Характеристика налоговой системы РФ

Сущность налогов и сборов, их элементы и функции.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с действующим зак-вом налоги и сборы признаются таковыми, если они установлены в соответствии с НК РФ, а платежи, уплаченные в соответствии с нормами, не относящиеся к налоговому законодательству, не являются налогами и сборами.
Налогоплательщик – российская и иностранная организации, как коммерческие, так и некоммерческие.
Объект НО – возникает вследствие юридических фактов, которые обуславливают обязанность налогоплательщика заплатить налог. В соответствии с п. 1, ст. 38 НК РФ объектом НО могут являться операции по реализации товаров, работ, услуг (далее ТРУ), имущество, прибыль, доход, стоимость реализации ТРУ либо иной объект, имеющий стоимостную количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность платить налог. Один и тот же объект может облагаться налогом только 1 вида 1 раз за тот или иной период налогообложения.
Налоговая база представляет собой стоимость физическую или иную характеристики объекта НО. НБ и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливает НК РФ.
Налоговая ставка – величина налоговых вычислений на 1 ед. измерения налоговой базы.
Ставки устанавливаются в 2 формах: адвалорные (выражаются в процентах %) и специфические (выражаются в денежных выражениях в зависимости от физических характеристик объекта НО), например, земельный налог.
Функции налогов:
1) фискальная – выражает общественное предназначение налогов, сформировывая доходы бюджетов разных уровней и гос. бюджетных фондов.
2) регулирующая – направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма, имеет 3 подфункции:
а) стимулирующая – направлена на развитие определенных социально – экономических процессов, регулируется через систему льгот.
б) дестимулирующая – посредством сознательного увеличения налогового бремени препятствует развитию определенных социально – экономических процессов.
в) контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
3) распределительная – состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Классификация налогов.

Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества.
Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового
Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются:
1. По способу изъятия:
- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)
- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)
2. По субъекту налога:
- с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)
- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)
- смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)
3. По уровню власти:
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.)
- региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)
- местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)
4. По назначению:
- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)
- целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)
5. По источнику уплаты налоговых сумм:
- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)
- финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог)
- доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход)
- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).
6. По объекту налогообложения:
- имущественные
- ресурсные (рентные)
- с доходов
- налоги на потребление
- с отдельных видов деятельности, операций
7. По методу исчисления:
- прогрессивные / регрессивные
- пропорциональные / линейные
- ступенчатые / твердые
8. По способу обложения:
- кадастровые / безналичные
- декларационные / налично-денежные
9. По фискальной потребности:
- раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет)
- количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков
10. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом
- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета
11. По порядку ведения:
- общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.).
- факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).

Принципы налогообложения.

1) Принцип справедливости, под которым понимается всеобщность обложения и равномерность распределения налогового бремени.
2) Принцип определенности – требующий, чтобы вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа были ясно определены и доведены до плательщиков.
3) Принцип удобности – указывает на необходимость взимания налогов в удобное время и удобным способом для налогоплательщика.
4) Принцип экономии – заключается в снижении затрат по взиманию налога, превышающие суммы налога над расходами по их сбору.

Элементы налогообложения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в числе которых:

– объект налогообложения – операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;
– налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
– налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
– налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
– порядок исчисления налога – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление;
– порядок и сроки уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством;
– налоговые льготы – в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Характеристика налоговой системы РФ.

Элементами налоговой системы являются: 1) виды налогов, законодательно принятые органами законодательной власти в соответствием территориального образования (федеральные, региональные и местные); 2) субъекты налога (налогоплательщики, уплаченные налоги и сборы, в соответствии с принятыми в государстве законами); 3) органы госуд. власти и местного самоупр. как институт власти, которые наделены опреденными правами по изъятию налогов и субъектов налога по установлению контроля за уплатой налогов и установлению контроля за уплатой налогов и налогоплательщиками; 4) законодательная база (НК, законы, постановления) по НО правами, обязанностями и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

Законодательную базу системы определяют законы, принимаемые соответственными органами власти. В РФ общую линию налогового законодательства определяет Гос. Дума, Совет Федерации, Президент и Правительство РФ. Госдума рассматривает вопросы законодательства и принимает законы о НО, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента РФ вступают в силу. Согласно законодательству РФ, налоговая система является 3-уровневой по исчислению и уплате налогов и сборов. В зависимости от уровня различают 3 вида налогов: федеральные, региональные, местные.

Наши рекомендации