Основные принципы стратегической карты
Назначение метода
Применяются в практике стратегического управления и оценки эффективности деятельности предприятий по нескольким различным системам показателей.
Цель метода
Сосредоточение внимания на тех сторонах деятельности предприятия, которые наиболее важны в настоящий момент и перспективе.
Суть метода
Стратегические карты (strategy maps) - это инструмент, позволяющий менеджменту предприятий формулировать и отображать то, как можно эффективно создавать ценность, согласовывая стратегические цели через цепь причинно-следственных связей.
План действий
K разработке стратегической карты приступают, имея краткое описание миссии, видения и стратегии предприятия.
Построение СK сводится к интеграции целей предприятия в четырех составляющих сбалансированной системы показателей (ССП) и подразумевает выполнение следующих действий.
- Определение стратегической цели в финансовых показателях - создание долгосрочной акционерной стоимости (финансовая составляющая).
- Предложение потребительной ценности клиентам, обеспечивающее достижение финансовых целей (клиентская составляющая).
- Выявление внутренних бизнес-процессов и доведение их до совершенства для обеспечения реализации финансовых и клиентских целей (составляющая внутренних процессов).
- Демонстрация возможностей, которые должно использовать предприятие для достижения целей, сформулированных в первых трех составляющих (составляющая обучения и развития).
Особенности метода
Стратегические карты (СK) предназначены для определения и наглядного описания стратегических целей, задач и показателей, а также путей их достижения и решения. СK позволяет донести до отдельных подразделений и сотрудников предприятия их роль в реализации стратегий. СK могут быть созданы на любом уровне управления, и каждый уровень будет иметь возможность видеть свое место на общей СK.
СK представляет собой модель, демонстрирующую, как стратегия объединяет нематериальные активы и процессы создания стоимости. Совершенствование нематериальных активов влияет на финансовые результаты через цепь причинно-следственных связей. СK, описывая логику стратегии, четко показывает как:
- создать новую стоимость при помощи составляющих внутренних бизнес-процессов, обучения и развития;
- разработать стратегические направления, основанные на создании стоимости;
- определить процессы, которые трансформируют нематериальные активы в материальную стоимость;
- построить новую схему для описания, оценки и приведения в стратегическое соответствие трех видов нематериальных активов составляющей обучения и роста (человеческого капитала, информационного капитала и организационного капитала) с целями и процессами внутренней составляющей.
Основные принципы стратегической карты
- Стратегия должна устанавливать равновесие между противоречащими друг другу факторами.
- Решающим фактором воплощения стратегии в жизнь является дифференцированное предложение воспринимаемой потребительной ценности.
- Стоимость создают через внутренние бизнес-процессы.
- Стратегия состоит из одновременно протекающих и дополняющих друг друга тем (направлений).
- Нематериальные активы должны находиться в стратегическом соответствии, чтобы участвовать в создании стоимости.
Дополнительная информация:
- Все критерии оценки четырех составляющих системы показателей связаны между собой причинно-следственными отношениями. На схеме эти связи показаны стрелками.
- Максимальная стоимость создается тогда, когда все нематериальные активы находятся в строгом соответствии друг с другом, с материальными активами и со стратегией компании.
Достоинства метода
Наглядность: вся информация содержится на одной странице, что делает возможным относительно простую стратегическую коммуникацию.
Недостатки метода
Методологическая сложность определения показателей интеллектуального капитала.
Ожидаемый результат
Удовлетворенные акционеры, довольные клиенты, эффективные и результативные процессы, мотивированный и подготовленный персонал.