.
1. Внимательное чтение повышает грамотность.
2 . Физкультура укрепляет здоровье.
3 . Чтобы заниматься спортом, необходимо предварительно посоветоваться с врачом.
4. Утреннюю зарядку нужно проводить ежедневно.
5. Все наши спортсмены примут участие в кроссе.
№ 3 Выразите мысли как предположение.
1. Солнечные дни установились надолго.
2 . Река вскроется рано.
3. Весна будет тёплая и сухая.
4. Черёмуха в полном цвету и скоро зацветёт сирень.
5. На юге уже начался купальный сезон.