Информация, представляемая либо в отчете о прибылях и убытках, либо в примечаниях
Информацию о характере и величине существенных статей отчета о прибылях и убытках следует раскрывать отдельно.
Отдельно раскрывается информация о прибылях и убытках:
(i) уменьшение стоимости запасов до чистой цены продажи или стоимости основных средств до возмещаемой суммы (а также восстановление указанных сумм);
(ii) создание резервов на реструктуризация деятельности организации (и восстановление резервов, из которых покрываются расходы на реструктуризацию);
(iii) выбытие объектов основных средств;
(iv) выбытие инвестиций;
(v) прекращенная деятельность;
(vi) расчеты по результатам судебного процесса;
(vii) восстановление прочих резервов.
Организация обязана представлять аналитическую структуру расходов, используя классификацию, основанную либо на характере, либо на функциональном назначении расходов, в зависимости от того, какой из классификационных признаков более уместен.
Предприятиям рекомендуется представлять анализ в отчете о совокупном доходе или в отдельном отчете о прибылях и убытках, если он представляется).
ПРИМЕР – классификация результатов по их назначению
Компания сдает в аренду копировальную технику и аппараты по продаже напитков. Выделение в отчетности финансовых результатов и используемых чистых активов по каждому направлению (функции) бизнеса способствует лучшему представления информации.
В целях более наглядного представления компонентов финансового результата, которые могут различаться по частоте, доходности, а также по прогнозируемости, расходы разбиваются на подклассы. Аналитическая разбивка представляется в одном из двух форматов.
Первый формат предусматривает разбивку на основе характера расходов. Расходы в отчете о прибылях и убытках группируются в зависимости от их природы (например, расходы на амортизацию, приобретение материалов, транспортировку, вознаграждение работникам или на рекламу) и не структурируются по функциональному назначению внутри организации.
Распределение расходов по функциональному назначению необязательно. Пример классификации на основе характера расходов приведен ниже:
Выручка | X | |
Прочие доходы | X | |
Изменения запасов готовой продукции и незавершенного производства | X | |
Сырье и расходные материалы | X | |
Вознаграждение | X | |
Амортизационные расходы | X | |
Прочие расходы | X | |
Совокупные расходы | (X) | |
Прибыль | X |
Второй формат предусматривает структурирование по функциональному назначению расходов или на основе себестоимости. При этом расходы подразделяются на собственно себестоимость, расходы по сбыту (коммерческие) и административные (управленческие) расходы.
Как минимум, организация должна раскрыть информацию о себестоимости продаж отдельно от других расходов. Данный метод позволяет представить пользователям более обобщенную информацию, чем метод классификации затрат на основе их характера, однако структурирование расходов по функциональному назначению может потребовать произвольного распределения затрат и профессионального суждения. Пример классификации расходов по их функциям приведен ниже:
Выручка | X |
Себестоимость продаж | (X) |
Валовая прибыль | X |
Прочие доходы | X |
Коммерческие расходы | (X) |
Управленческие расходы | (X) |
Прочие расходы | (X) |
Прибыль | X |
Организации, которые классифицируют расходы по функциям, обязаны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, включая расходы на амортизацию и вознаграждения работникам.
Выбор формата представления зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера деятельности организации. Оба формата позволяют продемонстрировать те затраты, которые изменяются прямо или косвенно в зависимости от объема продаж (или производства).
Наиболее приемлемый формат представления выбирает руководство организации. Так как если сведения о характере расходов полезны для прогнозирования движения денежных средств, то при использовании классификации расходов по функциональному назначению потребуется дополнительное раскрытие информации.
ПРИМЕРЫ– учет курсовой разницы
Проблема
Курсовые разницы возникают при пересчете из одной валюты в другую в финансовой отчетности дочернего предприятия для ее включения в финансовую отчетность отчитывающегося предприятия.
Руководство должно аккумулировать такую курсовую разницу на счетах капитала до момента реализации, инвестиций.
Каким образом руководство должно учитывать курсовую разницу в отчете об изменениях капитала?
История вопроса
Предприятие имеет дочерние компании в нескольких зарубежных странах. Все компании являются консолидируемыми, и руководство классифицирует курсовую валютную разницу, возникающую в результате пересчета финансовой отчетности дочерних компаний из одной валюты в другую, как фонд курсовых разниц в капитале.
Решение
Руководство должно учитывать прибыль/убытки от пересчета в составе отчета об изменениях капитала.
Дополнительно, руководство должно приводить в примечаниях к финансовой отчетности, выверку суммы курсовых разниц на начало и в конец периода.