Этапы совершенствования логистической деятельности
Выделяют три этапа совершенствования логистики.
Первый этап – 60-е годы XX в. – характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, а также координацией их использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки-разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат, по единому графику и по согласованной технологии.
Второй этап – начало 80-х годов XX в. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
Третий этап наметился с середины 80-х годов XX в. и характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Концепцию логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинают признавать большинство участников цепи снабжения, производства и распределения. Появляются современные коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить быстрое прохождение материальных и информационных потоков и осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской деятельности. Функциональные области логистики. Правила логистики. Функциональная взаимосвязь логистики с другими направлениями хозяйственной деятельности.
Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.
Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.
Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности.
Объектом изучения логистики являются сквозные материальные потоки, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.
Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых (ФП) и информационных потоков (ИП).
Основными задачами логистики являются:
- рационализация материальных потоков предприятия;
- максимизация загрузки производственных мощностей заказами потребителей;
- экономия материальных ресурсов на всех стадиях материального потока;
- оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.
Логистика имеет большое значение как для клиентов и поставщиков предприятия, так и для владельцев и акционеров. Главными показателями значимости логистики являются время и место. У товаров и услуг практически нет никакой ценности, если они не находятся именно в то время и в том месте, где в них возникает потребность. В результате успешного управления логистикой после каждого вышеперечисленного логистического действия добавленная стоимость товара должна возрастать. Если какое-либо из логистических действий либо не прибавляет, либо прибавляет очень мало добавленной стоимости, то нужно тщательно проанализировать, есть ли вообще в нем необходимость, В любом случае добавленная стоимость появляется тогда, когда клиент готов платить за товар или услугу больше, чем составляет себестоимость этого товара или услуги. Для очень многих предприятий во всём мире логистика стала важнейшим процессом создания добавленной стоимости.
Показатели логистики:
- время поставки;
- точность, верность, обязательность поставки;
- готовность к поставке;
- качество поставок - определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией;
- гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения;
- информация - способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях.
Сущность логистики в комплексе - управлять товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции.
В современных условиях специалисты выделяют несколько функциональных областей логистики:
o логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);
o производственная логистика;
o сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика);
o транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики);
o информационная логистика.
Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:
o груз – нужный товар;
o качество – необходимого качества;
o количество – в необходимом количестве;
o время – должен быть доставлен в нужное время;
o место – в нужное место;
o затраты – с минимальными затратами.
Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии. Логистические функции «разбиваются» по разным службам. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
Рис. 3. Так называемое «одеяло», «углы» которого тянут на себя различные подразделения фирмы
Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальными потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.
Логистика и маркетинг. Задачи, решаемые на производственном предприятии, службой маркетинга и логистики до 70-х годов были схожие. Однако после развития логистики и маркетинга произошли изменения. До этого логистика была встроена в маркетинг, а сейчас задачи оптимизации потоковых процессов фирмы изучаются отдельно. К настоящему времени сложилась определенная модель отношений между маркетингом и логистикой в управлении всей хозяйственной деятельностью фирмы:
1) анализ окружающей среды и рыночное исследование;
2) анализ потребителей;
3) планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;
4) планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту.
Первые две маркетинговые задачи могут решаться без участия логистики, но третья и четвертая задачи должны решаться совместно.
Например, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами и транспортировка.
Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. А вот выполняются эти требования системой логистики.
Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации маркетинговых стратегий.
Логистика в маркетинге изучает только потоковые процессы.
Маркетинг в рамках формирования и реализации своей программы принимает на се
бя достижение стратегических и тактических целей фирмы, а логистика — оперативное управление (координацию и оптимизацию) всеми потоковыми процессами фирмы.
Логистика и планирование производства. Производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Следовательно, служба логистики предприятия должна участвовать в принятии решений о закупке продукции в производство.
Также, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками, в процессе реализации, и имея исчерпывающую информацию о рынках сбыта, служба логистики должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.
Задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.
Контроль за уровнем качества является совместной задачей службы логистики и планирования производства.
Логистика и финансы.Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, связанна с большими расходами. Определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики будет исходить из реальных возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются при закупках оборудования. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.
С позиций бизнеса логистика должна поддерживать реализацию корпоративной стратегии компании с оптимальными затратами материальных, финансовых, трудовых, информационных, энергетических и других видов ресурсов. Таким образом, логистика должна являться стратегической платформой поддержки бизнеса фирмы за счет принятия рациональных управленческих решений, основанных на правильном выборе логистических стратегий, концепций, систем и технологий, правильной организации логистической деятельности (логистического процесса) в компании.
Во многих случаях появление должности логиста в отечественных фирмах – это подражание Западу, где в большинстве крупных и средних компаний существуют логистические подразделения. В белорусских компаниях зачастую нет видения предназначения логистики в стратегическом плане. Пока, к сожалению, во многих компаниях, где делаются попытки внедрения логистики, остается доминирующей трактовка, когда в службах логистики «механистически», без какой-либо логистической стратегии, конструктивной идеи объединяются подразделения склада, транспорта, таможенного оформления, что приводит часто лишь к возникновению конфликтной ситуации внутри персонала компании.
Необходимо формировать и развивать понимание в отечественном бизнесе того, что наилучших результатов добиваются те компании, которые используя концепцию интегрированной логистики, направленную на минимизацию общих логистических издержек фирмы, позволяют фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в новые производственные технологии, оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.п. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума полных затрат, но и по таким ключевым факторам бизнеса, как время исполнения заказа и качество потребительского сервиса.
Логистика способна связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми сферами бизнеса компании, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж.
Рационально управляя запасами продукции в закупках, производстве и дистрибьюции, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций компании на рынке.
Таким образом, логистика поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая внутрифирменные противоречия между закупками, производством, маркетингом, финансами и продажами и оптимизируя межорганизационные взаимоотношения с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.