Доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества для целей налогообложения прибыли

Доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества отражаются в налоговых периодах, к которым относится соответствующая плата.

Вариант

Предусмотреть иной способ включения во внереализационные доходы для целей налогообложения прибыли доходов от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества.

Обоснование

Подпункт 3.15 п.3 ст.128 НК.

Метод расчета сумм акцизов, включаемых в затраты.

При определении суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, используется метод удельного веса.

Вариант

При определении суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, используется метод раздельного учета направления использования подакцизных товаров.

Обоснование

Пункт 5 ст.122 НК.

Бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерская отчетность составляется по формам, утвержденным постановлением № 111.

Вариант

Бухгалтерская отчетность составляется по формам согласно приложению 5 к Положению, разработанным на основе форм, утвержденных постановлением № 111.

Обоснование

Глава 1 Инструкции № 111.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА

Способы ведения бухгалтерского учета.

Установить, что ведение бухгалтерского учета осуществляется по автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета, с использованием бухгалтерской программы

<…>

Варианты:

• установить, что ведение бухгалтерского учета осуществляется по журнально-ордерной форме учета, с ручной обработкой данных;

• иным способом.

Учетная политика, применяемая в структурных подразделениях.

Установить, что в своей деятельности структурные подразделения организации руководствуются учетной политикой, принятой Положением.

При необходимости, обусловленной производственной спецификой, структурные подразделения могут применять иные, не оговоренные в настоящем Положении элементы учетной политики, не противоречащие действующему законодательству, которые в обязательном порядке должны утверждаться распоряжением по подразделению. В таких случаях распоряжение прилагается к настоящему Положению и признается его неотъемлемым элементом.

Принятие на работу, перемещение и увольнение материально ответственных лиц.

Принятие на работу, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности, производится по согласованию с главным бухгалтером.

<…>

Настоящее Положение довести до сведения руководства предприятия и его структурных подразделений.

Обоснование

В данном разделе учетной политики организации предусматривают способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы.

Приложение 1 к Положению

План счетов бухгалтерского учета организации

<…>

Обоснование

Инструкция № 50 устанавливает единый порядок применения типового плана счетов и отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций).

В Инструкции № 50 приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и открываемых к ним субсчетов (счетов второго порядка), забалансовых счетов, раскрыты их структура и назначение, а также порядок отражения наиболее распространенных хозяйственных операций на счетах и субсчетах методом двойной записи.

Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Министерством финансов РБ может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.

На основе типового плана счетов руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее - рабочий план счетов).

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Таким образом, в своей учетной политике организация должна оговорить план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности. При этом структура субсчетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета организации может отличаться от предусмотренной в типовом плане счетов бухгалтерского учета.

При этом следует учитывать, что ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.

В этой связи особое внимание организациям следует обратить на главу 7 «Пояснительная записка» Инструкции № 111, которой предусмотрен объем информации, которую должна будет содержать пояснительная записка, а также на требования к ведению аналитического учета по используемым организацией счетам, установленные Инструкцией № 50.

Приложение 2 к Положению

Применяемые организацией самостоятельно разработанные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации

<…>

Обоснование

С 1 апреля 2011 г. при применении первичных учетных документов следует руководствоваться не только нормами Закона, но и нормами Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее - Указ № 114).

Подпунктом 1.1 п.1 Указа № 114 предусмотрено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно подп.1.2 п.1 Указа № 114 формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров РБ, утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне.

Согласно подп.1.3 п.1 Указа № 114 формы первичных учетных документов, не указанных в подп.1.2 п.1 Указа № 114, могут утверждаться руководителем организации либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов РБ.

При этом организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления в соответствии с частью первой подп.1.3 п.1 Указа № 114.

Согласно подп.1.4 п.1 Указа № 114 первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:

• наименование документа, дату его составления;

• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;

• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);

• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Организации могут утверждать акты выполненных работ или оказанных услуг, бухгалтерскую справку-расчет, документ по передаче расходов по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», акт снятия остатков топлива и др.

Как приложение к данной части учетной политики организациям целесообразно составлять реестр самостоятельно разработанных и утвержденных первичных учетных документов.

Приложение 3 к Положению

Применяемые организацией регистры бухгалтерского учета

<…>

Обоснование

Согласно ст.2 Закона регистр бухгалтерского учета - документ, предназначенный для систематизации и накопления учетной информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, в денежном и (или) количественном выражении.

Общие требования к содержанию регистров бухгалтерского учета содержатся в ст.10 Закона.

Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по формам, разработанным организациями с соблюдением требований, установленных ст.10 Закона.

При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Регистр бухгалтерского учета на бумажном или машинном носителе информации должен содержать название, период (начало и окончание) регистрации хозяйственных операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за его ведение.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета, выведенном или составленном на бумажном носителе информации, должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты внесения исправления. Указанное исправление влечет за собой идентичное изменение информации в регистрах бухгалтерского учета, составленных на машинном носителе информации.

К таким документам могут относиться, например, накопительные ведомости по счетам, реестр выполненных работ (оказанных услуг, реализованных товаров), карточка расчета амортизационных отчислений от стоимости объекта основных средств (нематериальных активов), разработочная таблица по расчету амортизации основных средств (нематериальных активов) и др.

Кроме регистров бухгалтерского учета в данной части учетной политики целесообразно предусмотреть применяемые организацией формы регистров налогового учета.

Статьей 62 НК предусмотрено, что налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Как приложение к данной части учетной политики организациям целесообразно составлять реестр применяемых регистров учета.

Приложение 4 к Положению

График движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета

<…>

Обоснование

Движение первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в бухгалтерском учете регламентируется графиком (схемой) документооборота (далее - график).

Работу по составлению графика организует главный бухгалтер. График - обязательный элемент приказа (иного документа) по учетной политике организации.

График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения их каждым первичным учетным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Работники организации (начальники цехов, мастера, табельщики, работники планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и др.) обязаны представлять документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику.

Ответственность за соблюдение графика несут лица, составившие и подписавшие документы, указанные в графике.

Контроль за соблюдением исполнителями графика по организации осуществляет главный бухгалтер.

Приложение 5 к Положению

Применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности

<…>

Обоснование

Учетной политикой должны быть утверждены применяемые организацией самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности, если в формы бухгалтерской отчетности, утвержденные постановлением № 111, введены дополнительные показатели по указанию пользователей этой отчетности.

Согласно п.8 Инструкции № 111 при внесении дополнительных реквизитов и сведений в бухгалтерскую отчетность должна быть соблюдена структура (коды строк и граф) бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании полученных средств.

Примечание 1. В примерной форме приказа приведены основные способы и методы ведения учета, которые может выбрать организация для своей учетной политики. В то же время организация может оговорить иные способы и методы ведения учета, необходимые для осуществляемых ею хозяйственных операций.

Примечание 2. Данный способ учета могут предусмотреть в учетной политике организации, отражающие выручку методом «по оплате».

Примечание 3. Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса РБ (далее - НК) и иными нормативными актами по вопросам налогообложения. Данное обстоятельство следует учитывать при определении момента признания в бухгалтерском учете организации соответствующих видов доходов и расходов.

Примечание 4. Дата отгрузки для целей исчисления НДС определяется на основании п.1 ст.100 НК.

Примечание 5. Организации, для которых законодательством не предусмотрено обязательное создание резервов, могут не создавать резервы предстоящих платежей.

20.02.2012 г.

Анна Крупнова, консультант главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»

Наши рекомендации